1.2 Социокультурная динамика
культура социокультурный данилевский сорокин
Культура всегда находится в движении: она возникает, развивается, приходит в упадок, передается от поколения к поколению. Модификацию или изменение культуры во времени и пространстве описывает культурная динамика.
Принято выделять несколько источников и факторов культурной динамики: открытие, изобретение, обращение к культурному наследию, диффузию, синтез.
Открытие -- получение новых знаний о мире, неизвестных ранее.
Изобретение -- новая комбинация известных культурных элементов или комплексов, включающая новый способ изготовления вещей (технологию).
Открытие и изобретение -- это разновидности инноваций. Инновация -- выработка новых идей, образов, моделей, принципов действий, политических и социальных программ, направленных на выдвижение новых форм деятельности или организации общества [21, C.43].
Носителями новаторства выступают творческие личности или новаторские группы. Среди них:
- собственно деятели культуры -- дизайнеры, художники, ученые, композиторы, писатели -- представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых -- создание новых элементов культуры;
- первые исполнители, интерпретаторы, демонстраторы, с деятельностью которых связано превращение новой идеи в культурный образец;
- культурные «стражники» -- редакторы, цензоры, диск-жокеи, кинокритики, ведущие популярных программ, владельцы художественных галерей, музейные администраторы, те, кто регулирует проникновение новых элементов культуры в общество и от кого (как и от исполнителей) зависит, что и как будет показано публике, вызовет ли это ее интерес, привлечет ли ее внимание;
- массовая публика [7, C.53].
На массовом уровне носителями инноваций часто оказывается выходцы из иной социокультурной среды -- сектанты, диссиденты, маргиналы. Они не принимают сложившихся нормативных принципов и ищут свои особые пути самоутверждения.
Судьба открытий и изобретений определяется соответствующими социальными условиями. Из истории известно множество примеров того, как инновации отторгались и обрекались на забвение, если они не соответствовали социокультурной среде.
Открытия и изобретения распространяются в социальном или географическом пространстве с помощью диффузии. Диффузия -- взаимное проникновение культуры из одного общества в другое при их соприкосновении. В социологии культурно соприкосновение называется культурным контактом.
Распространение культуры предполагает и заимствование -- освоение элементов культуры из одного общества (источник) в другое (принимающее). Там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых, происходит культурная аккумуляция:
Факторы, влияющие на культурную диффузию:
- степень интесивности контактов;
- условия контакта, степень навязывания культуры;
- степень готовности общества к усвоению к усвоению нововведений, степень дифференциации общества [7, C.56].
Важным фактором динамики культуры является обращение к культурному наследию. Культурное наследие -- сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в общественной памяти. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одной страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры.
Процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение называется культурной трансмиссией.
В современном мире важным источником преобразования социокультурной системы становится синтез. Синтез -- взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новая модель социокультурного устройства, отличающаяся от составляющих компонентов и имеющее собственное содержание или форму.
Любая культура стремится не только перенимать черты других культур, но и защититься от нежелательного проникновения. Избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую называется селективностью [7, C.60].
Причины селективности:
- новые элементы могут разрушить сложившуюся культуру;
- культура еще не готова для заимствований данных изобретений: заимствование новых элементов запрещает идеологи. В социологии культуры сложилась классификация культурных изменений разного уровня.
Выделяются следующие типы культурных изменений:
1. Историческая смена фаз и этапов, связанная со сменой основных типов социальности (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный).
2. Смена духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентации; территориальные перемены центров культурной деятельности (романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм).
3. Обогащение и дифференциация культуры, формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний.
4. Состояние длительной неизменности, повторяемости норм, ценностей, знаний, ограничение нововведений, приверженность неизменным традициям -- культурный застой.
5. Ослабление дифференциации или устранение элементов культуры, упадок и деградация.
6. Кризис культуры как проявление несоответствия разных частей социокультурной системы. Пути преодоления кризиса:
- изоляция от внешнего мира:
- реформация;
- регуляция разнообразия;
- преобразование культуры.
7. Циклические, или волнообразные, изменения -- движение общества по сходным циклам бытия, повторяющее себя на протяжении многих поколений.
Инверсия -- вариант цикличности, охватывающий и духовные, и политические изменения, которые идут не по кругу, а совершают маятниковые качания от одного крайнего состояния к другому. Инверсия может привести к разрушению накопленного ранее, а затем -- к возрождению или реставрации, возрождению необходимых компонентов духовной структуры.
8. Преобразование как радикальное изменение культуры при сохранении прежнего достояния [7, C.61].
- Введение
- Глава 1. Сущность теории культуры. Социокультурная динамика
- 1.1 Понятие культуры
- 1.2 Социокультурная динамика
- Глава 2. Анализ теории культуры П. Сорокина в сравнении с теорией культуры Н.Я. Данилевского
- 2.1 Социокультурная система П. Сорокина
- 2.2 Сравнительная характеристика теории культуры П. Сорокина и Н.Я. Данилевского
- Заключение
- 23. П. Сорокин: социологические теории американского периода творчества. Теория кризиса культуры по Сорокину. (Зборовский)
- П. А. Сорокин
- П. Сорокин
- 34.Ценность как основополагающий принцип культуры (п. А. Сорокин)
- 16. Социологическая теория суперсистем п. Сорокина. Типология культуры по п. Сорокину.
- §4. Теория социокультурной динамики п. А. Сорокина
- 6. Социологические теории п. Сорокина.
- Интеграционная теория культуры п. Сорокина