Анализ основных подходов к организации информационного сопровождения деятельности центров патриотического воспитания в Приволжском федеральном округе Российской Федерации

дипломная работа

1.2 Актуальность патриотического воспитания и его информационного сопровождения в современных условиях, их нормативно-правовое регулирование

В последнее десятилетие в России одной из дискуссионных площадок стала тема патриотического воспитания молодых граждан, которым суждено построить новую Россию, ведь воспитание подрастающего поколения в рамках любви к своему государству, городу, селу, его истории, ответственности за будущую судьбу страны - это одна из важнейших задач нашего общества. Особенно это важно в связи с существованием негативных явлений в молодежной среде. Значительно усилились националистические, даже расистские настроения молодежи, ей присуща жестокость, негативизм, децелерация, предвзятое отношение к родителям, истории и судьбе своей семьи и страны [9, C.136]. Современная молодежь больше подвержена идеям Запада. Она отказалась от традиционно русских ценностей, таких как коллективизм, самопожертвование, целомудрие, бескорыстие, справедливость, взаимопомощь, братство. И обратилась к западным ценностям: эгоизму, корысти, распущенности, индивидуализму. Каждый молодой человек сейчас, если ему представится возможность, с легкостью может покинуть пределы своей страны, края, где родился и вырос и уехать заграницу за "лучшей" жизнью. Многие молодые люди имеют искаженное представление о таких привычных для более старшего поколения качествах, как честность, скромность, вера в добро и справедливость, поиск жизненного идеала, готовность к самопожертвованию ради интересов Родины, общества, близких. Понятие внешней угрозы для суверенитета страны, защиты Отечества для них не актуальны, и, как следствие, служба в Вооруженных Силах является чем-то необязательным. Можно наблюдать так называемый аксиологический кризис, система прежних ценностей и ориентаций, которые имели предыдущие поколения, наши родители, бабушки и дедушки, утрачена [26, С.105]. Взамен распространилась среди молодежи система ложных ценностей: потребительство, агрессивность, развлечения, безответственность, цинизм, равнодушие, неуважение к своему государству и к его гражданам. Наше общество постепенно теряет традиционно сильное российское патриотическое сознание, что становится все более заметным [28, С.3]. Такая ситуация сложилась вследствие тех политических, экономических изменений, которые начали происходить два десятилетия назад в стране, которые и привели к серьезной социальной дифференциации населения и утрате общей для всех граждан страны традиционной ценностной структуры. Как показывают результаты исследований, поколение российской молодежи в последние 15 лет по основным показателям социального положения и физического развития заметно уступает предыдущим, менее здорово физически, слабее развито умственно, более безнравственно и криминально, все более негативно относится к общественно полезной деятельности, в большей степени отчуждено от общества и государства [41, С.92]. В таких условиях значительную роль приобретает и становится приоритетной воспитательная деятельность, стержнем которой должен быть патриотизм, воспитание нового человека, который будет достойным гражданином и настоящим патриотом.

От уровня патриотического сознания граждан зависит безопасность страны во всех сферах - политической, социальной, военной [41, С.92]. Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным [19, С.52]. Наше российское общество может превратиться в толпу бездумных индивидов, а совсем рядом идейно сплоченные государства: страны мусульманского мира, стремительно развивающийся Китай, Соединенные штаты Америки с его имперскими амбициями. В этой ситуации актуально прозвучали слова В.В. Путина, президента РФ, о том, что "утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" [37, С.12]. Можно говорить о крайней важности существования национальной идеи, ценностным основанием которой является патриотизм и которая бы помогла преодолеть духовный кризис и, в конечном счете, максимально консолидировать российское общество. Актуальность патриотического воспитания возрастает также в связи с обострением отношений между Россией, частью европейских стран и США, происходит открытая конфронтация интересов, борьба за влияние в мире. Необходимо укреплять патриотическое воспитание молодого поколения россиян, а вместе с этим и гражданское самосознание, чтобы избежать ситуации развала страны и разделения общества на противостоящие группы путем разжигания межнациональных конфликтов, обвала экономики страны, дестабилизации политической ситуации, расшатывания конституционного строя. Патриотическое воспитание должно стать основой укрепления российской государственности, поддержки населением независимого внешнеполитического курса нашей страны. Внешнеполитическая ситуация требует большей консолидации общества, в частности молодежи, для предотвращения революционных настроений, укрепления национальной безопасности, формирования российской гражданской идентичности [47]. Отсюда вытекает и потребность в обеспечении конкурентоспособности российской молодежи, которая должна реализовываться на принципах патриотизма, гражданственности.

