1.1 Социология чтения как специальная область социологического знания
Социология чтения - научная дисциплина, изучающая чтение в контексте общественных отношений, проявляющихся в процессах информационной деятельности, в частности связанных с функционированием книги в обществе.
Изменение социокультурной ситуации, перемены в образе жизни населения в конце ХХ века трансформировали и основные социальные функции чтения: информационную, познавательную, рекреационную. Происходящие процессы требуют научного осмысления функциональных трансформаций чтения как социального феномена и прогнозирования вариантов его дальнейшего развития. Эти задачи могут быть решены в рамках социологии чтения.
Социология чтения представляет собой самостоятельный крупный раздел социологии культуры. В отечественной науке она выделилась в специальное направление в 70-е гг. ХХ в. В настоящее время в научной среде еще не сложилось единого понимания ее статуса. Исследователи определяют социологию чтения как самостоятельную научную дисциплину (И.А. Бутенко, В.Д. Стельмах), специальную социологическую теорию (А.Л. Маршак), подраздел библиотековедения (В.В. Скворцов) [8]. Эти разногласия обусловлены рядом факторов:
· Отсутствие целостной социологической теории чтения. Многочисленные исследования значительно обогатили и конкретизировали научные представления о состоянии чтения как сложной подсистемы духовной культуры, но в конкретной исследовательской практике преобладает изолированный анализ характеристик чтения, концептуально не связанный с теориями и методологическими разработками изучения различных социокультурных процессов.
· Развитие социологии чтения преимущественно в рамках библиотековедения как прикладного научного направления, ориентированного на практические задачи отрасли (уточнение профиля комплектования фондов библиотек, совершенствование форм и методов работы с читателями и популяризации книги, расширение охвата населения библиотечным обслуживанием и др.).
· Интенсивное развитие в настоящее время не только социологии чтения, но и социологии библиотечного дела, способствовало расширение прикладных исследований, возникновение в структуре библиотек исследовательских секторов, отделов. Общая область исследований - изучение библиотечного чтения и читателя библиотеки. Но социология чтения изучает все социальные и демографические группы независимо от посещения ими библиотек, а социология библиотечного дела исследует и проблемы библиотек, не входящие в сферу чтения.
· Недостаточная профессионализация исследовательских кадров. Проблемы чтения пока не находят должного внимания у социологов-профессионалов. Соответствующие социологические исследования проводятся по преимуществу библиотечными специалистами и педагогами.
Неопределенность научного статуса связана и с отсутствием однозначного определения предмета научной дисциплины. Большинство ученых считают, что социология чтения изучает закономерности и движущие силы функционирования в обществе печатных источников - книг, газет, журналов, призвана объяснить возникновение социальной потребности в чтении, ее изменения и способы удовлетворения, место чтения в системе общественных явлений и его роль в формировании духовного мира человека. Таким образом, предмет социологии чтения можно условно обозначить как систему взаимоотношений внутри четырехугольника «издательство-книжная торговля (продавец) - библиотека - читатель», включенную в конкретный исторический и социокультурный контекст [8].
- Введение
- 1. Теория среднего уровня: социология чтения
- 1.1 Социология чтения как специальная область социологического знания
- 1.2 Из истории возникновения и развития социологии чтения
- 1.3 Основные направления исследований в рамках социологии чтения
- 2. Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области
- 2.1 Чтение как досуговая практика
- 2.2 Подросток как субъект чтения
- 2.3 Чтение среди подростков Харькова и Харьковской области
- Вывод
- Харьковская область
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 12. Слобожанщина – Харьковская и часть Сумской области Харьковская область
- Языковая идентичность как фактор выбора досуговых практик украинского студенчества
- 2.1 Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в агрогородке Крулевщина Докшицкого района Витебской области.
- 9.1. История развития архитектуры города харькова и харьковской архитектурной школы.
- 1.2. Программы летнего чтения как средство активизации досугового чтения подростков.
- 1.1.Современный подросток как читатель
- Досуговая деятельность подростков (от 9-11 до 14 -15 лет).
- Харьковской области (по годам)