logo
Демографическая ситуация в Южном федеральном округе

1.2 Особенности и социально-экономическое положение региона

Южный федеральный округ, находясь в большей своей части в более благоприятных по сравнению с другими регионами страны природно-климатических условиях, играет важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации. Здесь сосредоточена почти шестая часть всех посевных площадей страны, на которых выращивается около четверти общероссийского валового сбора зерновых культур, половина всего сбора семян подсолнечника, почти пятая часть урожая овощей.

Главными особенностями Южного федерального округа являются:

1) выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Корея, Япония) со странами Средиземноморского бассейна. Уникальный транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона;

2) наиболее благоприятные для проживания, отдыха и для сельского хозяйства природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал.

Высокая социально-экономическая привлекательность Южного федерального округа обусловливает относительное улучшение в нем динамики демографических и миграционных процессов. Как следствие, по плотности населения Южный федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов страны (после Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов), по динамике численности населения - 2-е место (после Северо-Кавказского федерального округа), по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер - 1-е место;

3) достаточно мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране. При этом наблюдается положительный вектор структурного развития экономики: по обороту малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения Южный федеральный округ занимает 3-е место (после Северо-Западного и Приволжского федеральных округов);

4) формирующийся спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс, который стал катализатором социально-экономического развития Краснодарского края (в перспективе, после окончания работ на олимпийских объектах, его основные производственные звенья - трудоресурсное, строительное, технико-технологическое - могут и должны стать экономической базой развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на всей территории округа).

Численность населения Южного федерального округа составляет немногим менее 10 процентов населения Российской Федерации и, несмотря на некоторое ее снижение в последнее десятилетие, по основным демографическим характеристикам округ имеет положительную динамику, хотя темпы этих изменений несколько ниже среднероссийских. Так, отмечается рост уровня рождаемости (6-е место среди всех федеральных округов) и сокращение уровня смертности, которые обеспечили увеличение показателя естественного прироста (убыли) населения округа в последние годы, однако его абсолютное значение все еще остается отрицательным (-2,2 человека на 1000 человек населения). Практически все входящие в состав округа регионы находятся в первой двадцатке субъектов Российской Федерации по ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В то же время следствием перечисленных положительных тенденций естественного движения населения становится высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население в Южном федеральном округе.

Округ отличается высокой миграционной динамикой населения, причем по характеру миграции наблюдаются серьезные региональные различия. В частности, Республика Калмыкия отличается значительным оттоком населения, увеличившимся за последние 5 лет практически вдвое, что компенсируется в масштабах округа высоким уровнем миграционного притока населения в Краснодарский край, Республику Адыгея и Астраханскую область.

Топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы Южного федерального округа включают месторождения природного газа (5,8 процента общероссийских запасов), угля (3,4 процента), нефти, включая газовый конденсат (0,24 процента), газовой серы (около 90 процентов запасов Российской Федерации), соли поваренной (15 процентов), ртути (7 процентов), стекольного сырья (7 процентов), значительные запасы сырья для производства местных строительных материалов. Омывающие территорию округа воды Каспийского, Черного и Азовского морей являются средой обитания многих видов водных биоресурсов.

Важнейшими секторами экономики округа, имеющими общероссийское и межрегиональное значение, являются агропромышленный, туристско-рекреационный и транспортный комплексы, а также торговля.

Современная роль Южного федерального округа в экономике Российской Федерации, характеризующаяся его удельным весом в важнейших общероссийских экономических показателях, отражает пока недостаточный уровень использования его социально-экономического потенциала. Удельный вес Южного федерального округа в основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации за 2013 год приведен в таблице 1.

Так, при том, что по данным за 2009 год доля округа в соответствующих показателях по Российской Федерации составляет: по численности населения 9,7 процента, по занятым в экономике - 9,3 процента, по основным фондам - 6,1 процента (по оценке за 2008 год), здесь производится только 6 процентов совокупного валового регионального продукта и 5,1 процента всей промышленной продукции. Вместе с тем высокоразвитый агропромышленный комплекс Южного федерального округа обеспечивает примерно седьмую часть (13,7%) общего по Российской Федерации объема производства сельскохозяйственной продукции.