Безусловно, отдельную значимость приобретает не только патриотическое воспитание молодежи, но и его информационное сопровождение как обязательное условие, т.к. патриотическое воспитание направлено на молодежь (основная целевая группа), важно ее заинтересовать и привлечь ее внимание к патриотической теме [8, С.24]. Сейчас информация в условиях становления глобального информационного общества способна оказывать воздействие на происходящие общественные процессы, становится их причиной. Актуальность информационного сопровождения патриотического воспитания вытекает из актуальности самого патриотического воспитания, связано с тем, что информационное сопровождение является инструментом воспитания, в том числе и патриотического воспитания, с помощью которого происходит воздействие на молодежь с целью позитивного изменения [14, С.105]. Эффективность деятельности по формированию гражданско-патриотических чувств и качеств молодого поколения в значительной степени зависит от ее информационного сопровождения. Создание "положительного информационного шума" патриотической направленности через различные каналы коммуникации позволит передать информацию потенциальному потребителю, успешно представить и продвинуть патриотическую работу, воспитать определенные взгляды и убеждения, основанные на патриотизме в молодежной среде, расширить круг молодежи, не только формально, но и активно включенной в патриотическую работу.

Крайне важно в связи с актуальностью темы патриотического воспитания, его информационного сопровождения рассмотреть их нормативно-правовое регулирование, связанное с упорядочиванием этой деятельности и правовым воздействием на субъекты и объекты. Отсутствие оптимального нормативно-правового регулирования способно сдерживать развитие сферы патриотического воспитания.

Основными документами в области патриотического воспитания являются государственная программа "Патриотического воспитания граждан в РФ на период 2016 - 2020 гг." (впервые принимается в 2001 году, сейчас уже действует четвертая программа), Концепция патриотического воспитания граждан РФ (принимается в рамках реализации первой программы патриотического воспитания на период 2001 - 2005 гг.), долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы", "Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года". Кроме того, существуют и иные нормативно-правовые акты, которые косвенно касаются патриотического воспитания, например, Конституция РФ, Федеральные законы: "Об образовании в Российской Федерации", "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы и памятных датах России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" и др. Принятые правовые документы обозначили основные векторы работы в сфере патриотического воспитания молодежи, заложили концептуальные установки, стали отражением совокупности официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания, и которыми можно руководствоваться в практической работе по организации патриотического воспитания.

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы" провозглашает целью государства в сфере патриотического воспитания является "создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию" [2]. Достижение данной цели предполагается через организацию информационного обеспечения патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации. В рамках решения данной задачи предполагается обновление баз данных, мониторинг интернет пространства, повышение уровня использования новых технологий, более широкое представление патриотической темы в СМИ, создание условий для поддержки игровых и медиа-программ, способствующих патриотическому воспитанию граждан, активное использование сети "Интернет" для работы с молодежной аудиторией и т.д. По итогу реализации Программы предполагается увеличение численности информированных граждан о мероприятиях Программы и повышение уровня информационного обеспечения патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Государственная Программа является основой для того, чтобы субъекты Российской Федерации, руководствуясь ею, разработали свои региональные долгосрочные детальные и всеобъемлющие программы с учетом своих региональных условий и особенностей. Таким образом, в Пермском крае принимается долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы". Одним из направлений реализации программных мероприятий предполагается совершенствование информационного обеспечения патриотического воспитания жителей [3]. Интересен тот факт, что целевая программа указывает на то, как данное направление будет реализовываться, в частности через организацию выставок, издание учебно-методических, информационных и периодических печатных изданий патриотической направленности, изготовление и распространение документальных и игровых фильмов, направленных на воспитание нравственности и патриотизма, организация краевых медиа-акций, направленных на воспитание патриотизма. К сожалению, среди ожидаемых результатов действия региональной целевой Программы не указывается, как например, в государственной Программе, увеличение числа информированных граждан о мероприятиях Программы, указывается лишь увеличение числа проводимых выставок, публикаций в СМИ и сети "Интернет", телепередач и радиопередач, фильмов и т.д.

