logo
"Новые медиа" в социальном взаимодействии

1. Понятие новые медиа

Латинское medium (от латинского - «посредник»), укрепившееся в современном дискурсе формой его множественного числа - «media» [5], позволяет сразу же вычленить в медиа идею посредничества. При этом термин «медиум», в большинстве случаев отсутствует в русскоязычных словарях, а в новых энциклопедических словарях его лексическое толкование одинаково. Один из источников описывает термин так: «Медиум»

1) в логике третий член противопоставления, соединяющий два других его члена;

2) в языческих магических представлениях - человек или предмет, с помощью которого при магическом ритуале достигается общение с потусторонним миром.

Второе определение, перенесенное в современность и «очищенное» от мистики, является, по сути, определением современных медиа, благодаря которым в современном обществе совершается общение, только не с мистическим потусторонним миром, а с миром по ту сторону экрана.

В 1960-е годы в обсуждение понятийных границ media вдохнул «новую жизнь» канадский социолог М. Маклюэн, представив миру свой канонический тезис «the medium is the message». [6]

Исследователи интерпретируют этот тезис «медиа - есть сообщение» как понимание того, что среда коммуникации влияет на свое сообщение больше чем контент самого сообщения, так как именно средство коммуникации определяет и контролирует масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия. Также соотносится с этим тезисом теория сетей, которая трактует социальный контакт - коммуникацию между передающей и принимающей сторонами. Каждое социальное явление при этом рассматривается как совокупность «сообщений», способных транслироваться, накапливаться и виртуализироваться. Именно этот атом, к которому может быть сведено все многообразие социальной реальности, является Маклюэновским сообщением.

По словам А.В. Назарчука, «в сетевом обществе все становится «сообщением» или потоком сообщений: общественные события, правительственные решения, события в личной жизни, политические события, явления культуры и т.д. Неважно, кто является носителем сообщений, важно, какого типа сообщения формируют систему коммуникации». [4]

Сообщения обусловливают формы социальных образований и легитимизируют субъектов коммуникации в их социальном статусе. Если посмотреть на тезис Маклюэна в современном ракурсе, медиа теперь уже скорее не просто сообщение, это коммуникация, так как информация в рамках Интернета не всегда есть знание, но всегда является коммуникацией.

До Маклюэна именно текстовые сообщения рассматривались как сообщения, так как они нацелены только на то, чтобы сообщить некое представление о действительности, а тем самым побудить к определенному действию. Маклюэн этот тип сообщений практически не анализирует, а между тем именно такие сообщения составляют тот мир медиа, который мыслится в обществе как сфера коммуникации. Реальность медиа, использующих текстовые сообщения, двойственна. С одной стороны, текстовые сообщения представлены определенными знаковыми системами, реальность которых обеспечивает возможность текстового сообщения.

С другой, текстовые сообщения создают с помощью данных знаковых средств картину действительности. По этой причине реальная сила медиа зависит от того, насколько картина, созданная этими сообщениями, укоренится в действительности, насколько она войдет в реальность.

Истина сообщений, несущих информацию, в способности этой информации модифицировать реальность. А это возможно при условии понятности сообщения, а также принятии смысла сообщения субъектом-получателем, что говорит о субъективности воздействия текстовых медиа. [9]

Таким образом, всякое текстовое сообщение несет конкретный смысл, которым оно укоренено в определенном бытии, и это есть его непосредственная, региональная онтология. Данный смысл может быть принят или отвергнут, и основанием принятия или отвержения будет региональная экзистенция, наделенная социальными, культурными, биографическими и прочими характеристиками, которые дают возможность распознавать конкретное сущее. Маклюэн пришел к выводу, что господство тех или иных медиа в истории определяет саму эпоху. [1]

Подчеркивая, что мир медиа многообразен и за этим понятием стоит чрезвычайно сложная и разнообразная совокупность структур и видов деятельности, каждая со своим собственным способом коммуникации, своей экономикой, своими границами и своей аудиторией.

Современные английские исследователи рассматривают мир медиа как сферу деятельности системы средств массовой информации, пусть и со значительно изменившейся структурой.

Нижегородские исследователи Е.И. Кузнецова и А.М. Дорожкин, анализируя современное понимание медиа, выделяют две наиболее активных волны дискуссий на эту тему. [4]

Первая, зародившаяся на рубеже XIX-XX веков, вызвана распространением и ростом аналоговых визуальных и аудиотехнологий - фотографии, телефона, граммофона, кино.

Главными участники этой дискуссии стали представители Франкфуртской школы В. Беньямин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно.

Они обращали внимание на технологические аспекты медиа, усматривая в них силу, с одной стороны, разрушающую подлинность, или, говоря словами В. Беньямина, «ауратичность» уникальных произведений искусства, с другой, как у М. Хоркхаймера и Т. Адорно, ведущую к кризису гражданской культуры в целом. [2]

Вторая волна диспутов вокруг медиа привела к сужению проблемы до уровня изучения средств массовой коммуникации. На подходы к исследованию медиа как массмедиа оказали сильное влияние процессы массовизации общества, а также рост медиаиндустрии в 1970-1980-е годы. После этого получило свое выражение и понимание социокультурных факторов технической коммуникации, по которой «медиа - комплексные институциональные системы вокруг организованных коммуникационных каналов со специфическими производственными возможностями». [2]

По нашему мнению, такое определение является слишком общим и к тому же на современном этапе развития не отражает сути медиа. Современные медиа оказываются не столько посредником, сколько средой жизнедеятельности человека, включающей в себя то, что прежде противостояло друг другу: субъективную и объективную реальность, индивида и общество, т.е. опосредует взаимоотношение человека и мира, а также взаимоотношение одного индивида и другого.

