Функции системы массовой коммуникации

курсовая работа

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

2.1 Информационные техно?огии. Макдона?ьдизация и масификация

В такие переходные периоды д?я общест?а актуа?изируется понятие информационных техно?огий. Они стано?ятся частью понятия г?оба?изации системы массо?ой коммуникации, поско?ьку без модернизации процесса общения не?озможно образо?ание бо?ее мощных систем сбора, обработки, передачи и распространения информации ? массо?о-коммуникационном пространст?е. Общест?о тогда ?ынуждено искать средст?а и приобретать информационные техно?огии, чтобы не оста?аться на периферии миро?ого информационного пространст?а.

Раз?итие информационных техно?огий имеет преимущест?енно характер научно-технический, по которому очень часто теряются понятия мора?и и чести, социа?ьной от?етст?енности, психо?огической идентичности и т.д.. Примером может быть сеть Интернет. В систему интернето?ского общения за?ожены бо?ьшие технические ?озможности, но со?сем отсутст?уют средст?а сдержи?ания го?орящих и контро?я за информацией.

Интернето?ская система общения, таким образом, имеет характер социа?ьно и психо?огически незащищенной системы, ? которой ?озбужден социа?ьно-психо?огический ба?анс пра?и?ьного/непра?и?ьного, порядочного/предосудите?ьного, мора?ьного/амора?ьного, эстетического/неэстетического и т.д.

Пока информационная система Интернет остается фактом ?иртуа?ьной реа?ьности этот дисба?анс и эта незащищенность фата?ьно не ?редят общест?енной информационной системе, а также самой системе Интернет, поско?ьку она ?се же сущест?ует как техническое произ?едение. Но как то?ько эта ?иртуа?ьная система станет частью общест?енной информационной системы, ее кро?еносной подсистемой и не будут ?ыработаны средст?а информационной защиты, тогда общест?енная информационная система, а ?месте с ней и общест?о деградируют и погибнут, как ?юбое я??ение ? природе при нарушении информационного ба?анса и систем защиты.

Че?о?ечест?о, понимая такую угрозу, пытается "обуздать" интернето?скою систему и предоста?ить ей "че?о?еческий ?ид". Так, ? Китае ограничена деяте?ьность интернет-про?айдеро?. Они теперь обязаны "с?язано записы?ать и предоста??ять информацию пра?оохраните?ьным органам о содержании сайто? и данные о по?ьзо?ате?ях. Бесспорно, ? поисках" че?о?еческого ?ида "д?я информационных систем ?озможны ?се?озможные перегибы, которые присущи и че?о?еческому общест?у как жи?ому организму.

На понимание термина "г?оба?изация" оказа?а бо?ьшое ??ияние концепция канадского социо?ога Марша??а Мак?юэна, осно?ным концептом которой бы?о предста??ение о мире как о "г?оба?ьной дере?не". Г?оба?изация предпо?агает непреры?ный процесс интеграции единичного, самобытного ? общем ку?ьтурном, социа?ьном, по?итическом контексте "г?оба?ьной дере?ни". "По с?оей сути, - пишет А. В. Зернецкая, - ?се то, что находится ? процессе г?оба?изации, не что иное, как си?ы, о?ицет?оряющие произ?одст?о, дистрибуцию и потреб?ение продукто? и ус?уг, которые, ? с?ою очередь, напра??ены на гомогенизиро?анное (однородное, типичное) по?едение потребите?я (? каком бы уго?ке мира он ни жи?). Под г?оба?изационной парадигмой, он до?жен потреб?ять одно и то же съедобное (например, стандартизиро?анную пищу: кока-ко?у, продукцию сети Макдона?ьдс, пепси, пиццу) и?и несъедобное (программы те?е?идения, фи?ьмы, одежда, анг?осаксонский де?о?ой сти?ь и т.д.).. Этот процесс, по?учи?ший меткое наз?ание "макдона?ьдизации", ?месте с тем ?носит ? дискурс о г?оба?изации и но?ое понятие - "г?оба?ьная ку?ьтура". Оно ?озникает как критический концепт ? конце 80-х годо? и принад?ежит к це?ому комп?ексу потоко? и процессо?, которые пересекают национа?ьные границы за пос?едние д?адцать ?ет".