Таблица 1 - Удельный вес ЮФО в основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации за 2013 год [21]

Показатель

Удельный вес, %

Территория

2,47

Численность населения

9,66

Численность занятых в экономике

9,3

Основные фонды

6,09

Валовой региональный продукт

5,99

Объем промышленного производства

5,12

Объем продукции сельского хозяйства

13,7

Объем работ по строительству

8,45

Оборот розничной торговли

8,7

Инвестиции в основной капитал

8,61

Объем поступлений налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации

5,01

в том числе в федеральный бюджет

3,39

Экспорт

2,76

Импорт

4,22

Настоящий период характеризуется повышенным уровнем инвестиционной активности в Южном федеральном округе, который обусловлен в существенной степени подготовкой и проведением в 2014 году в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр, а также реализацией значимых инвестиционных проектов в инфраструктурном секторе экономики и значительной интенсификацией в последние годы жилищного строительства. В структуре источников инвестиций в экономику округа 31,8 % составляют собственные средства предприятий и 68,2 % - привлеченные средства, в составе которых 23,2 % - бюджетные средства (из них 16,2 % - из федерального бюджета и 4,7 % - из бюджетов субъектов Российской Федерации) и 8,7 % - кредиты банков. В то же время доля Южного федерального округа в общероссийском объеме прямых иностранных инвестиций в 2013 году составила менее 2,5 %.

Валовой региональный продукт ЮФО по данным за последние годы представляет собой следующие показатели (таблица 2).

Таблица 2 - Валовой региональный продукт ЮФО, 2009-2103 гг. [7]

2011

2012

2013

Российская Федерация

38350,6

40153,1

42687,5

Южный федеральный округ

2293,6

3359,7

4063,3

Краснодарский край

1008,2

1850,8

2354,0

Республика Адыгея

46,1

57,1

63,9

Республика Калмыкия

24,3

30,8

35,8

Астраханская область

145,4

227,5

284,2

Волгоградская область

437,4

516,7

538,3

Ростовская область

632,2

676,8

787,1

Лидирует по данному показателю Краснодарский край, доля DHG которого в общем ВРП ЮФО составила более 50% по итогам 2012 и 2013 гг. наименьший показатель ВРП у Республики Калмыкия. В целом же ВРП Южного федерального округа достигает 10% от общего ВП Российской Федерации.

В настоящий период экономика Южного федерального округа сохраняет сильные конкурентные позиции на общероссийском рынке по достаточно широкой номенклатуре промышленных товаров. Агропромышленный комплекс округа обеспечивает 12,5 % общего по стране объема производства мяса и мясопродуктов, почти 11 % яиц и цельномолочной продукции, около 12 % животного масла, 46 % растительного масла, 33 % сахара-песка. Существенное развитие в округе получила легкая промышленность, ориентированная в значительной степени на поставки в другие регионы страны. На территории Южного федерального округа производится десятая часть всех трикотажных изделий Российской Федерации и 28 % обуви.

По отдельным товарным группам устойчивые конкурентные позиции в Южном федеральном округе сохраняют металлургический и машиностроительный комплексы. Предприятия округа производят 21 % общероссийского объема стальных труб, 13 % металлорежущих станков, почти 19 % тракторов, 9 % экскаваторов, около 7 % легковых автомобилей. В свою очередь быстрорастущий инвестиционный спрос и стабильно развивающийся строительный комплекс Южного федерального округа требуют дальнейшего наращивания производства строительных материалов.

В настоящий период здесь производится около 18 % общероссийского объема цемента, 15 % строительного кирпича, почти 10 % всего объема сборных железобетонных конструкций и изделий.

На внешних товарных рынках наиболее сильные позиции предприятий округа отмечаются по продукции агропромышленного комплекса. Удельный вес Южного федерального округа в совокупном по России объеме экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превышает 28 %, в экспорте продукции машиностроительного комплекса составляет почти 7 %, металлургического комплекса - более 4 %.

Положение Южного федерального округа на пересечении двух основных евроазиатских транспортных направлений Восток - Запад и Север - Юг обусловливает перспективы развития его транспортной инфраструктуры.

Транспортно-логистическая инфраструктура округа, относительно развитая в настоящий период, с учетом роста транспортных потребностей производства и населения, а также объемов внешней торговли без инновационной модернизации и значительных инвестиций не сможет обеспечить в перспективе необходимый уровень транспортной доступности и качество услуг, тем самым будет сдерживаться реализация транзитного потенциала территории и развитие транспортно-логистических технологий, снижаться пространственная мобильность и возможности роста уровня и качества жизни населения.

