logo
Анализ института общественных движений в России в настоящее время

2. Правовой статус общественных движений

Правовое положение общественных движений в России закреплено законодательством: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

В ст. 30 Конституции Российской Федерации сказано, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. В качестве общественного объединения понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в их уставе. Кроме этого, понятие и содержание свободы объединений и, соответственно, их движения, изложенные в Конституции РФ, дополняются общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. устанавливает, что каждый человек имеет право на свободу объединения с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Такое же право закрепляется в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Рассмотрим, как этот вопрос регламентируется в Федеральном Законе «Об общественных объединениях». Ст. 9 Закона гласит, что общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органов общественного движения является конференция или общее собрание, а руководящим органов общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный конференции. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. Общественные движения, как и другие формы общественных объединений, могут регистрироваться в порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» и приобретать права юридического лица. Общественные объединений имеют право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством. [1]

Законодательство Российской Федерации не устанавливает, в каких формах и каких видов могут создаваться общественные объединения, предоставляя субъектам объединения достаточную свободу выбора. Они могут создаваться по различным признакам:

1) профессиональному, как профсоюзы или творческие союзы;

2) политическому, как партии;

3) национальному, как диаспоры или национально-культурные автономии;

4) вероисповеданию, как религиозные объединения;

5) возрастному, как детские, молодежные объединения, советы ветеранов;

6) культурному, как объединения филателистов, спортивные общества, общества защиты животных, экологические общества.

Однако принципы объединений и, соответственно, их движения не должны носить дискриминационный характер. Право на некоммерческое объединение и общественное движение имеют не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в России. Они могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений и общественных движений. Следует отметить, что свобода объединений не является абсолютной; если общественные движения таких объединений подвергают риску или опасности государственные институты или права и свободы других лиц, государство имеет возможность защитить эти институты и этих лиц. [6]