logo
Теория культуры П. Сорокина

1.2 Социокультурная динамика

культура социокультурный данилевский сорокин

Культура всегда находится в движении: она возникает, развивается, приходит в упадок, передается от поколения к поколению. Модификацию или изменение культуры во времени и пространстве описывает культурная динамика.

Принято выделять несколько источников и факторов культурной динамики: открытие, изобретение, обращение к культурному наследию, диффузию, синтез.

Открытие -- получение новых знаний о мире, неизвестных ранее.

Изобретение -- новая комбинация известных культурных элементов или комплексов, включающая новый способ изготовления вещей (технологию).

Открытие и изобретение -- это разновидности инноваций. Инновация -- выработка новых идей, образов, моделей, принципов действий, политических и социальных программ, направленных на выдвижение новых форм деятельности или организации общества [21, C.43].

Носителями новаторства выступают творческие личности или новаторские группы. Среди них:

- собственно деятели культуры -- дизайнеры, художники, ученые, композиторы, писатели -- представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых -- создание новых элементов культуры;

- первые исполнители, интерпретаторы, демонстраторы, с деятельностью которых связано превращение новой идеи в культурный образец;

- культурные «стражники» -- редакторы, цензоры, диск-жокеи, кинокритики, ведущие популярных программ, владельцы художественных галерей, музейные администраторы, те, кто регулирует проникновение новых элементов культуры в общество и от кого (как и от исполнителей) зависит, что и как будет показано публике, вызовет ли это ее интерес, привлечет ли ее внимание;

- массовая публика [7, C.53].

На массовом уровне носителями инноваций часто оказывается выходцы из иной социокультурной среды -- сектанты, диссиденты, маргиналы. Они не принимают сложившихся нормативных принципов и ищут свои особые пути самоутверждения.

Судьба открытий и изобретений определяется соответствующими социальными условиями. Из истории известно множество примеров того, как инновации отторгались и обрекались на забвение, если они не соответствовали социокультурной среде.

Открытия и изобретения распространяются в социальном или географическом пространстве с помощью диффузии. Диффузия -- взаимное проникновение культуры из одного общества в другое при их соприкосновении. В социологии культурно соприкосновение называется культурным контактом.

Распространение культуры предполагает и заимствование -- освоение элементов культуры из одного общества (источник) в другое (принимающее). Там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых, происходит культурная аккумуляция:

Факторы, влияющие на культурную диффузию:

- степень интесивности контактов;

- условия контакта, степень навязывания культуры;

- степень готовности общества к усвоению к усвоению нововведений, степень дифференциации общества [7, C.56].

Важным фактором динамики культуры является обращение к культурному наследию. Культурное наследие -- сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в общественной памяти. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одной страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры.

Процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение называется культурной трансмиссией.

В современном мире важным источником преобразования социокультурной системы становится синтез. Синтез -- взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новая модель социокультурного устройства, отличающаяся от составляющих компонентов и имеющее собственное содержание или форму.

Любая культура стремится не только перенимать черты других культур, но и защититься от нежелательного проникновения. Избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую называется селективностью [7, C.60].

Причины селективности:

- новые элементы могут разрушить сложившуюся культуру;

- культура еще не готова для заимствований данных изобретений: заимствование новых элементов запрещает идеологи. В социологии культуры сложилась классификация культурных изменений разного уровня.

Выделяются следующие типы культурных изменений:

1. Историческая смена фаз и этапов, связанная со сменой основных типов социальности (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный).

2. Смена духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентации; территориальные перемены центров культурной деятельности (романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм).

3. Обогащение и дифференциация культуры, формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний.

4. Состояние длительной неизменности, повторяемости норм, ценностей, знаний, ограничение нововведений, приверженность неизменным традициям -- культурный застой.

5. Ослабление дифференциации или устранение элементов культуры, упадок и деградация.

6. Кризис культуры как проявление несоответствия разных частей социокультурной системы. Пути преодоления кризиса:

- изоляция от внешнего мира:

- реформация;

- регуляция разнообразия;

- преобразование культуры.

7. Циклические, или волнообразные, изменения -- движение общества по сходным циклам бытия, повторяющее себя на протяжении многих поколений.

Инверсия -- вариант цикличности, охватывающий и духовные, и политические изменения, которые идут не по кругу, а совершают маятниковые качания от одного крайнего состояния к другому. Инверсия может привести к разрушению накопленного ранее, а затем -- к возрождению или реставрации, возрождению необходимых компонентов духовной структуры.

8. Преобразование как радикальное изменение культуры при сохранении прежнего достояния [7, C.61].