logo
Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области

1.1 Социология чтения как специальная область социологического знания

Социология чтения - научная дисциплина, изучающая чтение в контексте общественных отношений, проявляющихся в процессах информационной деятельности, в частности связанных с функционированием книги в обществе.

Изменение социокультурной ситуации, перемены в образе жизни населения в конце ХХ века трансформировали и основные социальные функции чтения: информационную, познавательную, рекреационную. Происходящие процессы требуют научного осмысления функциональных трансформаций чтения как социального феномена и прогнозирования вариантов его дальнейшего развития. Эти задачи могут быть решены в рамках социологии чтения.

Социология чтения представляет собой самостоятельный крупный раздел социологии культуры. В отечественной науке она выделилась в специальное направление в 70-е гг. ХХ в. В настоящее время в научной среде еще не сложилось единого понимания ее статуса. Исследователи определяют социологию чтения как самостоятельную научную дисциплину (И.А. Бутенко, В.Д. Стельмах), специальную социологическую теорию (А.Л. Маршак), подраздел библиотековедения (В.В. Скворцов) [8]. Эти разногласия обусловлены рядом факторов:

· Отсутствие целостной социологической теории чтения. Многочисленные исследования значительно обогатили и конкретизировали научные представления о состоянии чтения как сложной подсистемы духовной культуры, но в конкретной исследовательской практике преобладает изолированный анализ характеристик чтения, концептуально не связанный с теориями и методологическими разработками изучения различных социокультурных процессов.

· Развитие социологии чтения преимущественно в рамках библиотековедения как прикладного научного направления, ориентированного на практические задачи отрасли (уточнение профиля комплектования фондов библиотек, совершенствование форм и методов работы с читателями и популяризации книги, расширение охвата населения библиотечным обслуживанием и др.).

· Интенсивное развитие в настоящее время не только социологии чтения, но и социологии библиотечного дела, способствовало расширение прикладных исследований, возникновение в структуре библиотек исследовательских секторов, отделов. Общая область исследований - изучение библиотечного чтения и читателя библиотеки. Но социология чтения изучает все социальные и демографические группы независимо от посещения ими библиотек, а социология библиотечного дела исследует и проблемы библиотек, не входящие в сферу чтения.

· Недостаточная профессионализация исследовательских кадров. Проблемы чтения пока не находят должного внимания у социологов-профессионалов. Соответствующие социологические исследования проводятся по преимуществу библиотечными специалистами и педагогами.

Неопределенность научного статуса связана и с отсутствием однозначного определения предмета научной дисциплины. Большинство ученых считают, что социология чтения изучает закономерности и движущие силы функционирования в обществе печатных источников - книг, газет, журналов, призвана объяснить возникновение социальной потребности в чтении, ее изменения и способы удовлетворения, место чтения в системе общественных явлений и его роль в формировании духовного мира человека. Таким образом, предмет социологии чтения можно условно обозначить как систему взаимоотношений внутри четырехугольника «издательство-книжная торговля (продавец) - библиотека - читатель», включенную в конкретный исторический и социокультурный контекст [8].