Анализ и оценка состояния молодежной занятости в России

курсовая работа

Выводы по главе 1

Молодежь составляет довольно значительную часть трудоспособного населения. Большую часть желающих и готовых приступить к работе составляют молодые люди в возрасте 20 - 29 лет, имеющие, как правило, высшее или средне - специальное образование. Однако именно у них возникают определенные трудности по ряду причин, таких как:

- неустойчивость спроса и предложения, обусловленная социально-профессиональной неопределенностью;

- низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами;

- высокая вариантность;

- осложнение ситуации с женской занятостью.

Для решения проблем молодежной занятости в разных странах разрабатывается множество программ по содействию занятости выпускников либо молодых людей, не имеющих образования.

Например, во Франции предоставляются контракты на различных условиях для трудоустройства, а в Германии проводится дуальная система одновременного обучения в училищах и производственной деятельности на предприятиях.

Также содействие по трудоустройству молодежи в других странах имеют определенных особенности, которые заключаются в участии с общественных работах либо предоставлении льгот предприятиям, которые согласны принять молодых людей без опыта.

Таким образом, молодежная политика относительно занятости разрабатывается наиболее оптимальным вариантом для каждой страны.

Глава 2. Теоретические аспекты молодежной занятости

2.1. Особенности занятости и безработицы молодежи

Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность и будущее страны в целом.

Проблема молодежной занятости обостряется, прежде всего, предъявляемыми требованиями работодателей к уровню и качеству профессиональной подготовки специалистов. Сегодня в жестких, специфически изменяющихся условиях формирования рынка, предприятиям требуются специалисты качественно нового уровня. Они должны быть восприимчивыми к инновациям, целеустремленными и коммуникабельными, умеющими работать как самостоятельно, так и в команде, обладающими трудовой мобильностью, высоким потенциалом для дальнейшего профессионального обучения, работоспособностью, энергичностью, отсутствием стереотипа профессионального поведения. Предприятиям требуются специалисты, владеющие иностранными языками, современными компьютерными технологиями и программами, готовые развивать свои знания и адаптировать их к новым ситуациям, возникающим в производстве и экономике в целом.

Выпускники профессиональных образовательных учреждений должны быстро и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка труда, гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональным знаниям, а также максимально реализовать свой личностный потенциал. В то же время не следует рассчитывать на то, что выбранная человеком специальность будет служить ему всю жизнь. Современные компании, как правило, меняют направления бизнеса, характер выпускаемой продукции, рынки сбыта, формы работы, специализируясь на той или иной сфере деятельности. Поэтому специалист, не обладающий такими качествами, как гибкость и мобильность, может остаться не у дел.

Особенности молодежи как социально-демографической группы определяют ее невысокую конкурентоспособность на рынке труда и являются непривлекательными для работодателя. Понятно, что "недостатки" в качестве рабочей силы молодежи в значительной степени связаны с ее возрастом и с течением лет в той или иной мере могут быть устранены. Однако в условиях неопределенности рыночной ситуации российские работодатели в подавляющем большинстве не хотят тратить время и средства на "взращивание" молодого работника в своем коллективе до состояния зрелого специалиста, а предпочитают нанимать уже сформировавшихся опытных специалистов.

Также, следует обратить внимание на то, что существует острая проблема с подготовкой востребованных экономикой работников по рабочим профессиям. Несмотря на сохранение высокого спроса на работников, владеющих рабочими профессиями, трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования не является беспроблемным. Связано это, прежде всего, с тем, что набор профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не всегда соответствует потребностям предприятий.

Хотелось бы отметить ещё, что важным аспектом в профессиональной подготовке квалифицированных, имеющих практические навыки решения вопросов специалистов высшего и среднего специального образования является вопрос об организации производственной практики, предусмотренной стандартами образования. Закон об образовании, принятый в 1996 г. (п. 9 ст. 11), определяет, что учебная и производственная практика осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями, организациями. В соответствии с этими договорами указанные предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию. Однако тот же Закон не обязывает предприятия и организации заключать такие договоры с вузами. Учитывая, что структура специальностей, полученных выпускниками вузов, зачастую не отвечает спросу предприятий на рабочую силу, реальные возможности обеспечить прохождение студентами учебной, производственной и преддипломной практики для вузов весьма ограничены. Невозможность организации практики на сегодняшний день является общей проблемой учреждений высшего и среднего специального образования.

Отсутствие производственных контактов большинства учебных заведений с предприятиями и организациями препятствует не только рациональной организации профессиональной подготовки специалистов, но в значительной степени и их трудоустройству по окончании обучения. Законодательство не предусматривает ответственности или какой-либо заинтересованности учебных заведений в трудоустройстве подготовленных ими молодых специалистов. Бесспорно, основной функцией учебных заведений является качественная подготовка профессионалов. Однако, совершенствование этой работы, придание ей адресного и динамичного характера возможно только на основе установления производственных контактов с работодателями.

