logo
Анализ деятельности центров социальной адаптации для лиц без определенного места жительства

Предмет исследования - организация социальной адаптации для лиц без определенного места жительства в государственное автономное учреждение социального обслуживания «центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» .

Работа состоит из введения, двух глав, заключение, а также библиографический список.

1. Теоретико-методологические основы социальной адаптации для лиц без определенного места жительства

1.1 Лица без определенного места жительства как клиенты социальной работы

Бродяжничество - это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства (далее - без определенного места жительства) в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города. Бездомность - это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Как бродяжничество, так и бездомность - явления, присущие человечеству на всем протяжении его существования Лященко, А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие /А.И. Лященко. - М Аспект-Пресс, 2013. с. 67.

Социальная работа с лицами без определенного места жительства должна протекать в условиях реализации следующих принципов применения социальных технологий Медведева, Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2012. С. 99:

- принудительность: данный принцип необходимо применять, когда речь идет о лицах без определенного места жительства, больных алкоголизмом, т.к. добровольно проходить лечение они будут не готовы, а при условии, если данная проблема не будет решена, вся последующая работа специалиста будет неэффективной, так как велика вероятность рецидивов. Данный принцип должен быть гарантирован со стороны государства, т.е. закреплен законодательно. В настоящее время принудительное лечение считается ограничением прав и свобод личности, несмотря на то, что оно нацелено на помощь самому больному.

- всенациональность масштаба: работа с лицами без определенного места жительства должна проводиться на территории всей страны по четко выстроенной схеме, включая как крупные, так провинциальные города. Данный принцип предусматривает наличие во всех населенных пунктах учреждений стационарного типа для лиц без определенного места жительства, где проводилась бы комплексная работа по их возвращению к нормальной жизнедеятельности. Это условие является обязательным для выполнения следующего принципа.

- комплексность: лицо без определенного места жительства, как правило, имеет различные проблемы, начиная от материальных (отсутствия крова над головой) и заканчивая психологическими и порой даже психическими расстройствами, в связи с чем необходимо разрабатывать такие программы ресоциализации и реабилитации, которые имели бы комплексный характер и предусматривали участие в них различных специалистов;

- долгосрочность: чем больше «стаж» бездомности у клиента, тем сложнее вернуть его к нормальной жизнедеятельности, именно поэтому необходима длительная работа (до нескольких месяцев) как с самим клиентом, так и с его социальным окружением;

- конструктивная стимуляция: отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, вызывающих у их клиентов пассивное иждивенчество и паразитический образ жизни;

- психологическое сопровождение: важным моментом для возвращения лиц без определенного места жительства в нормальную жизнедеятельность является изменение их психологического настроя, который, как правило, находится в угнетенном состоянии, помощь в обретении смысла жизни и веры в себя и возможность изменить ситуацию Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М. 2013. С. 102;

- принцип социального партнерства: очевидно, что для эффективного решения проблемы бездомности, особенно в тех масштабах, в которых это социальное явление наблюдается в нашей стране на данный момент, государству необходимо затратить колоссальное количество денежных средств. С учетом особенностей экономического развития страны - сделать это достаточно сложно, именно поэтому к решению проблемы необходимо подключать различные социальные институты, одним из таких институтов может быть церковь и различные приходы, где бы лица без определенного места жительства по желанию могли бы пройти процесс реабилитации;

- принцип инклюзии: не вызывает сомнения тот факт, что одной из причин роста бездомности является деформация процесса социализации членов общества. Современный социум утрачивает контроль над процессом включения граждан в общественные институты. Это в какой-то степени обусловлено тем, что разрушены, либо деформированы традиционные институты социализации (семья, школа, детские и молодежные организации и т.д.). Другими словами, лицо без определенного места жительства без поддержки самого общества не сможет вернуться к нормальной жизнедеятельности. В социологии эмоционально-личностные отношения с окружающими зачастую трактуются как дополнительный фактор социальной адаптации личности. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 2014. С. 81 Необходимо, чтобы окружающие не воспринимали бездомного, как потерянную личность, у которой нет шансов вернуться в социальную структуру и снова стать полезным обществу. Для этого, на наш, взгляд необходимо, проводить тренинги для сотрудников государственных и муниципальных учреждений с целью повышения толерантности, предоставления объективных знаний о бездомности и бездомных, а самих бездомных включать по возможности в общественную деятельность, например, волонтерами для подсобных работ в храмах, уборке улиц и т.п. Важнейшим средством, способствующим формированию социального портрета лица, выступают СМИ, Медведева, Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2012. С. 102 которые также необходимо задействовать в процессе освещения проблем бездомности;

- принцип профилактической направленности: в настоящее время существует огромное количество причин, по которым человек может оказаться сначала за чертой бедности, а потом в статусе без определенного места жительстваа. Именно поэтому, к лицам группы риска необходимо внимание со стороны государственных органов, чтобы предотвратить данную ситуацию. К таким клиентам относятся: одинокие вдовы (вдовцы), лица, потерявшие работу, семью в результате развода, одинокие пенсионеры и т.д.

