Анализ законопроекта "О пробации"

реферат

1. Социальные и экономические предпосылки системы пробации

Как показывает практика, правоохранительные органы во всем мире в основном неплохо, а во многих случаях очень профессионально, справляются со своими обязанностями по предупреждению, предотвращению, ликвидации последствий преступлений. Однако как бы качественно государство ни выполняло свою правоохранительную функцию, ничто не заменит решения государственных задач по социальной поддержке граждан, задач, направленных, прежде всего, на профилактику асоциального поведения людей, социальную адаптацию и ресоциализацию индивидов (применительно к нашей работе - осужденных, отбывших уголовное наказание), преодоление их социальной отчужденности.

Необходимо признать, что Россия находится в числе мировых лидеров по количеству осужденных на 100 тыс. населения. Уровень криминализации общества вызывает серьезные опасения, как за моральное здоровье нации, так и за безопасность граждан. Как верно было указано Президентом России Д.А. Медведевым на совещании по вопросам правоохранительной деятельности 7 ноября 2008 года, "...тюрьмы переполнены. Это не секрет. И это создает большие проблемы для последующей социализации таких людей ... Кроме того, последствия тоже для всех очевидны - идет, по сути, насильственное приобщение тысяч людей к тюремной субкультуре".

Несмотря на сокращение в течение последних лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6%. Количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2010 году 80% от общей численности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Более четверти осужденных приговорено к длительным срокам лишения свободы, почти половина - отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.

Более 80% преступников при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. человек нуждаются в получении обязательного основного общего образования. Стремительно растет количество осужденных подростков, не умеющих читать и писать.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, на 1 января 2010 года более 90% (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. - активным туберкулезом; 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией; 42,47 тыс. - вирусным гепатитом; 62,04 тыс. - наркоманией; 26,32 тыс. - алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами.

Указанные данные отчасти отражают состояние социального здоровья всего российского общества и свидетельствуют о необходимости совершения более энергичных шагов в реформировании не только пенитенциарной системы, но и механизмов государственного регулирования вопросов социальной реабилитации и ресоциализации бывших преступников.

Пенитенциарная ресоциализация готовит, прежде всего, морально-психологическую, правовую и материальную основу для того, чтобы после освобождения гражданин, пользуясь полученными в исправительном учреждении социально полезными знаниями и навыками, мог стать полноправным членом социума.

Однако, как показывает практика и цифры статистики, эффект от пенитенциарной ресоциализации уничтожается условиями, в которые попадает человек после освобождения. Как правило, бывшие осужденные оказываются в трудной жизненной ситуации, из которой не могут выйти самостоятельно, используя законные средства. Как результат, они вновь оказываются в привычной для себя уголовно-преступной среде. Говоря образно, преступный мир протягивает бывшим осужденным руку там, где от них отворачивается государство. Государственные и общественные структуры встречаются с бывшим осужденным только после того, как он вновь совершит преступление и окажется на скамье подсудимых. Период его жизни с момента освобождения из мест лишения свободы до совершения им нового преступления недостаточно урегулирован государственной политикой. Таким образом, в некоторой степени игнорируется реализация главной задачи уголовного закона - предупреждение преступления (ч. 1 ст. 2 УК РФ).

В России назрела острая необходимость создания системы пробации, которая позволила бы государству более полно контролировать социальные процессы в обществе и влиять на регенерацию преступности.

Необходимость перехода к системе пробации обуславливается как потребностью в создании системы комплексной ресоциализации осужденных в период отбывания ими уголовного наказания и после освобождения от него, так и экономической целесообразностью.

Этой проблемой в разное время занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Создано большое количество научных трудов, разработан понятийно-терминологический аппарат. Немало теоретических изысканий было обсуждено на различных специализированных форумах в Интернете, прошло проверку на практике. Учеными и общественными организациями России на сегодняшний день подготовлены и могут быть представлены предложения по многим законодательным инициативам в области исполнения уголовных наказаний: о развитии ювенальной юстиции, о введении специальных пенитенциарных судов, о внесении существенных изменений в действующие законодательные акты (например, поправка в УИК РФ, определяющая ресоциализацию как цель уголовного наказания; дополнение в Федеральный закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" о том, что ресоциализация осужденных к лишению свободы рассматривается как предмет профессиональной деятельности всего персонала исправительных учреждений), о принятии новых важнейших нормативных правовых актов (например, проекта федерального закона "О социальной реабилитации лиц, отбывших наказание", проекта закона "О пробации") и т. д.

В нашем распоряжении имеется богатый опыт развития механизмов ресоциализации как в развитых странах, так и в государствах постсоветского пространства. Накоплен методологический материал, необходимый для законодательного закрепления институтов ресоциализации и пробации в стране.

Создание служб пробации входит в долгосрочные планы развития уголовной юстиции Российской Федерации: постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17.02.2010 №33-СФ "О совершенствовании правового регулирования в сфере социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений", Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Делись добром ;)