Формирование общественного сознания аудитории Интернет-форума

дипломная работа

1.2.1 Интернет-форум как средство массовой информации

Уже сегодня, некоторые Интернет-форумы воспринимаются частью читательской аудитории, как полноценные СМИ, доверие к которому много больше, нежели к какому-то другому средству массовой информации. Для того чтобы форум стал средством массовой информации, помимо высокой посещаемости, необходимо иметь достаточно высокую степень достоверности контента (которая может обеспечиваться, например, путём усложнённой регистрацией участников с проверкой «на реальность», которая требует привлечения дополнительных ресурсов и расходов со стороны администрации форумов, но если форум партийный или корпоративный, то самым простым вариантом было бы: обязать секретарей региональных отделений писать на форуме о значимых местных событиях (желательно под удобным фирме «соусом»). Фактически, корпоративная(партийная) региональная сеть это готовое федеральное информационное агентство. Наиболее важные новости могли бы попадать после отбора редактором в федеральную ленту. Естественно, что кроме секретарей на форуме должны присутствовать «эксперты» (желательно из числа уважаемых и узнаваемых партийцев или работников). Для такого типа форумов, на мой взгляд, оптимальней прочих - структура с главной страницей в виде сводной ленты всех последних актуальных тем и возможностью уйти в любой тематический раздел с отсортированными темами, иначе есть риск потеряться в огромном количестве разделов.

Пример удачной структуры: РДП «Яблоко» http://www.yabloko.ru/

форум «Реклама-Мама» http://www.reklama/mama.ru

Также, подтверждением того, что форум в обозримом будущем можно будет считать средством массовой информации, могут являться следующие факты:

1) Пользовательская возможность, оперативно получать необходимую информацию, добавлять сведенья, оценки обсуждаемой информации и запрашивать таковые у других участников дискуссии, выступающих в качестве экспертов. С учётом того, что количество и суммарная компетентность экспертов того, или иного форума может быть много выше обычного СМИ, - многие пользователи начинают предпочитать форумы всем другим СМИ. Чем больше количество и выше уровень компетентности участников дискуссии, тем выше «информационное качество» форума, как средства массовой информации.

2) Читательская аудитория некоторых Интернет-форумов и блогов сопоставима с количеством читателей традиционных СМИ (например: форум «Реклама-мама» имеет до десяти тысяч посетителей в день - таких показателей не имеет ни одно печатное красноярское СМИ).

3) Сегодня, статьи, комментарии, изображения и ролики из форумов и блогов, используются всеми традиционными СМИ, с обязательным указанием ссылки на первоисточник.

4) Контент Интернет-форума, как и все СМИ, имеет свою периодичность, только, в отличие от СМИ, периодичность обновления форумного материала - величина непостоянная, а «плавающая». В идеале, «плавающая периодичность» является величиной пропорциональной читательским потребностям, которые сами инициируют новую порцию новостей и обсуждений. Однако, потребности аудитории непостоянны, поэтому для поддержания рейтинговых показателей посещаемости, может использоваться группа поддержки форума(штатные работники, либо добровольные помощники). Данная группа старается инициировать и поддерживать обсуждение актуальных тем независимо от наличия реальных новостей; им приходится либо возобновлять обсуждение старых тем, либо придумывать «новость», чтобы поддержать таким образом читательский интерес, видимость популярности. С такими же проблемами сталкиваются и другие традиционные СМИ, которым в периоды «отпусков» и «каникул» приходится выкручиваться, наполняя издания и эфиры новостями «второй свежести», слухами и т. п. В случае, если критерием раскрученности форума являются показания счётчиков посещаемости, администрация форума может прибегать к искусственной накрутке посещаемости (см стр. 31), также как в реальности многие СМИ указывают фиктивный (завышенный) тираж, чтобы привлечь максимальное количество спонсоров.

5) За свои комментарии в форумах и блогах автор несёт уголовную ответственность, в России уже есть несколько прецедентов возбуждения уголовных дел «о защите чести и достоинства» после оскорблений и размещения заведомо ложной информации в Интернет-форумах и блогах.

Примеры: Пермский ЖЖ-юзер попал под суд; в Абакане, участник форума попал под суд за оскорбление должностного лица.

6) В Интернет-форумах и блогах вводится цензура. Примеры: Правительство Белоруссии утвердило положение о порядке работы компьютерных клубов и интернет-кафе. Главное новшество - вводится обязательная госрегистрация всех существующих в Белоруссии интернет-кафе. Владельцев белорусских интернет-кафе также обязали вести журнал доменных имен сайтов, к которым пользователи получали доступ. Согласно новой директиве, такой журнал должен храниться не менее года и предоставляться при необходимости сотрудникам белорусского КГБ. Роспечать предлагает контролировать содержание русского сегмента интернета Китай. "В конце марта китайские регуляторы выпустили постановление, согласно которому все существующие на территории страны сайты и блоги должны быть в обязательном порядке официально зарегистрированы до 30 июня текущего года. Частные и некоммерческие онлайновые ресурсы должны предоставить информацию об ответственном лице. " :-) "Синьхуа лишь сообщило, что сайты должны служить народу и социализму и верно направлять общественное мнение в целях защиты государственных и общественных интересов."

7) Сегодня в ГосДуме РФ находится законопроект, который будет заставлять владельцев Интернет-ресурсов, регистрировать свой сайт-блог-форум и т.д., если его посещаемость выше 1000 посещений в сутки.

Интернет-форум как средство массовой информации имеет ряд преимуществ перед другими СМИ и минимум недостатков.

Преимущества: если проводить аналогию Интернет-ресурса с печатными изданиями то, по сути, интернет-сайты и форумы -- это постоянно пополняющаяся подшивка вырезок из газет(в том числе самых свежих) с открытым доступом к ним любому пользователю. К «подшивке» прилагаются всевозможные помощники «поисковики»-«интерфейсы», с их помощью пользователь получает интересующую его информацию без лишнего балласта, которым неизменно нагружено любое другое печатное СМИ. В отличие от большинства средств массовой информации, форум и, тем более, его отдельные топики имеют низкую себестоимость, отсюда - полная финансовая независимость, а с учётом того, что в Российском Интернете отсутствует пред-модерация и цензура Интернет-ресурсов (в частности - форумов), можно говорить о том, что потребитель(читатель) получает информацию информацию практически в онлайн-режиме. Интерактивность и массовость связана с бурным развитием высоких технологий и простотой выхода в виртуальную сеть практически с любого места событий с помощью сотового телефона.

Например: первая достоверная информация о событиях в Кондопоге была получена с местного карельского форума, который в течение суток стал одним из самых посещаемых форумов Рунета. Именно там большинство информационных агентств пытались получить первые данные, которые затем дорабатывались и подавались в новостной ленте как эксклюзив.

Недостатки: относительная дороговизна доступа и оборудования для выхода в сеть; большое количество альтернативной информации, выбирать из которых бывает непросто. Отсутствие чёткой периодичности.

Делись добром ;)