Как ?идим, идея г?оба?ьной ку?ьтуры и г?оба?изации миро?ых общест?енных пространст? с оче?идностью имеет негати?ный компонент, с?язанный как с макдона?ьдизацией, стереотипизацией по?едения ?юдей, ?ходящих ? г?оба?ьную систему, так и с масификацией, т.е. ?тяги?анием че?о?ека ? запрограммиро?анную на опреде?енное по?едение массу ?юдей. Все это, конечно, разрушает национа?ьные ку?ьтурные ценности страны, попадает ? систему г?оба?ьной ку?ьтуры, и подчиняет ее интересам господст?ующей нации ? г?оба?ьной системе. Так, созда?аемый ? настоящее ?ремя г?оба?ьный информационный мир имеет я?но ?ыраженную проамериканскую и?и прозападную ориентацию, где постсо?етские страны чу?ст?уют себя за?исимыми от пра?и? игры ? этом г?оба?ьном мире.

Г?оба?ьный информационный мир (г?оба?ьная ку?ьтура, миро?ая ку?ьтура) держится на раз?итии многонациона?ьных рынко?, корпораций, с?ерхс?ожных систем коммуникаций, со?ременных медиа-техно?огий. Эта организационно-техно?огическая осно?а г?оба?ьного мира, с одной стороны, способст?ует единению ?юдей, народо?, с другой стороны, ни?е?ирует их этнические, по?итические, ку?ьтурные особенности. Но этот процесс г?оба?изации необратим. Страна, которая специа?ьно будет сдержи?ать себя ?о ?хождении ? этот г?оба?ьный мир, сама же себя и потеряет ? нем, поско?ьку принудите?ьно будет пог?ощена г?оба?ьной информационной системой. Выход один: как можно быстрее достигать ?ысокого уро?ня раз?ития информационных техно?огий и коммуникационных систем, чтобы на ра?ных ?ойти ? г?оба?ьный мир. По мнению академика Нико?ая Амосо?а, г?оба?изация - это со?ременный (и п?анетарный) этап раз?ития ци?и?изации, суть которого состоит ? росте международных "с?язей, ?заимоза?исимости стран, распространении но?ых техно?огий и единых стандарто? жизни. Процесс идет ? разных сферах и имеет с?ои п?юсы и минусы. П?юсы чаще замечают те, которые относятся к б?агопо?учным ? г?оба?ьной системе и?и защищают интересы б?агопо?учных. На минусы указы?ают те, кто, к сожа?ению, не об?адают миро?ой энергией, не контро?ируют миро?ую промыш?енность, не об?адают передо?ыми информационными техно?огиями.

Отсутст?ие передо?ых информационных техно?огий ? стране предста??яет угрозу информационному пространст?у страны. По мнению А. В. Чекмыше?а, "информационная угроза" может предста??ять опасность д?я д?ух типо? государст?: д?я государст? с тота?итарным строем и д?я стран, находящихся на переходном этапе. "Д?я ?юбого демократического государст?а ?озможность с?ободного распространения информации я??яется одним из фундамента?ьных пра?.

В общест?е информация... не может предста??ять угрозы, поско?ьку информационное пространст?о демократических государст? имеет уже устоя?шуюся систему информационной защиты, когда ?се соб?юдают законы государст?а, ? чем и зак?ючается общест?енный демократизм".

В тота?итарные же государст?а ?сячески не?озможны поступ?ения сообщений, как жи?ут ?юди за границей, как решения "с?язы?ают проб?емы и т. д. И ?юбая информация из?не д?я этих стран я??яется угрозой д?я тота?итарной информационной системы.

Д?я раз?и?ающихся стран, характерно информационное ?оздейст?ие иностранных СМИ.

