Актуальные проблемы социологических исследований

курсовая работа

2.Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества.

2.1. Что такое социальная информация, ее виды.

Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в со-циологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным мето-дом, представляет изучаемые яв-ления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций со-циологии российских реформ спе-циальный раздел о социальной информации.

Дать определение социальной информации не так уж сложно: это -- совокупность сведений о социальных процессах в обще-стве, которые накоплены в раз-ных источниках, -- в сборниках статистических материалов и офи-циальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.), в газе-тах и журналах, в архивных до-кументах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носи-тели, и др.

Говоря о социальной информа-ции, следует отметить, что за го-ды реформ роль информации в российском обществе заметно воз-росла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общест-венного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в на-шу повседневную жизнь, чему не-мало способствуют избиратель-ные кампании, которые практи-чески непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно со-циальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более то-го, технологии «паблик рилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института.

В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания со-здают собственные аналитиче-ские центры (например, имеет его «Новая газета»), которые на рын-ке информационных услуг успеш-но конкурируют со многими специ-ализированными НИИ и центра-ми общественного мнения. Через прессу с социальной информаци-ей знакомятся миллионы людей.

Нельзя не отметить появление специализированных изданий, представляющих информацию по тем или иным социологическим научным исследованиям. Напри-мер, в 2000 г. вышла интересней-шая книга (первый опыт такого рода) «Миграция и информация»1, в которой собраны работы не о самой миграции, а об ее инфор-мационном обеспечении, рассмат-ривается ее «информационное пространство», в частности, как представлены миграционные про-блемы в разных источниках ин-формации.

Наконец, все более значимую роль в распространении разнооб-разной социальной информации начинает играть в России сеть «Интернет». Для пользователей интернета становятся доступны-ми информационные ресурсы, со-держащиеся на сайтах научных организаций, в специализирован-ных порталах, электронных изда-ниях и т.п. Ниже я охарактеризую те ви-ды социальной информации, ко-торые наиболее важны для освое-ния курса «Социология россий-ских реформ». Вопрос о видах возникает потому, что по своему характеру социальная информа-ция разнородна. Например, информация, которую содержат мас-сивы заполненных анкет и доку-менты государственных архивов, весьма различна.

Виды социальной информации могут выделяться по различным критериям: по содержанию, фор-ме, носителям, источникам и т.п. Содержательные различия между разными видами социаль-ной информации бесконечно раз-нообразны. Ведь в принципе она включает данные о странах и кон-тинентах, населяющих их наро-дах, их истории, возникновении и распаде государств, войнах, пе-ределах мира, истории мировой культуры, социальных настрое-ниях различных групп населения разных стран и т.д. Для освоения курса «Социология российских реформ» главной является инфор-мация, содержание которой так или иначе затрагивает трансфор-мацию российской экономики и российского общества.

Данные существуют во многих и разнообразных формах. Это цифры, описания событий, днев-никовые записи, рассказы оче-видцев, графики, зарисовки, дру-гие способы отображения соци-альной жизни. Социальная информация раз-личается также по носителям, которые обеспечивают ее хране-ние, накопление и обогащение. Таковыми могут быть: бумажные носители (книги, газеты, журна-лы, официальные документы ор-ганов государственной власти, сте-нограммы митингов и собраний и др.); аудио- и видеозаписи (ин-тервью, телевизионные програм-мы и т.п.), электронные носители и глобальная сеть Интернет. Можно выделить еще два вида социальной информации по це-лям ее сбора. Так, она может быть целевой, собираемой специальны-ми государственными и общест-венными организациями (напри-мер, НИИ, исследовательскими центрами газет и журналов, от-дельными учеными и т.д.) для на-учных нужд и нецелевой, накап-ливающейся в социальной памя-ти людей в процессе их повседнев-ной жизни.

Обычно, говоря о видах соци-альной информации, имеют в ви-ду ее классификацию в зависи-мости от источников. В этом слу-чае виды информации -- это те ее массивы, которые происходят из разных источников. Главными из таких видов можно считать сле-дующие:

1) официальная статистиче-ская информация Госкомстата России;

2) данные, содержащиеся в официальных документах органов государственного управления;

3) данные, получаемые с по-мощью массовых опросов;

4) данные, получаемые с по-мощью опросов экспертов; л *

5) данные средств массовой ин-формации;

6) данные, которые содержатся в соответствующих научных трудах. Далее охарактеризую каждый из этих видов социальной инфор-мации

Делись добром ;)