Как можно заметить, основными ключевыми свойства «новых медиа», согласно названным выше определениям и концепциям, являются: интерактивность, цифровая природа, преемственность и новые коммуникационные возможности. Подробнее останавливаясь на каждой отдельной характеристике новых медиа, попробуем определить их функции и роль.

Социальные медиа (англ. Social media) - вид масс-медиа, имеющий ряд преимуществ перед прочими разновидностями, многозначный термин, который используют для описания новых форм коммуникации производителей контента с его потребителями и для которых определяющее значение имеет фактор копродукции контента самими пользователями конечного продукта, когда каждый читатель/подписчик блога, например, может выполнять функции комментатора, репортёра, фотокорреспондента и/или редактора данного сервиса:

Это набор онлайновых технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. Общение может принимать самые различные формы - пользователи могут делиться своими мнениями, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также делиться новостями, информацией, видео, фото, музыкой и линкам. [8]

Круг явлений, охватываемый понятием «социальные медиа», пересекается с рядом других понятий и, следовательно, существует необходимость четко разграничивать их значения. В частности, «социальные медиа» не являются синонимом понятия «новые медиа».

Новые медиа - термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий. Т.е. этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций.

Термин «новые медиа» появился для описания средств массовой коммуникации, возникших под влиянием распространения цифровых компьютерных технологий в 1980-е годы. Они, в частности, включают в себя интернет, компьютерные игры, спутниковое телевидение. Новые технологии значительно повлияли и на традиционные массмедиа (например, использование фото- и текстовых редакторов при подготовке материала в газете).

Новые медиа более широкое понятие, которым обозначают все новейшие технологии в коммуникациях. Социальные медиа - сервисы, где пользователи любым образом взаимодействуют с контентом. Новые медиа включают в себя понятие социальных медиа.

Интерактивность есть непременная составная новых медиа, в число которых входят глобальные многопользовательские игры, такие как World of Warcraft и Second Life.

Обычный аналоговый флайер-листовка с анонсом выступления диск-жокея будет являться примером новомедии, если на нём напечатан адрес веб-странички, с которой можно скачать сэмплы, вступить в фэн-клуб артиста и написать ему послание.

Виды социальных медиа:

· Интернет-форумы, блоги, вики, видеохостинги - все это суть формы соц-медиа. Выделяют семь разновидностей:

· Интернет-сообщества;

· Блоги;

· Виртуальные игры;

· Социальные сети;

· Сообщества по производству совместного контента;

· Совместные проекты.

· Геосоциальные сервисы.

Новыми медиа считаются медиапродукты, распространяемые с помощью интернета и потребляемые, соответственно, при помощи компьютерной техники, электроники. [7]

Развитие новых медиа начало свой быстрый старт с момента развития интернета. Когда интернет стал не предметом роскоши, а начал появляться в каждом доме, медиа решили покрыть и эту область, поскольку появился очень удобный механизм распространения информации, на который не надо никаких затрат, как, например, на бумагу в случае печатной прессы.

Постепенно онлайн пресса стала входить в моду, даже если отбросить удобство данного потребления информации. Люди ко всему привыкают очень быстро, но редко хотят что-то менять, поскольку всем хочется стабильности, да и так как-то спокойнее, когда точно знаешь чего ждать. Для начала появились первые онлайн газеты, все было по желанию. Впоследствии создавать интернет версию своего издания стало просто острой необходимостью.

Разработка телефонов, через которые можно выйти в интернет, мобильный интернет - это одна из важных начальных точек развития онлайн прессы. Наверное, период появления мобильных версий разных сайтов, в том числе онлайн прессы, стало знаменательным событием в истории развития этих самых сайтов. Такая легкость в доступности произвело на аудиторию огромное впечатление.

Более того, дело не только в удобстве и защите окружающей среды, которая является весьма слабым, но благородным аргументом в пользу новых медиа. Главная отличительная черта новых медиа заключается в разнообразии их контента. Интернет - уникальная платформа для медиа, с помощью которой появилась возможность комбинировать разные формы информации в одном месте.

К тексту и фото, которыми оперировали печатные издания, прибавилась теперь возможность просмотра видео, прослушивания аудиофайлов, например, запись криков толпы, гифки, 3D графика. Информация никогда еще не подавалась настолько емко и насыщенно, как это происходит в новых медиа. Теперь новые медиа прорабатывают и соревнуются между собой в удобстве подачи этого контента. [3]

Интересно, что развитие медиа индустрии и развитие информационных технологий внесло свои коррективы в мышление представителей нашего нового общества. Систематически предлагаются обновления для различных операционных систем и программ, и если раньше это происходило с некоторой периодичностью, то с течением времени предложения обновлений стали выходить очень часто.

Как результат развития технологий новых медиа началась глобализация, которую обычно называют «экспансией различных видов деятельности за привычные границы государств и наций». Глобализация сокращает расстояния между людьми по всему миру за счет электронных коммуникаций. Наступила «смерть расстояний». Новые медиа же радикально разрывают связь между физическим пространством, где находится человек, и социальным пространством, социальной сферой, в которой он вращается. Так, мы общаемся и взаимодействуем с другими людьми на сайтах, физически расположенных в самых разных уголках Земли.

Виртуальные сообщества образуются в режиме онлайн и действуют независимо от географических и социальных границ. Эти сообщества фактически являются саморегулирующимися сетями, которые действуют по тем же принципам, что и реальное общество.

Онлайн личность человека становится его вторым «Я» и очень часто подменяет собой реальную, то есть человек чувствует себя более полноценным в Сети, а не реальной жизни. И новые медиа способствуют образованию связей между людьми со схожими интересами, то есть виртуализация только увеличивается. [4]

новый медиа социальный коммуникативный сетевой