logo
Актуальные проблемы социологических исследований

2.6. Данные средств массовой информации

Особенность этого вида информа-ции состоит в том, что она являет-ся нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей (скажем, науки), а собственно ради инфор-мации воплощающейся в газетах, журналах, радио- и телепрограммах и т.п. Но поскольку во всех этих источниках содержится со-циальная информация, то она мо-жет использоваться и для научных целей. Однако это предполагает применение специальных методов извлечения из этих источников 1990-е гг. М., 2001; Неравенство и смертность в России. М.: Мос-ковский центр Карнеги, 2000.

Особенность информации, со-держащейся в научной литературе по тем или иным социально-эконо-мическим вопросам состоит в том, что она представляет собой научно обработанные, прошедшие анализ и синтез данные по изучаемым про-блемам, почерпнутые из разных источников. Отсюда достоинства этого вида информации -- систематизированность, обобщенность, глубина, достоверность и др.

Вместе с тем фактор субъек-тивности присутствует и в науч-ной информации. Что же получа-ется -- что любая информация субъективна? Да, именно так. Поэтому задача пользователя -- овладеть искусством интерпрета-ции всех видов информации, т.е. овладеть искусством извлечения «рационального зерна» из дан-ных Госкомстата России, из офи-циальных документов, из опро-сов общественного мнения, моно-графий, сборников, статей и дру-гих источников.

Заключение

Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в со-циологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным мето-дом, представляет изучаемые яв-ления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций со-циологии российских реформ спе-циальный раздел о социальной информации.

Дать определение социальной информации не так уж сложно: это -- совокупность сведений о социальных процессах в обще-стве, которые накоплены в раз-ных источниках, -- в сборниках статистических материалов и офи-циальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.). в газе-тах и журналах, в архивных до-кументах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носи-тели, и др.

Говоря о социальной информа-ции, следует отметить, что за го-ды реформ роль информации в российском обществе заметно воз-росла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общест-венного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в на-шу повседневную жизнь, чему не-мало способствуют избиратель-ные кампании, которые практи-чески непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно со-циальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более то-го, технологии «паблик рилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института.

В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания со-здают собственные аналитиче-ские центры (например, имеет его «Новая газета»), которые на рын-ке информационных услуг успеш-но конкурируют со многими специ-ализированными НИИ и центра-ми общественного мнения. Через прессу с социальной информаци-ей знакомятся миллионы людей.

Таблица 1

Четыре основных метода социологических исследований

Метод исследования

Сильные стороны

Слабые стороны

Полевая работа

1. Обычно дает более богатую и “углубленную” информацию, чем другие методы

1. Может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ

2. Дает возможность исследователю вести себя гибко -- менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают

2. Результаты касаются только изученных групп и сообществ; обобщение на основе единичного полевого исследования весьма проблематично

Опросы (обследования)

1. Возможно получение эффективных наборов данных для большого количества индивидов

1. Собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены

2. Дают возможность точного сравнения ответов респондентов

2. Ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле

Документальное исследование

1. Исследование может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов

1. Исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными

2. В особенности важно в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность

2. Трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики

Эксперименты

1. Можно контролировать степень влияния тех или иных переменных

1. Многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию

2. Эксперимент легче повторить другим исследователям

2. На ответы участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента

Список литературы

1. Абалкин Л. Логика экономического роста. М.: ИЭ РАН, 2002.

2. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.

3. Авраамова Е. М. Время перемен: социально-экономическая адаптация на-селения. М. : ИСЭПНРАН, 2004.

4. Алексеев А.Н. Драматическая социология (эксперимент социолога-рабоче-го). М.: ИС РАН, 2003.

5. Антов А. Понятие «социальная структура» в современной социологии // Социологические исследования 2003 г. №7 с. 36-38.

6. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций. По материалам этносоциологических исследований М.: Наука, 2005.

7. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, информация. Очерки на рубе-же эпох. М., 1999.

8. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М.: ИКЦ «Академкни-га», 2004.

9. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001.

10. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные про-изведения. М.: Прогресс, 2004.

11. Властные элиты и номенклатура: Аннотированная библиография россий-ских изданий 1990--2000 гг. СПб.: ИС РАН, 2001.

12. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2004. - 432 с.

13. Вопросы социологии: Финансовое поведение населения России. М.: Socio-Logos, 2004.

14. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 2005.

15. Заславская Т.И. О социальном механизме постсоветских преобразований в России. М., 2002.

16. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002.

17. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 2003.

18. Зборовский Г.Е. Общая социология. - М.: Гардарики, 2004.

19. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал 2003 г. №2 с.98-106.

20. Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. - М., 2000.

21. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н.Москвичева. М., 2006. C. 80-84.

22. Рофе А. И. Экономика и социология труда. - М.: Мик, 2001.

23. Слюсорянский М.А. и др. Проблемы стратификации российского общества в переходный к рынку период // ПГТУ П. 2005.

24. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 2001.

25. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. /А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др., Под общ. ред. А.Н. Елсукова. - Мн.: Тетра-Системс, 2003.

26. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков, Е.Н. Бабосов, А.Н. Данилов.-Изд-е 4-е, стереотип. - Мн.: «Тетра-Системс», 2003.

27. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512

28. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил.

29. Спасибенко С.Г. Социология. Человек как объект и предмет социологического изучения // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №6. с.34-56.

30. Тадевосян Э.В. Социология. - М.: Знание, 2004.

31. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 2004

32. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 2003. С. 20

33. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. М., 2006. C.8-12.

34. Эркки Калеви Асп. Введение в социологию. -Спб.: Алетейя, 1998.

37. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 2005.