"Новые" и "старые" медиа: специфика конструирования реальности

дипломная работа

1.2 Медиареальность как особый вид социальной реальности

Последние десятилетия к средствам массовой информации или масс - медиа проявляют интерес огромное количество исследователей. Регулярно проводится множество исследований, затрагивающих различные аспекты деятельности масс-медиа, касающихся, как и одной стороны - их производства и функционирования, так и другой их стороны - взаимодействия и влияния на социальный мир. За весь период существования масс-медиа, различные научные сообщества предложили огромный спектр теорий массовых коммуникаций. В процессе смены стадий развития общества, развития средств массовой коммуникации в целом, изменялись взгляды и в сторону масс-медиа в частности.

Массовая коммуникация - есть "процесс передачи или распределения информации или других форм символического содержания обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории" [24, с.3].

Г.П. Бакулев, основываясь на классификации Макуэйла, предлагает четыре типа теорий, имеющих отношение к массовой коммуникации:

1. Нормативные - теории - описания идеальной практической деятельности масс-медиа, связанные с формами политических систем. В первую очередь это четыре теории прессы, которые предложили Ф. Сиберт, У. Шрамм и Т. Питерсон. Они состоят из авторитарной, либертарианской, теории социальной ответственности и советской коммунистической теории. В соответствии с развитием общества и изменений политических систем в различных государствах появились еще две теории - теория для медиа периода развития и теория демократического участия (партиципаторная).

2. Теории массового общества и пропаганды. Возникли в ответ на происходящую индустриализацию и появление новых технологий масс - медиа, которые вызывали беспокойство у исследователей в отношении того, как новые средства коммуникации и масс - медиа влияют на общество. К таким теориям относятся теории пропаганды, теория магической пули, теория когнитивного диссонанса, теория социального влияния, теория ограниченных эффектов и др.

3. Структурно - функциональный подход. Относится к периоду 60 - 70х годов XX века. Сторонники данного направления Р. Мертон, Ч. Миллс, У. Стивенсон. К теориям в рамках этого подхода следует отнести парадигму функционального анализа Р. Мертона, теорию игры У. Стивенсона. Так же широкую известность получили теории социального научения, теория подкрепления Клаппера, теория элитарного плюрализма, спираль молчания Э. Ноэль-Нойман.

4. Теории здравого смысла. Включают культурологический и критический подходы. Рассматривают взаимосвязь масс - медиа и культуры. К культурологическому подходу относят теорию символического интеракционизма Г. Мида, теорию социального конструирования реальности, анализ фреймов И. Гоффмана, теория культивации. Критические теории основываются на неомарксистских позициях и анализируют влияние элит на масс - медиа в целях продвижения различных форм культуры. Представителями критических теорий считают Франкфуртскую и Британскую школы. [2, с.11-15]

Существование множества различных подходов к рассмотрению масс - медиа вызывало и вызывает широкий резонанс среди различных научных сообществ. Формируются науки и подразделы наук, берущие на себя изучение отдельных сторон масс-медиа. В социологии можно выделить два раздела: социологию коммуникаций и социологию СМИ. Социология коммуникаций изучает функциональные особенности коммуникации, её виды, влияние на индивидуальное и массовое сознание. "Социология СМИ представляет совокупность общесоциологических теорий и теории журналистики и изучает социальные аспекты функционирования СМИ" [21, с.30-31].

Данные разделы социологии позволяют рассмотреть масс - медиа с точки зрения различных подходов и выделить общие закономерности их функционирования и взаимосвязи с отдельными индивидами, социальными группами, политическими элитами и общественными институтами. Принимая во внимание весь спектр существующих теорий массовых коммуникаций определим, что такое масс-медиа.

Сам термин масс-медиа включает два слова: масса и медиа. Масса - это социальная общность, обладающая набором определенных признаков. И.Д. Фомичева выделяет следующие характеристики массы:

неопределенное количество и состав;

открытость;

ситуационность;

гетерогенность;

анонимность, как для коммуникатора, так и друг для друга [20, с. 19-20].

Масса может принимать различные виды по различным критериям: большие и малые, устойчивые и неустойчивые, спонтанные и организованные. В связи с этим стоит отметить такие виды масс, как аудитория и толпа. Аудитория представляет собой устойчивую массу. По отношению к СМИ можно определить как гетерогенную аудиторию так и гомогенную, в зависимости от направленности СМИ. В современных тенденциях развития СМИ огромную их часть представляют демассифицированные элементы, и их специфика представляет интерес для узких целевых аудиторий. Для толпы же характерна неустойчивость и спонтанность её образования, что значительно отличает её от аудитории. Г. Тард в своём труде "Мнение и толпа" в качестве фактора воздействия на публику рассматривал средства массовой коммуникации и заложил основы для изучения общественного мнения и влияния на них масс-медиа.

В научное использование термин "медиа" ввёл М. Маклюэн в книге "Понимание медиа", в которой рассматривал различные медиа, т.е. инструменты коммуникации, в процессе эволюции человеческой культуры.