Для снятия инфраструктурных ограничений должно быть обеспечено комплексное развитие опорной транспортной сети федерального значения, развитие существующих и формирование новых международных транспортных коридоров, создание современной логистической инфраструктуры.

Развитие транспортной инфраструктуры Южного федерального округа будет обеспечиваться выполнением программных мероприятий по модернизации и развитию аэропортовых комплексов, транспортных узлов, участков автомобильных и железных дорог и объектов на них, а также инфраструктуры внутренних водных путей, что позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить его подключение к глобальной транспортной системе.

Среднесрочные перспективы устойчивого социально-экономического развития Южного федерального округа, стабильного роста уровня жизни его населения в существенной мере определяются уровнем конкурентоспособности региональной экономики.

Интегральный индекс конкурентоспособности экономики Южного федерального округа, рассчитанный по совокупности 8 важнейших характеристик регионального развития за 2013 год и значений их прироста по сравнению с уровнем 2012 года, составил 0,365, что лишь немного ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (0,375). По его величине среди федеральных округов России Южный федеральный округ занимает 6-е место, превосходя Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа.

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, по общему уровню текущей конкурентоспособности заметно выделяется Краснодарский край (интегральный индекс - 0,410). Также выше среднероссийского значение указанного интегрального индекса в Волгоградской области (0,379). Более низкий уровень конкурентоспособности экономики (ниже как среднего по округу, так и среднего по России) в 2009 году наблюдался в Ростовской (0,333) и Астраханской (0,327) областях, Республике Адыгея (0,342) и Республике Калмыкия (0,336).

При этом по основным компонентам текущей конкурентоспособности Южный федеральный округ пока заметно уступает показателям по Российской Федерации и большинству других федеральных округов. Так, уровень производительности труда в 2013 году составил по округу только 65 % от среднероссийского показателя, величина денежных доходов населения (с учетом уровня покупательной способности) - 79 %, среднедушевой объем частных инвестиций в основной капитал - 87 %, суммарный среднедушевой объем собственных бюджетных доходов регионов Южного федерального округа (с учетом уровня покупательной способности) - 65 %, величина экспорта на душу населения - лишь 29 % от соответствующего показателя по Российской Федерации.

Особое место в системе факторов регионального развития занимают территориально локализованные конкурентные преимущества Южного федерального округа, имеющие устойчивый характер и не зависящие от внешних условий.

К числу ключевых конкурентных преимуществ Южного федерального округа относятся:

– наиболее благоприятные по сравнению с другими территориями Российской Федерации природно-климатические условия для жизнедеятельности людей;

– сравнительно высокая миграционная привлекательность территории округа (прежде всего Краснодарского края) для экономически активного населения других регионов страны, в том числе высококвалифицированных кадров;

– исключительно выгодное геополитическое и геоэкономическое положение территории округа, определяемое его приграничным характером по отношению к стратегически важным для России государствам Кавказского макрорегиона, Украине и Казахстану, а также непосредственным выходом к морским транспортным коммуникациям, соединяющим Российскую Федерацию со странами Средиземноморского, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;

– сравнительно развитая и продолжающая интенсивно развиваться транспортная инфраструктура, включающая в том числе широко разветвленную сеть автомобильных дорог с твердым покрытием, портовую инфраструктуру (морской и речной транспорт), железнодорожные пути, аэропорты, трубопроводную сеть;

– наличие на территории округа ряда развитых и развивающихся кластеров с высоким потенциалом роста в различных отраслях и секторах экономики;

– значительные размеры внутреннего (регионального) рынка, определяемые сравнительно высокой численностью и концентрацией населения;

– относительно низкая стоимость рабочей силы;

– высокий уровень обеспеченности округа местными строительными материалами.

На уровень конкурентоспособности экономики Южного федерального округа и входящих в его состав регионов ощутимое воздействие оказывает также весь комплекс внешних факторов, в том числе характер структурной и региональной политики Правительства Российской Федерации, темпы инфляции, валютный курс рубля, ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, размер и стабильность тарифов на услуги естественных монополий, общий уровень либерализации экономики, состояние конъюнктуры на глобальных рынках товаров и услуг, наличие нетарифных ограничений во внешней торговле и т.д.