Практика показывает, что большинство молодых людей не находят работы по полученной в учебных заведениях специальности. Наиболее серьезной причиной является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. В настоящее время из-за отсутствия прогнозирования в реальных потребностях подготовки специалистов в сфере профессиональной подготовки и в сфере занятости складывается ситуация, характеризующаяся излишними объемами подготовки специалистов теперь уже рыночного профиля: юристов, экономистов, бухгалтеров и т.п.

Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий - с высшим и средним профессиональным образованием.

2.2 Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи

Организация занятости молодежи -- сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур -- службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.

Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах функционируют молодежные службы занятости, которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям.

Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

- создание правовых и организационных условий для предотвращения значительного роста безработицы среди молодежи;

- социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям;

- обеспечение занятости с ориентацией на интересы и способности человека;

- создание системы информации, способствующей принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации;

- правовое просвещение молодежи;

- профилактика правонарушений среди подростков и молодежи;

- содействие системе поддержки молодой семьи.

На сегодняшний день в различных организациях существует множество разнообразных программ по содействию занятости молодежи.

В общем, содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Образование молодежи

Проблема образования молодежи комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений государственной политики. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности проводят программы, которые призваны сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. Специально для этого подключают не только родителей и сотрудников школы, но и специалистов центра занятости населения, которые призваны предоставить дополнительную информацию, а также выявить способности и возможности каждого учащегося применительно к трудовой сфере.

Программы, рассчитанные уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений предлагают активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное -- умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная система определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Особое внимание акцентируется на обучении выпускников способам самопрезентации, т.е. тому, как грамотно заполнять документы (профессиональное резюме, автобиографию, поисковое письмо работодателю). В настоящее время такая форма взаимодействия с работодателем очень популярна, выгодна, так как экономит много времени для обеих сторон.

Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

2. Содействие профессиональной подготовке молодежи

Службой занятости ведется активная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих развитие молодежи, -- содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

Профессиональное образование молодых безработных граждан решает следующие задачи:

- повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;

- сокращение уровня безработицы;

- изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

- минимизация финансовых издержек государства.

Данный вид деятельности службы занятости является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы -- несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

В соответствии с законодательством данная форма работы ведется с молодыми безработными, если:

- гражданин не имеет профессии (специальности);

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.

В России число молодых людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:

1) комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;

2) меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции).

3. Сотрудничество с вузами

Взаимодействие организаций с высшими учебными заведениями выгодно как для самих организаций, т.к. они уже имеют потенциальных работников с образованием, так и для вузам, поскольку они обеспечивают трудоустройство своим выпускникам.

Подобная программа сотрудничества с профильными вузами предполагает:

· участие сотрудников предприятия в подготовке молодых специалистов (в том числе в формировании учебных курсов для вузов);

· стипендиальную программу для лучших студентов;

· поддержку квалификации преподавательского состава:

· гранты, повышение квалификации (существует разрыв между теоретической подготовкой преподавателя и реальными процессами на предприятии, поэтому для преподавателей организованы стажировки на заводе, а также внутреннее обучение);

· повышение квалификации сотрудников предприятия и целевую подготовку на базе вузов;

· развитие материально-технической базы учебных заведений.

Цель сотрудничества с вузами - не только профессиональная подготовка студентов, но и формирование у них ключевых навыков работы в коллективе (например, умения отстаивать свою точку зрения перед руководством). Это для будущих специалистов так же необходимо, как и хорошее знание технологических процессов.

4. Проведение научно - практических конференций

Проведение научно - практических конференций позволяет организациям выявить наиболее инициативных и образованных студентов, а студентам, в свою очередь, проявить свой потенциал и, вероятно, обеспечить себе предложение о работе.

Задачами подобных конференций являются:

o выработка и представление инновационных идей, предложений и проектов для дальнейшего развития и внедрения в компании;

o выявление талантливых, одаренных и активных молодых специалистов и студентов для содействия их росту и развитию, привлечения их в проектные группы;

Таким образом, талантливые молодые ребята имеют возможность активно участвовать в жизни предприятия и заметно влиять на эффективность его работы.

2.3 Особенности законодательно-нормативного обеспечения молодежной занятости

Основным нормативно-правовым актом в сфере труда и занятости является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В данном Законе занятость понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантируются:

- бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Важной составляющей государственной социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно.

Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний -- одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.

Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь молодым безработным, включающая в себя консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разные виды психотерапии.

Делись добром ;)