В рамках нашего исследования особую ценность представляют локальные нормативные акты, в частности уставы и положения о региональных центрах патриотического воспитания основным предназначением которых является детализация, конкретизация, дополнение, иногда восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретного учреждения с учетом особенностей, специфики, процесса деятельности патриотических центров и иных условий. Региональные Центры отмечают одним из направлений информационное освещение своей деятельности (Кировская область, Пермский край), причем важно, что упор делается на молодежь и использование новых коммуникационных технологий (Республика Татарстан). Республика Башкортостан не выделяет информационное сопровождение своей деятельности отдельно, но косвенно оно реализуется через деятельность по предоставлению фотографий, новостей и других материалов СМИ и использование информационных ресурсов.

Проанализировав документы нормативно-правового регулирования вопроса информационного сопровождения патриотического воспитания, сложилось мнение, что, к сожалению, в нормативно-правовом закреплении к информационному сопровождению подходят как чему-то условному, ему не уделяется достаточное внимание. Даже на локальном уровне (Центры патриотического воспитания) не происходит никакой детализации, конкретизации этого направления деятельности. Нормативно-правовая база информационного сопровождения патриотического воспитания существует, при этом прописывается лишь направление, но не задается никаких "правил" его организации, не обозначается, как можно судить об эффективности организации информационного сопровождения, и в чем эта эффективность проявляется, каковы рамки ответственности. На наш взгляд, информационному сопровождению патриотического воспитания требуется уделять особое внимание, выносить его на отдельное рассмотрение в нормативно-правовом регулировании. Например, создание концепции или той же программы информационного сопровождения деятельности в сфере патриотического воспитания, в которой бы обозначались цели и задачи информационного сопровождения, оговаривались основные его принципы, содержались механизмы реализации, механизмы регулирования и контролирования процесса информационного сопровождения патриотического воспитания молодежи.

Все вышесказанное подтверждает необходимость и своевременность патриотического воспитания молодежи в РФ и его непрерывного информационного сопровождения, деятельность в данном ключе как никогда актуальна. Актуальность патриотического воспитания возникает и обостряется в ситуациях внутреннего кризиса в стране, национальных и религиозных конфликтов, социально-экономической нестабильности, политической нестабильности, разрушение системы привычного способа организации жизни, в ситуациях внешней угрозы, дестабилизирующей информационной войны и т.д. Поэтому нужна постоянная и системная работа по патриотическому воспитанию, а также и по организации его информационного сопровождения. От организации информационного сопровождения патриотического воспитания часто зависит эффективность проводимых программ, мероприятий. Не смотря на нормативное закрепление процесса информационного сопровождения, существует противоречие между заявленными целями и реальной ситуацией, которая проявляется в непонимании со стороны исполнителей (субъектов патриотического воспитания) организации информационного сопровождения патриотического воспитания. В целях преодоления этого непонимания необходимо разобраться в содержании процесса информационного сопровождения, его организации, ведь эффективность деятельности по формированию гражданско-патриотических чувств и качеств молодежи в значительной степени зависит от ее информационного сопровождения.

Делись добром ;)