2.4. Информация, собираемая с помощью массовых опросов
Поскольку массовые опросы чрез-вычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специ-альными организациями. В России такими организациями явля-ются: ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (Фонд «Общест-венное мнение»), РОМИР (Россий-ский мониторинг информации о России) и др. Эти организации спе-циализированы на сборе данных по множеству актуальных проб-лем России. Например, ВЦИОМ собирает информацию об отно-шении населения России к ры-ночным реформам, о настроении общества, о рейтингах политиков и др.1
Особенность этой информации состоит в том, что, в отличие от двух первых видов данных, она собирается для научных целей -- изучения общественного мнения. Социологические анкеты и «воп-росники» интервью разрабатыва-ются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иных респондентов -- группы населе-ния, директоров предприятий, ра-ботников милиции, учителей, мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью, отражает со-стояние массового сознания насе-ления России, те мнения, которые люди высказывают в момент оп-роса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений и об-разует общественное мнение.
Изучение общественного мне-ния -- для России новое научное направление. Поскольку в совет-ское время социологические опро-сы не практиковались, то никто не знал, есть ли вообще в стране общественное мнение или его нет. Сегодня же очевидно, что общест-венное мнение в России сущест-вует. Его «легализация» явилась одним из проявлений либерализа-ции общественной жизни. Инфор-мация, характеризующая общест-венное мнение -- это богатейший источник для углубления соци-ологических знаний, в частности, в области социологии российских реформ. Выясняя состояние об-щественного мнения, людей опра-шивают обо всем, что происходит в стране и в мире -- от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произош-ло в мире -- буквально в тот же день появляются данные о мне-ниях по этому поводу разных групп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масшта-бы «архива» такого рода данных трудно себе даже представить.
- 2.Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества.
- 2.2. Статистическая информация Госкомстата России
- 2.3. Данные, содержащиеся в официальных документах
- 2.4. Информация, собираемая с помощью массовых опросов
- 2.5. Экспертная информация -- данные, полученные с помощью опросов экспертов
- 2.6. Данные средств массовой информации
- Обоснование социологической проблемы исследования
- 8.2.Проблема в программе социологического исследования
- Программа социологического исследования
- Социологическое исследование.
- 6.1. Социологические исследования как направление социологического знания. Виды социологических исследований
- Методология социологического исследования
- 59. Социологические исследования как направление социологического знания. Классификация социологических исследований.
- 1. Прикладное социологическое исследование
- Социологическое исследования в организации. Сущность и структура процесса социологического исследования