2.2 Технические средст?а. Концентрация и конг?омерация

Техно?огический прогресс ? информационной сфере непосредст?енно с?язан с испо?ьзо?анием технических средст? д?я произ?одст?а информации, хотя и не я??яется опреде?яющим, о чем, например, с?идете?ьст?ует опыт Украины: почти каждый имеет те?е?изор, радиоточку, ? Украине бо?ьшое ко?ичест?о изданий, но не?ьзя сказать, что Украина я??яется богатой и она ?едет с?ою по?итику ? г?оба?ьном мире. "В миро?ом информационном пространст?е го?оса Украины не с?ышно. Все интерпретации событий ? Украине принад?ежат и?и России, и?и западным со?ето?огам". А ес?и этого го?оса нет ? информационном мире, спра?ед?и?о ?озникает подозрение, что нет соот?етст?ующей реа?ии".

В об?асти информации и коммуникации заметен дисба?анс по коммуникационному гард?еру (физическому носите?ю информации) и коммуникационному софту (программному обеспечению систем коммуникации). Так, по данным Док?ада ЮНЕСКО, раз?и?ающиеся, имеют ?сего 4% компьютеро? от общего ко?ичест?а компьютеро? ? мире. 75% ?сех те?ефонных аппарато? относятся к де?яти богатым странам. В 1988 году 30 беднейших стран не име?и газет ?о?се. Япония 125 ежедне?ных газет, а США - 1687. В среднем ? Е?ропе 39 газет на страну, ? Африке - то?ько 3. Средний показате?ь радиоточек 330 на 1000 насе?ения. В богатых странах этот показате?ь достигает 911 на 1000 насе?ения, а ? бедных - 142 приемники на 1000 насе?ения. В 34 странах со?сем нет те?е?идения. Средний указате?ь по миру - 137 те?е?изоро? на 1000 насе?ения. В богатых странах он соста??яет 447 те?е?изоро? на 1000 насе?ения, ? бедных - 36 те?е?изоро? на 1000 насе?ения. Этот разры? ? дистрибуции СМК назы?ают "информационными про?а?ами" (information gaps). Информационные про?а?ы могут быть и ? преде?ах одной страны. Но по?итическое значение приобретают информационные про?а?ы между странами, когда богатые страны контро?ируют информационные потоки, идущие к бедным странам.

Г?оба?изация системы массо?ой коммуникации может, по мнению А. В. Зернецкой, рассматри?аться как процесс кон?ергенции (сб?ижения, уподоб?ение) гард?ера и софта, когда информационные потоки бо?ее эффекти?но контро?ируются и распреде?яются на бо?ьших пространст?ах б?агодаря сочетанию ?озможностей программного и физического обеспечения систем коммуникации.

С испо?ьзо?анием но?ейших информационных техно?огий ? конце ХХ ?ека ?озник?и г?оба?ьные системы массо?ой коммуникации, и?и г?оба?ьные СМК. Этому способст?о?а?а диджита?ьная ре?о?юция ? информационных техно?огиях. Диджита?изация информации - это запись, обработка и передача информации с помощью бинарно-закодиро?анных знако?, испо?ьзуемых ? компьютерной технике. Диджита?ьная техника способст?о?а?а ?озникно?ению транснациона?ьных медиа-корпораций, и?и му?ьтимедиа-империй: Time Warner, Sony, Matsushita, Microsoft, Walt Disney и др.. Под этими медиа-конг?омератами стоят имена: Руперт Мердок, Си?ь?ио Бер?ускони, Би?? Гейтс, Тед Тернер и др..

Му?ьтимедийными корпорациями г?оба?ьные системы массо?ой коммуникации назы?аются потому, что они "конг?омеруют международные, междугородные и местные те?ефонные компании, кабе?ьные и те?ерадио?ещате?ьные системы и компьютерные фирмы".

Создание мощных коммуникационных медиа-систем, и?и г?оба?ьных систем массо?ой коммуникации, происходит б?агодаря концентрации и конг?омерации систем массо?ой коммуникации.

Под концентрацией систем массо?ой коммуникации ? информационной индустрии с?едует понимать тенденцию, с?язанную с уси?ением присутст?ия одной и?и неско?ьких компаний на каждом из рынко? ?с?едст?ие ее / их с?ития (интеграции) с другими компаниями этой же сферы индустрии при сохранении ?едущей ро?и одной из компаний, что порой при?одит и к исчезно?ению конкуренто? ?ообще.

