logo
Актуальные проблемы социологических исследований

2.5. Экспертная информация -- данные, полученные с помощью опросов экспертов

Наряду с опросами населения важнейшим источником социаль-ной информации являются опросы экспертов. Они используются для сбора информации по наиболее сложным проблемам, касающимся направлений трансформации эко-номики и общества. Такого рода вопросы можно адресовать лишь достаточно компетентным экспер-там. В этом и состоит основная особенность экспертных опросов и их отличие от опросов массо-вых. Однако «добывать» экспер-тов для опроса очень трудно, по-этому на практике часты случаи, когда социологи задают сложные «экспертные» вопросы «простым людям», которые ответов на подоб-ные вопросы не знают и не могут знать. Например, надо ли спраши-вать рабочих о положении в науке, школьников -- об итогах привати-зации? Очевидно, лучше следовать правилу: при проведении опросов не выходить за рамки информиро-ванности опрашиваемых.

Экспертные опросы начали ис-пользоваться в России с начала 1990-х гг. Тогда реформы только начинались, четких представле-ний обо всем, что нужно делать не было. Какие-либо ясные всем направления трансформации еще не проявились. В этой ситуации мне-ния тех, кто по уровню интеллек-та и (или) занимаемой должности могли сформулировать хоть ка-кие-то ответы на вопрос «что де-лать», были бесценными.

В 1991--1993 гг. мне довелось руководить экспертным отделом ВЦИОМ, где проводился своего ро-да эксперимент. Была сформиро-вана «экспертная панель» в соста-ве 200 экспертов: первых лиц из числа тогдашних молодых рефор-маторов; первых представителей бизнеса; первых создателей ассо-циаций малого и среднего бизнеса; руководителей регионов; директо-ров промышленных предприятий; обозревателей газет, занимавших-ся экономикой и политикой; уче-ные -- экономисты, социологи, географы. Им предлагалась специ-ально разработанная анкета, целью которой было выяснение мнения экспертов по двум группам вопро-сов: 1)об основных направлениях реформ; 2) о возможных социаль-ных последствиях реформ (эта ан-кета приводится в приложении 1). В последующие годы эксперт-ные опросы получили широкое распространение и заняли заметное место в социологической нау-ке. Формы их очень разнообразны. Опубликовано немало сборников с данными экспертных опросов, в которых немало полезных практи-ческих предложений и аналити-ческих наблюдений. Сегодня экс-перты стали главными героями любых дискуссий, круглых сто-лов, теледебатов, где выясняются наиболее сложные вопросы совре-менной политической ситуации в стране, они стали публичными по-литиками.

Экспертная информация весь-ма разнообразна, что зависит от опрашиваемых экспертов. Наряду с политиками и учеными в качест-ве экспертов выступают предста-вители самых различных профес-сионально-должностных групп, информированных по соответствующим проблемам различных отраслей и сфер экономики и об-щества. Примером экспертной ин-формации могут служить данные, которые с 1995 г. собираются с по-мощью анкеты директора «Пред-приятия ВПК» (см. приложение 2). Эта анкета охватывает широкий круг вопросов, касающихся юри-дического статуса предприятия и его собственников, хода производ-ства, конкурентоспособности про-дукции, инвестиций, динамики кадров на предприятии, отноше-ния работников к труду, ожиданий и др. Ясно, что информацию тако-го рода может дать только тот субъект, который причастен к уп-равлению и занимается им вплот-ную.