logo
Анализ опыта реализации социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха в НООИ "Верба" г. Новосибирска

ВВЕДЕНИЕ

Процесс социальной адаптации личности - это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причем, следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Социальная реабилитация - самый надежный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида.

В настоящие время процесс социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха является, на наш взгляд, одним из актуальных и приоритетных направлений в социальной сфере. Как показывает практика, эффективное решение проблемы социальной защиты инвалидов и их комплексной реабилитации возможно только при активной государственной поддержке. На наш взгляд одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение студентов с нарушением слуха в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

Нарушение слуха является одной из широко распространенных причин инвалидизации в детском возрасте. Несмотря на достигнутые значительные успехи в борьбе с этим недугом число детей, страдающих тугоухостью увеличивается из года в год.

Степень научно-теоретической разработанности проблемы.

Выбор темы обусловлен недостаточной степенью ее разработанности в научной литературе. Первая группа исследования акцентирует свое внимание на проблему социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха в обществе, которая привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей: В работах многих авторов (И.А. Архип, Л.М. Кобриной, Е.Т. Логиновой, Э. Меги, В.П. Невской, Л.Ф. Сербиной и др.) представлен исторический анализ образования лиц с нарушениями в развитии в различных регионах России, отражающих новое виденье проблемы.

Отечественные ученые (В.В. Воронкова, Т.С. Зыкова, О.И. Кукушкина, В.И. Лубовский, М.Н.Перова, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова и др.) указывали, что для предоставления равных возможностей студентам с проблемами в развитии необходимо создавать специальные условия: использовать специальные методы обучения, применять технические средства, обеспечить меньшую наполняемость классов, организовать адекватную жизненную среду, проводить необходимые медицинские и профилактические лечебные мероприятия, оказывать социальные услуги, развивать материально - техническую базу.

Особую значимость в современной специальной педагогике приобретает изучение эффективности деятельности дефектолога в контексте образования лиц с нарушениями развития (Р.О. Агавелян, Н.М. Назарова и др.).

Сегодня под специальным образованием понимается обучение и воспитание инвалидов с нарушением слуха, направленное на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество, с учетом индивидуальных особенностей детей с целью достижения максимально возможного уровня образованности и самореализации личности (Н.М. Назарова, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицина и др.).

Анализировали организацию социальной реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов с патологий слуха, подготовку специалистов по социальной реабилитации в России и организационно-методическое обеспечение деятельности реабилитационных учреждений (Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., Бадя Л.В., Храпылина Л.П., Устинова Э.В., Насыбуллина М.А).

Сегодня во всем мире действуют различные программы реабилитации больных с тугоухостью и глухотой, у них есть свой язык, специальные школы, свои общества по интересам и другие объединения. Конечно, все это помогает людям с дефектами слуха жить более полноценной жизнью.

Цель исследования: изучение системы социально - психологических технологий реабилитации инвалидов и написание проекта программы работы с инвалидами по слуху.

Объект исследования: система социально - психологической реабилитации инвалидов с нарушением слуха.

Предмет исследования: технологии социальной реабилитации инвалидов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть социальные проблемы и особенности социальной реабилитации инвалидов по слуху.

2. Проанализировать правовые аспекты организации социальной реабилитации.

3. Рассмотреть технологии социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха.

4. Рассмотреть психологические особенности инвалидов с нарушением слуха.

Гипотеза исследования: применение социально - психологических технологий в процессе социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха способствует оптимизации психоэмоционального состояния данной категории лиц.