logo
Анализ практики и проблем деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области в сфере социальной защиты семей с детьми

Введение

«К сожалению, - и я думаю, здесь нечего стесняться, о таких вещах нужно говорить прямо, если мы хотим решить такие проблемы, - женщина в подобных случаях подчас попадает в зависимое, а иногда, прямо скажем, и в унизительное положение в семье. И государство, если оно действительно заинтересовано в повышении рождаемости, обязано поддержать женщину, принявшую решение родить второго ребенка. Должно предоставить в ее распоряжение, так сказать, первичный, базовый материнский капитал, который реально повысил бы ее социальный статус, помог бы решать будущие проблемы.

И которым она могла бы распорядиться следующим образом: либо для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижению ребенком 3-летнего возраста, либо направить эти средства на образование детей или, если захочет, положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии».

Путин В.В.

«Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006 г.»

Вопросы социальной защиты семей с детьми чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей юриспруденции, социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальной политики в отношении этой категории населения, проблемы социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п. От того, насколько успешно семьи с детьми будут интегрировать в общество детей, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Нынешнее российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью формирования современной целостной системы социальной защиты семей с детьми, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и оказывающих им поддержку. Важными условиями формирования подобной системы должны стать научный анализ ее функционирования в качестве существенного, а в ряде аспектов - ключевого элемента социальной политики государства, которое должно отвечать за создание эффективных регламентирующих правовых норм, а также за разработку социальных технологий поддержки и помощи семьям с детьми, отвечающим современным требованиям. Такая направленность социальной политики может обеспечить возможность реального осуществления юридически закрепленных социальных прав семей с детьми, гарантировать возможности их успешного развития.

В нашей стране, в том числе и Челябинской области, действует законодательство, направленное на формирование и реализацию государственной политики по отношению к семьям с детьми, и обеспечивающее их социальную защищенность. Семейный кодекс РФ закрепляет права несовершеннолетних детей, а также права и обязанности родителей.

Преамбула Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определяет цели, на достижение которых направлен данный закон, - установление для проживающих в России граждан России, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единой системы госпособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Таким образом, «государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (статья 6, часть 2); все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в т.ч. для воспитания детей, на условиях, установленных законом (статья 39, части 1 и 2)». Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ. М.: Проспект, 2010. С. 78.

Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Исполнительная же власть в лице Правительства РФ «обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения (п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ)». Гуль Н.В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства // Журнал российского права. 2007, № 4. С. 35. При этом осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться в т.ч. с имеющимися у него на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

Несмотря на действующее законодательство в области социальной защиты семей с детьми, у данной категории семей существуют определенные проблемы, которые не позволяют им успешно существовать в обществе.

Проблемы семей с детьми в Челябинской области, как и по всей Российской Федерации, приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число семей с детьми не увеличивается, а непрерывно уменьшается.

Актуальность работы обусловлена тем, что формирование в России демократического, правового и социального государства обусловило повышение интереса к правовому регулированию тех социальных отношений, которые связаны с социальной защитой, поддержкой государством, обществом семей с детьми.

Встав на путь создания рыночной экономики, Российская Федерация столкнулась с целым рядом проблем. Экономические реформы реализуются медленнее, чем бы хотелось, иногда проводятся в жизнь непоследовательно, что отрицательно сказывается на их эффективности, росте производства, сдерживании инфляции, роста цен и стоимости жизни. До настоящего времени в стране отсутствует целостная концепция социального реформирования, что ведет к обострению социальных проблем и в первую очередь к высокому уровню безработицы, усилению поляризации в обществе, росту численности бедных людей. Конечно, проблема бедности не является только проблемой России, так как, по данным МОТ и других международных организаций, сейчас более чем у миллиарда жителей Земли отсутствуют необходимые средства к существованию, т.е. они причисляются к маргинальному населению. Что касается Российской Федерации, то по данным официальной статистики «количество людей, живущих на уровне прожиточного минимума и ниже этой величины, составляет более 40% населения, примерно 57 млн. человек (значительная часть пенсионеров; безработные; семьи с детьми; работники бюджетной сферы, заработная плата которых составляет в лучшем случае чуть более 50% уровня оплаты труда в промышленности), что отражается на уровне жизни семей с детьми». Милютин Н. Социальное обеспечение в России // Вопросы социального обеспечения. 2002, № 2. С. 48. Решать эту острейшую социальную проблему можно лишь комплексно, в том числе совершенствуя социальное законодательство. Сказанное повышает и востребованность новейших исследований ученых-юристов в области трудового права, права социального обеспечения и социальной защиты населения в широком смысле этого слова.

Главная цель данной дипломной работы состоит в комплексном изучении проблемы семьи с детьми как особой социально-экономической и правовой категории, обусловливающей необходимость существования в государственно организованном обществе большого массива социального законодательства, направленного на защиту граждан от ее негативных последствий.

Целью данной работы является совершенствование системы социальной защиты семей с детьми на региональном уровне.

Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы социальной защиты семей с детьми необходимо было решение следующих задач:

1. Изучение теоретических основ социальной защиты семей с детьми.

2. Анализ и определение теоретического целеполагания или миссий в деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области в сфере социальной защиты семей с детьми.

3. Разработка предложений по совершенствованию деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области в сфере социальной защиты семей с детьми.

Объект исследования - Министерство социальных отношений Челябинской области.

Предмет исследования - деятельность Министерства социальных отношений Челябинской области в сфере социальной защиты семей с детьми.

В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Челябинской области, учебники, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Данная дипломная работа состоит из трех основных разделов.

Первый посвящен рассмотрению теоретико-правовых основ социальной защиты семей с детьми в Российской Федерации.

Второй - анализу практики и проблем деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области в сфере социальной защиты семей с детьми.

Третий - направлениям совершенствования деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области в сфере социальной защиты семей с детьми.

В дипломной работе были использованы следующие методы исследования: теоретический метод; метод анализа документов и нормативно-правовых актов; экспертная оценка; метод факторного анализа.