Примерами концентрации ? индустрии массо?ой коммуникации ? конце 80-х - нача?е 90-х годо? могут стать такие из?естные а?ьянсы ? секторе медиа, как кооперация между Р. Макс?е??ом и С.Бер?ускони ? произ?одст?е программ те?е?изионных но?остей; дого?ор между Р. Мердоком и Р. Макс?е??ом по сотрудничест?у мердоко?ским спутником Sky Television и компании кабе?ьного те?е?идения Макс?е??а The Maxwell Cable Television Company.

Выде?яют д?е формы концентрации систем массо?ой коммуникации - ?ертика?ьную и горизонта?ьную. "Вертика?ьная - это такая концентрация, ? резу?ьтате которой одна фирма пог?ощает другие, стоящие, так сказать, ? одной цепи произ?одст?енного процесса опреде?енного медиуму".

Примером ?ертика?ьной концентрации может быть го??и?удская компания по произ?одст?у фи?ьмо? МСА, которая приобре?а Cineplex-Odeon, го?о?ную компанию, которая занима?ась дистрибуцией фи?ьмо?. МСА, таким образом, обеспечи?а себя распространение с?оей продукции и у?учши?а контро?ь не то?ько на рынке произ?одст?а, но и сбыта.

Другим примером может быть "Nnew York Times", которая приобре?а ? К?ебеке (Канада) бумажную фабрику, чем созда?а д?я себя преимущест?а ? поста?ках бумаги.

Горизонта?ьная концентрация - "процесс, ? резу?ьтате которого фирма из одной сферы медиа-индустрии (скажем, газетно-журна?ьное издате?ьст?о) покупает компанию из другой сферы масс-медиа (например, те?естанцию). Так, News Corporation, принад?ежащей Мердоку, приобре?а Twentieth Century Fox. General Electric, которая специа?изируется ? об?асти э?ектротехники, купи?а американскую радиокорпорацию РСА.

Конг?омерация - это процесс, ? резу?ьтате которого компании коммуникационного сектора образуют единую компанию-конг?омерат и стано?ятся ее частями, сохраняя при этом с?ои черты и с?ойст?а. Медиа-конг?омераты ?озникают ? резу?ьтате интеграции и концентрации фирм, компаний. Конг?омераты уменьшают финансо?ые риски и по?учают бо?ьшие прибы?и и имеют успех путем ди?ерсификации - формы такой концентрации капита?а ? ус?о?иях научно-технической ре?о?юции, когда компания проникает ? но?ые д?я себя сферы и отрас?и, расширяет ассортимент то?аро? и постепенно пре?ращается ? многоотрас?е?ые комп?ексы. Примером может быть Time Warner, которая ?о ?ремя "раскрутки" романа Роберта Джеймса "Мосты страны Мэдисон", которая ? ию?е 1993 года ста?а бестсе??ером. Подразде?ение конг?омерата Warner Atlantic Recording ?ыпускает з?укозаписи по моти?ам романа песен ? испо?нении самого романиста. Другое подразде?ение ?ыпусти?о ?идеокассету с этими песнями. Ес?и процесс конг?омерации пересекает границы страны, то ?озникают транснациона?ьные му?ьтимедиа-конг?омерато?. Примером может быть приобретение японской фирмой ? об?асти э?ектроники Sony по?о?ины го??и?удских кинокомпаний. В резу?ьтате процесса транснациона?изации ?озникают транснациона?ьные медиа-империи. К таким империям можно отнести Time Warner, Sony, Matsushita, Walt Disney и т. д.

По мнению цитируемого уже V. Mosco, "транснациона?ьные медиа-корпорации ?к?ючают ? себя огромное сконцентриро?анную экономическую ??асть".

"Поэтому чрез?ычайно ?ажно, ? каких руках сосредоточена ??асть. Это означает, что необходимо изучение фигур медиа-магнато? и их стратегий - ?едь именно они о?ицет?оряют, аккуму?ируют сконцентриро?анную экономическую си?у, что, как показы?ает практика, трансформируется и ? си?у по?итическую, идео?огическую, ??ияя на жизнь общест?а и инди?идуумо? не то?ько одной страны, но и це?ых регионо?".

Делись добром ;)