"Новые" и "старые" медиа: специфика конструирования реальности

дипломная работа

Введение

Степень актуальности.

В результате развития информационных технологий, особенно связанных с использованием глобальной сети интернет, видоизменились не только формы масс-медиа, но и облик современного общества. Под воздействием медиа технологий оказываются все сферы общественной жизни, и кто знает, к чему это приведет в будущем. Сегодня монитор компьютера или дисплей смартфона, планшета, wi-fi и другие технологии являются неотъемлемой частью жизни современного подрастающего поколения. Меняется связь человека с реальностью. Аккаунты в социальных сетях хранят больше информации, чем знают об индивиде его родители. Пользователи социальных сетей активно комментируют записи в блогах, но не всегда здороваются на улицах. Бумажные книги заменяются электронными. Новости о последних событиях в мире узнаются посредством электронных СМИ чаще, чем через телевидение или прессу.

В результате взаимодействия средств массовой информации и аудитории, возникает феномен формирования особой реальности, которая формирует картину мира человека, которую мы именуем как медиареальность.

Для социологии данный феномен представляет интерес непосредственного влияния масс-медиа на социальную реальность, каким образом средства масс-медиа её отображают, и как это отражается на индивиде и обществе в целом.

Растущее разнообразие форм масс-медиа требует их анализа и изучения. Иначе невозможно ни объяснить их влияние на повседневную жизнь общества, ни спрогнозировать дальнейшие последствия их развития. В процессе сравнения их с традиционными формами масс-медиа можно выявить и проанализировать их различия.

Степень изученности темы.

Объяснение социальной реальности является одной из проблем в социологии. Множественная часть теорий определяется в рамках двух подходов: позитивистского и феноменологического.

В рамках позитивистского подхода интерпретации социальной реальности следуют из теорий Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, Т. Парсонса и представляют социальную реальность как множество общественных процессов и явлений, как совокупность социальных действий, взаимодействий и институтов.

В рамках феноменологического подхода социальная реальность рассматривается с точки зрения таких социологических направлений, как символический интеракционизм, феноменология и этнометодология. Социальная реальность выступает как объект исследований Э. Гуссерля, А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана. В основе их работ лежит мысль об интерсубъективной стороне социальной реальности и рассматриваются аспекты её конструирования.

Медиареальность как особый вид реальности создаётся масс - медиа в процессе массовой коммуникации. Масс - медиа и массовая коммуникация являются объектом изучения множества научных сообществ. Объём существующих теорий охватывает порой противоположные точки зрения. Тем не менее, существует единый теоретический фундамент. Исследованиями массовой коммуникации и масс - медиа занимались: Р. Мертон, Ч. Миллс, П. Лазарсфельд, Г. Тард, Д. Маккуэйл, Г. Лассуэлл, У. Липпман, Д. Клаппер и другие.

Конструирование медиареальности исследователи предпочитают отражать через производство теленовостей. Производству новостей посвящены зарубежные работы Д. Элтейда и Э. Эпштейна. На примере современных работ К.А. Антонова, Е.Г. Дьяковой и А.Д. Трахтенберга рассматриваются приёмы производства новостей, отражающие сущность медиареальности.

социальная реальность медиа конструирование

Проблемами масс-медиа и их изучением в России занимаются И. Засурский, И. Фомичева, Л. Федотова, Б. Фирсов, С.В. Лещев, И. Яковлев и другие.

Теоретико-методологические основания данной работы: позитивистский и методологический подходы.

Ключевые понятия: социальная реальность, коммуникация, массовая коммуникация, масс-медиа, медиареальность.

В работе использовались следующие методы: анализ теоретической литературы, анализ вторичных данных, сравнительный анализ.

Проблема исследования - специфика конструирования реальности "новыми" и "старыми" медиа.

Теоретическим объектом бакалаврской работы являются "новые" и "старые" медиа, а предметом является медиареальность как особый вид реальности.

Цель бакалаврской работы - сравнить и выявить специфику конструирования реальности "старыми" и "новыми" медиа. В соответствии с целью были сформулированы и решались следующие задачи:

1. Выделить основные аспекты конструирования реальности.

2. Рассмотреть понятие медиареальность.

3. Выявить различия "старых" и "новых" медиа.

4. Проанализировать "старые" и "новые" медиа на основе реальных коммуникационных ситуаций.

Гипотеза: "Старые" и "новые" медиа конструируют разные реальности.

Делись добром ;)