logo
Анализ законопроекта "О пробации"

3. Анализ законопроекта

социальный пробация законопроект осужденный

Одним из важных положений законопроекта "О пробации", и в то же время спорным, является применение мер социальной адаптации и социальной реабилитации только по личному письменному заявлению нуждающегося лица. А это означает, что меры по ресоциализации осужденных, отбывших уголовное наказание, службой пробации будут применяться не ко всем осужденным. Из чего можно сделать вывод, что в подобной редакции закон "О пробации" не будет обеспечивать должные объемы постпенитенциарной ресоциализации - постпенитенциарная ресоциализация должна охватывать всех осужденных, отбывших уголовное наказание, а не только "оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в сохранении или восстановлении социально полезных связей".

В частности, в постпенитенциарной ресоциализации важна психологическая помощь (тренинги и тестирования) по преодолению психологических последствий как совершения человеком преступления (например, человек, совершивший дорожно-транспортное происшествие со смертью потерпевшего), так и негативного отношения общества к "бывшему преступнику" (как пример: человек совершил кражу - деньги были нужны для семьи, после отбытия уголовного наказания он устроился на работу, в семье идиллия, а соседи считают его "ворюгой" и возможности поменять место жительства нет). Очень важно помочь бывшему осужденному, и даже "закоренелому преступнику", отойти от старых стереотипов поведения, приобрести новые навыки, изменить неблагополучный жизненный сценарий, так как они не знают, как можно жить по другому и примера для подражания очень часто нет. Здесь и нужна квалифицированная помощь психолога.

Мировая правоохранительная практика подтверждает, что целенаправленная социальная работа в отношении всех категорий правонарушителей является одним из основных условий общей профилактики повторной преступности. Согласно исследованиям, проведенным на протяжении последних лет Европейской организацией пробации (СЕР), уровень повторной преступности среди осужденных при активной социальной работе, снижается на 8-15%.

Проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих» направлялся на согласование в заинтересованные органы государственной власти.

Министерство юстиции и министерство социального развития прямо заинтересованы в данном законопроекте, однако, учитывая его затратность (более 65 млрд. руб.), а также замечания, высказанные федеральными органами государственной власти, Минфином России инициатива о создании службы пробации поддержана не была.

Однако, социально-экономическая обстановка в обществе такова, что "моральное здоровье" общества и значительные затраты на судебную систему и систему отбывания наказания соотносимы с расчетами Минфина.

Так, согласно Доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 год от 21 февраля 2014 г., в июне 2011 года была образована Межведомственная рабочая группа по выработке предложений о создании в нашей стране службы пробации, которая в том числе помогала бы освободившимся из мест лишения свободы гражданам восстановить утраченные социальные связи, трудоустроиться и в целом адаптироваться к новой жизни. Чтобы ускорить создание службы пробации и минимизировать расходы бюджета, Уполномоченный в январе 2013 года предложил Министру юстиции Российской Федерации подумать об использовании для указанных целей уголовно-исполнительных инспекций и других структур УИС, отвечающих за исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы. Минюст рапортовал о возобновлении работы над проектом федерального закона "О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих". Работу предполагается провести в три этапа, примерные сроки их завершения не установлены.