Основными принципами теоретической модели необходимо считать комплексность и принудительность, поскольку, именно комплексное сочетание различных методов и средств социальной работы - социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, юридических и т.д. - позволит достичь максимально эффективного результата по возвращению бездомного к социально одобряемой жизнедеятельности, с учетом того, что на начальном этапе этой комплексной работы клиент будет избавлен от пагубных привычек. Реализация данных принципов видится необходимым для достижения эффективности функционирования модели Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 2014. С. - 99.

Основной технологией социальной работы с лицами без определенного места жительства является социальная адаптация. В рамках данного направления социальная работа с лицами без определенного места жительства должна включать следующие методы Технологиии социальной работы: Учебник для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. «Социал. работа» /Т.В. Шеляг, П.Д. Павленюк, В.Ц. Худовердян и др.; Под. Общ. Ред. Е.И. Холостовой - М: ИНФРА - М, 2013. - с. 114:

1. социальная диагностика (процесс исследования бездомности с целью выяснения причин, а также выяснение особенностей каждой отдельной личности бездомного);

2. социальная реабилитация (процесс восстановления бездомного в правах, социальном статусе, путем восстановления документов, а также трудовая реабилитация);

3. психологическое консультирование (оказание социальной помощи путем целенаправленного, информационного воздействия на бездомного по поводу преодоления его жизненных проблем);

4. социально-медицинская помощь (лечение алкоголизма, хронических заболеваний, содействие в получение группы инвалидности);

5. социальная профилактика (совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих возникновение бездомности как асоциального явления).

В частности, с лицом без определенного места жительства сразу же при поступлении в Центр адаптации заключается договор, предусматривающий его личное участие в преодолении ситуации дезадаптации.

Согласно договору лицо без определенного места жительства имеет право находиться в Центре не более 3 месяцев, при этом - первые 30 дней бесплатно, следующее время - на условиях оплаты на уровне расчетной стоимости содержания 1 койко-места в сутки.

В целях урегулирования вопросов межведомственного взаимодействия в работе с лицами без определенного места жительства проектом постановления предлагается утвердить Порядок межведомственного взаимодействия и порядок оказания помощи лицам без определенного места жительства, обратившимся в Центр адаптации лиц без определенного места жительства.

Вопрос социальной реабилитации лиц без определенного места жительства требует межведомственного взаимодействия и участия как органов государственной, так и муниципальных властей.

Данная модель позволяет произвести отбор самых эффективных форм и методов из многочисленных существующих в работе с лицами без определенного места жительства и систематизировать их для успешного решения как каждого отдельного случая, так и всей проблемы в целом Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие/ М.В. Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2010. -с. 105.

Бродяжничество - это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города.

Бездомность - это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Как бродяжничество, так и бездомность - явления, присущие человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко они распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий, а именно: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.

Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.

Помимо общих причин, отмеченных выше, наиболее характерными причинами, усугубляющими проблему бездомности и бродяжничества, для многих стран в настоящее время являются:

- недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;

- безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;

- малодоходность многих семей и отдельных граждан;

- социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц сотклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков;

- нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);

- слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.

Также в России существует достаточно много организаций по обслуживанию и помощи лицам без определенного места жительства. Но среди них очень мало тех, чья деятельность является действительно эффективной и направлена на коренное решение проблемы бездомности.

Одной из таких организаций является санкт-петербургская общественная благотворительная организация «Ночлежка», созданная в 1990 году. бродяжничество социальный адаптация жительство

Основными услугами, оказываемыми данной организацией, являются: выявление и постановка на учет лиц без определенного места жительства, мероприятия по дезинфекции, предоставление ночлега, социально-медицинская помощь, социально-психологическая помощь, юридическое консультирование, помощь в трудоустройстве, социальный патронаж инвалидов, живущих в приюте.

1.2 Нормативно-правовая база организации социальной адаптации для лиц без определенного места жительства

Медико-социальная помощь предполагает оказание гражданам профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, а также принятие мер социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданами обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011. №856 Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России /Е.И. Холостова. - М.: Наука, 2014. - С. 117.

Программа определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений. Гражданам Российской Федерации в рамках Программы бесплатно предоставляются Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие/ М.В. Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2010. -с. 108:

1) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

2) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому;

3) стационарная помощь.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемых Минздравом РФ. Условия и порядок предоставления медицинской помощи населению определяются Минздравом РФ по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования Курбатов В.И. Социальное проектирование. Учебное пособие. Ростов на Дону, 2013. - С. 92.

Существуют четыре типа систем здравоохранения: государственная, страховая, частная, смешанная. Сохранение равновесия трех главных составляющих: населения - потенциального потребителя медицинской помощи, медицинских учреждений и плательщиков за оказанную медицинскую помощь, является основным принципом построения любой системы здравоохранения.

Оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности, является целью любой системы здравоохранения. В Российской Федерации принята страховая система здравоохранения. Законодательно это положение закреплено в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326-ФЗ, который касается каждого гражданина РФ Медведева, Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2012. С. 107.

Страховая медицина является системой профилактических и лечебных мероприятий, осуществляемых за счет средств страхования здоровья граждан, формирующихся на основе периодических целевых денежных взносов.

Медицинское страхование - форма социальной защиты населения в сфере охраны здоровья населения. Модель медицинского страхования является основой развития здравоохранения РФ. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программ ОМС Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие/ М.В. Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2010. -С. 112.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ ОМС.

Существует четыре субъекта медицинского страхования: гражданин; страхователь; страховая медицинская организация; медицинское учреждение. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис.

Принципами медицинского страхования являются Курбатов В.И. Социальное проектирование. Учебное пособие. Ростов на Дону, 2013. - С. 97:

- медицинскому страхованию подлежит все население (работающие и неработающие);

- застрахованный, имеющий страховой полис, независимо от места проживания имеет право на получение медицинской помощи в любом медицинском учреждении России;

- система ОМС строится на безвозвратной основе, т.е. предприятию страховая сумма не возвращается, а идет на расширение услуг;

- каждый гражданин имеет право на дополнительное медицинское страхование сверх установленного минимума. Эти взносы могут быть возвратными или частично возвратными.

Права граждан РФ, получивших дорогостоящее лечение, отражены в постановлении правительства РФ от 19.03.2001 г. №201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации и лекарственных средств…».

Согласно данному постановлению, по окончании финансового года гражданин, получивший дорогостоящее лечение (согласно утвержденному перечню), имеет право подать заявление (с прилагающимися к нему необходимыми справками и чеками) в налоговые органы с просьбой пересчитать сумму его подоходного налога, при этом гражданину должно быть возвращено 13% от израсходованной на лечение суммы Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 2014. - С. 101.

В 2004 г. появился Федеральный закон №122 (о монетизации льгот). Изменения, вносимые этим законом в уже ранее принятые, имеют три направления. Во-первых, он предписывает отменить различным категориям населения положенные ранее льготы и заменить их на денежные компенсации.

Кроме вопроса о замене льгот, в данном законодательном акте решается вопрос о переводе значительной части финансового обеспечения социальных проектов и программ с расходных обязательств Российской Федерации на таковые субъектов РФ [4].

Третье существенное изменение, вносимое в законодательные акты на основании ФЗ №122, - замена в них понятия «помощь» на - «поддержка». В соответствии с понятийным аппаратом «помощь» намного шире, и одним из видов ее оказания является «поддержка».

Отметим следующие документы нормативно-правовой базы, регламентирующие в настоящее время социально-медицинскую работу в России Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России /Е.И. Холостова. - М.: Наука, 2014. - С. 123:

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. 23.07.2008).

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. 30.11.2011).

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возрасти и инвалидов» от 02.08.1995 №122-ФЗ (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 №3185-1 (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. 01.07.2011).

ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 №8-ФЗ (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 №2-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 №175-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов» от 27.07.1999 №29 Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России /Е.И. Холостова. - М.: Наука, 2014. - С. 172.

Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» от 27.07.1999 №32.

Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 05.11.1995 №1105.

Приказ «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи»;

Приказ «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ» и др.

Кроме того, существует большое количество региональных законодательных актов, регламентирующих социально-медицинскую работу.

В целях оплаты своего пребывания, согласно договору, трудоспособное лицо без определенного места жительства обязано трудоустроиться на предлагаемые Центром общественные работы, объем и финансирование которых определяется органом местного самоуправления, либо на места временной трудовой занятости согласно вакансиям, предоставляемым Центром занятости ежемесячно.

Со своей стороны Центр адаптации оказывает содействие лицу без определенного места жительства в восстановлении социального статуса - оформлении паспорта, назначении пенсии лицам пенсионного возраста, получении полиса ОМС, в поиске и восстановлении контактов с родственниками, для нетрудоспособных - в установлении инвалидности и оформлении в дом-интернат.

На время восстановления статуса лицо без определенного места жительства обеспечивается койко-местом, ему оформляется временная регистрация по месту пребывания в Центре. Официальный сайт ГАУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» Режим доступа: http://bomg-kazan.ru

При этом в целях преодоления рецидива со стороны лица без определенного места жительства в проекте постановления регламентировано, что в повторной реабилитации в Центре может быть отказано лицам без определенного места жительства в случае, если им уже были восстановлены все документы и они их утратили вновь в течение 2 лет.

В целях привлечения бизнеса к процессу реабилитации лиц без определенного места жительства, предпринимателям предложено предоставлять в пользование освобождающиеся или нерационально используемые площади системы здравоохранения и образования для развития производств с использованием труда лиц без определенного места жительства.

Таким образом, сегодня можно констатировать тот факт, что российская законодательная база, регламентирующая вопросы социально-медицинской работы, все больше соответствует международным правовым стандартам.