logo
Домашнее насилие и его влияние на личность жертвы

3.1 Социальная работа с детьми

Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются не столько благородным намерением, сколько элементарной необходимостью. Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это - прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а так же наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течение 48 часов вступают вместе с милиционером и медработником в контакт с семьей (при этом службы работают круглосуточно и без выходных).

Социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителями полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает за их поведением, оценивая реальные условия жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка. Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры (даже если в этом и нет острой необходимости). Согласия или разрешения родителей не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае не подтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка Технологии социальной работы. Под ред. Холостовой Е.И. М., 2002. С. 256. .

Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась.

И только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается, и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции. В отдельных случаях по решению суда виновного родителя вынуждают покинуть дом, где он проживает и куда должен вернуться после реабилитации ребенок. Таким образом, хотя принятие жестких решений в отношении родителей вполне возможно, тем не менее, эти меры не рассматриваются в качестве единственно приемлемых и рациональных.

В семейном кодексе РФ также закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов. Но сообщать об этом надлежит не в органы социальной защиты по месту фактического местонахождения ребенка, а в органы опеки и попечительства.

Именно последние принимают необходимые меры по защите прав ребенка. Они же могут отобрать ребенка у родителей (или у одного из них). Однако, вся эта процедура излишне бюрократизирована и растянута во времени. К тому же органы опеки начинают работать только со случаями, принимающими крайние, необратимые формы, и никак не влияют на возможности их предупреждении и устранении Технологии социальной работы. Под ред. Холостовой Е.И. М., 2002.С. 257. .

Как известно, Россия ратифицировала ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с семейным насилием в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся "Конвенция о правах ребенка", "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации по отношении женщин", декларация ООН "Об искоренении насилия в отношении женщин" и другие международно-правовые акты. Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана уже существующая законодательная база самой социальной работы, а именно, принятые на федеральном уровне законы "Об основах социального обслуживания населения в российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ряд постановлений Правительства и нормативных актов, гарантирующих их выполнение.

Во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют не правоохранительные органы в союзе с органами опеки, попечительства, местного самоуправления (т.е. чиновники), а специалисты по социальной работе. Только у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому его работа оказывается наиболее профессиональной, жизнеспособной и эффективной. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалистов по социальной работе побаиваются из-за их чрезвычайно широких полномочий (вплоть до возбуждения уголовного дела и ходатайства об отчуждении ребенка от родителей). Необходимо заметить, что в случае насилия в семье над взрослыми роль социальных работников гораздо скромнее и незаметнее Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье. // Социс, 2003 № 4.С. 84. .

Именно благодаря развитию практики социальной работы и в нашей стране уже наметился (хотя еще и не возобладал!) переход от одних только карательных мер к социальному поддерживающему и терапевтическому воздействию. Безусловно, по роду и специфике деятельности каждое из ведомств (здравоохранение, образование, милиция), получая оперативную информацию о факте насилия над детьми в семье, может и должно реагировать на своем уровне и своими средствами.

Эффективность защиты от насилия зависит не от действий какого-то одного, пусть даже очень сильного (даже силового) ведомства, а от комплекса различных мероприятий. Имеется в виду не простое суммирование необходимых мер со стороны каждой отдельной инстанции, а сведение воедино, "сцепление" усилий структур, являющихся подразделениями разных ведомств как на концептуальном уровне, так и в процессе реализации сложной технологии по принципу "Каждый на своем месте и в нужное время".

В нашей стране работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами (Кризисными центрами для женщин, для женщин с детьми, убежищами как стационарного, так и дневного пребывания); в процессе реализации отдельных направлений работы специализированных служб и учреждений по типу социальных программ или проектов (подростковые линии на телефонах доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних); отделениями квалифицированной профессиональной социальной работы в территориальных учреждениях системы социального обслуживания населения (центрами психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, комплексного социального обслуживания населения).