2.Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества.
2.1. Что такое социальная информация, ее виды.
Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в со-циологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным мето-дом, представляет изучаемые яв-ления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций со-циологии российских реформ спе-циальный раздел о социальной информации.
Дать определение социальной информации не так уж сложно: это -- совокупность сведений о социальных процессах в обще-стве, которые накоплены в раз-ных источниках, -- в сборниках статистических материалов и офи-циальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.), в газе-тах и журналах, в архивных до-кументах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носи-тели, и др.
Говоря о социальной информа-ции, следует отметить, что за го-ды реформ роль информации в российском обществе заметно воз-росла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общест-венного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в на-шу повседневную жизнь, чему не-мало способствуют избиратель-ные кампании, которые практи-чески непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно со-циальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более то-го, технологии «паблик рилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института.
В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания со-здают собственные аналитиче-ские центры (например, имеет его «Новая газета»), которые на рын-ке информационных услуг успеш-но конкурируют со многими специ-ализированными НИИ и центра-ми общественного мнения. Через прессу с социальной информаци-ей знакомятся миллионы людей.
Нельзя не отметить появление специализированных изданий, представляющих информацию по тем или иным социологическим научным исследованиям. Напри-мер, в 2000 г. вышла интересней-шая книга (первый опыт такого рода) «Миграция и информация»1, в которой собраны работы не о самой миграции, а об ее инфор-мационном обеспечении, рассмат-ривается ее «информационное пространство», в частности, как представлены миграционные про-блемы в разных источниках ин-формации.
Наконец, все более значимую роль в распространении разнооб-разной социальной информации начинает играть в России сеть «Интернет». Для пользователей интернета становятся доступны-ми информационные ресурсы, со-держащиеся на сайтах научных организаций, в специализирован-ных порталах, электронных изда-ниях и т.п. Ниже я охарактеризую те ви-ды социальной информации, ко-торые наиболее важны для освое-ния курса «Социология россий-ских реформ». Вопрос о видах возникает потому, что по своему характеру социальная информа-ция разнородна. Например, информация, которую содержат мас-сивы заполненных анкет и доку-менты государственных архивов, весьма различна.
Виды социальной информации могут выделяться по различным критериям: по содержанию, фор-ме, носителям, источникам и т.п. Содержательные различия между разными видами социаль-ной информации бесконечно раз-нообразны. Ведь в принципе она включает данные о странах и кон-тинентах, населяющих их наро-дах, их истории, возникновении и распаде государств, войнах, пе-ределах мира, истории мировой культуры, социальных настрое-ниях различных групп населения разных стран и т.д. Для освоения курса «Социология российских реформ» главной является инфор-мация, содержание которой так или иначе затрагивает трансфор-мацию российской экономики и российского общества.
Данные существуют во многих и разнообразных формах. Это цифры, описания событий, днев-никовые записи, рассказы оче-видцев, графики, зарисовки, дру-гие способы отображения соци-альной жизни. Социальная информация раз-личается также по носителям, которые обеспечивают ее хране-ние, накопление и обогащение. Таковыми могут быть: бумажные носители (книги, газеты, журна-лы, официальные документы ор-ганов государственной власти, сте-нограммы митингов и собраний и др.); аудио- и видеозаписи (ин-тервью, телевизионные програм-мы и т.п.), электронные носители и глобальная сеть Интернет. Можно выделить еще два вида социальной информации по це-лям ее сбора. Так, она может быть целевой, собираемой специальны-ми государственными и общест-венными организациями (напри-мер, НИИ, исследовательскими центрами газет и журналов, от-дельными учеными и т.д.) для на-учных нужд и нецелевой, накап-ливающейся в социальной памя-ти людей в процессе их повседнев-ной жизни.
Обычно, говоря о видах соци-альной информации, имеют в ви-ду ее классификацию в зависи-мости от источников. В этом слу-чае виды информации -- это те ее массивы, которые происходят из разных источников. Главными из таких видов можно считать сле-дующие:
1) официальная статистиче-ская информация Госкомстата России;
2) данные, содержащиеся в официальных документах органов государственного управления;
3) данные, получаемые с по-мощью массовых опросов;
4) данные, получаемые с по-мощью опросов экспертов; л *
5) данные средств массовой ин-формации;
6) данные, которые содержатся в соответствующих научных трудах. Далее охарактеризую каждый из этих видов социальной инфор-мации
- 2.Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества.
- 2.2. Статистическая информация Госкомстата России
- 2.3. Данные, содержащиеся в официальных документах
- 2.4. Информация, собираемая с помощью массовых опросов
- 2.5. Экспертная информация -- данные, полученные с помощью опросов экспертов
- 2.6. Данные средств массовой информации
- Социологическое исследования в организации. Сущность и структура процесса социологического исследования
- Обоснование социологической проблемы исследования
- Социологическое исследование.
- Программа социологического исследования
- 8.2.Проблема в программе социологического исследования
- 6.1. Социологические исследования как направление социологического знания. Виды социологических исследований
- Методология социологического исследования
- 1. Прикладное социологическое исследование
- 59. Социологические исследования как направление социологического знания. Классификация социологических исследований.