Сторонники структурно-функционального подхода, Гербнер, Р. Мертон, Д. МакКуэйл, рассматривали масс-медиа как систему, состоящую из элементов с набором общих функций и целей, функционирующих в едином социальном пространстве. И целью этой системы является описание этого пространства. [22, с.51]

По Бурдье, социальное пространство представляет собой распределение различных благ и услуг, индивидуальных агентов, групп и институтов, локализованных физически и стремящихся господствовать в физическом и социальном пространстве. [16]

Сложность структурно - функционального подхода заключается в том, что крайне сложно выделить общие функции и дисфункции разных форм масс-медиа применительно к индивидам, различным социальным группам, обществу в целом и институтам, т.к. существуют различные барьеры, препятствующие тому, как информация воспринимается аудиторией. Это зависит в первую очередь от информационных потребностей индивида, которые в свою очередь зависят от потребностей жизненных, образа жизни в целом, социального статуса, социальных ролей, уровня образования. Тем не менее, на протяжении исследований коммуникации и масс - медиа универсальные функции были определены.

Г. Лассуэлл предложил три базовых функции коммуникации: информационная, корреляционная и функция передачи культурного наследия. В дальнейшем Д. Маккуэйл добавил к этой классификации функцию мобилизации, а Ч. Райт - развлекательную [5].

Таким образом, если массовая коммуникация - процесс передачи информации, то масс-медиа означают средства передачи этой информации, В таком случае функции массовой коммуникации определяют цели масс-медиа. Они состоят в информировании событий, происходящих в обществе и мире, их интерпретации, поддержке и формировании социальных ценностей, социализации личности, обеспечении отдыха, организации кампаний в социальной, экономической и политической сферах.

В дальнейшем под термином масс-медиа и синонимичным ему термином средства массовой информации мы будем иметь в виду "часть средств массовых коммуникаций, отличающихся от других коммуникаций институциализацией, т.е. наличием постоянного специального аппарата для планирования, сбора, отбора, подготовки и распространению информации или её производством" [20, с.23].

Опыт знания, о котором говорилось подробно в предыдущем параграфе, включает в себя социокультурный опыт. Одним из способов его получения являются "масс-медиа". Такой социокультурный опыт выражается через понятие медиареальность. Она возникает в коммуникативном пространстве и создается в процессе массовой коммуникации. Исторически этот термин возникает наряду с развитием технических каналов коммуникации, в первую очередь телевидения. Телевидение, обладая спецификой сжатия времени и пространства, передавая визуальные образы, задают зрителю информацию, подлежащую интерпретации, а так же и логику этой интерпретации [7 с.84].

Обращаясь к теории социальной реальности, индивид типизирует увиденное со своим жизненным опытом и интерпретирует это в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Сюжеты, презентуемые аудитории построены по типу типизаций и представляют собой реальность, знакомую каждому. С.В. Лещев замечает: "Адресат и отправитель больше не локализуемы… Однако, каждый субъект чувствует, что это обращение адресовано именно ему, и в, конечном итоге считает, что это он сам так думает" [15 с.94]. Это связано с особенностью телевидения - обращения не только ко всей аудитории, но и к каждому индивиду в отдельности.

М. Маклюэн так же отводит особое место телевидению в средствах массовой информации. Он выделяет "горячие" и "холодные" медиа. Критерием такого деления выступает степень вовлеченности потребителя информации в процесс коммуникации. "Горячие" медиа при воздействии на реципиента задействуют максимальное количество механизмов восприятия (аудиовизуальных), "холодные" же медиа используют один, два способа передачи информации, следовательно, реципиенту требуется напрягать воображение для осмысления полученных образов. Телевидение - пример "горячих" медиа [16].

С появлением кинематографа и телевидения множество исследователей занялись вопросами влияния масс-медиа на массовое сознание. Можно выделить несколько этапов становления теоретических взглядов на воздействие масс-медиа.

Первый этап можно охарактеризовать как признание власти масс - медиа над аудиторией. Основополагающей работой в этой области принято считать работу У. Липпмана "Общественное мнение" (1922 г.).

Следующим этапом можно выделить становление теории ограниченного воздействия. Сюда относят исследования Ховленда, П. Лазарсфельда, монографию Д. Клаппера " Воздействие массовой коммуникации".

Позже сформировались теория умеренного воздействия, теория спирали молчания, теория зависимости, социально - когнитивная теория и др. Эти теории в целом отмечают, что воздействие происходит на уровне восприятия и мышления индивида, а степень зависимости воздействия определяется его индивидуальными особенностями.

Современные теории и исследования влияния масс-медиа на общественное сознание носят в целом обобщающий характер предыдущих теорий [5, с.22 - 25].

Изучение медиа-воздействия на аудиторию явилось в некоторой степени предпосылкой для становления теорий конструирования медиареальности. Дьякова и Трахтенберг отмечают исторический аспект - массовую политическую пропаганду, осуществляемую масс-медиа, в США после первой мировой войны. Именно тогда появилась острая необходимость изучения эффективности пропаганды. Этим вопросом активно занимался У. Липпман. Он сформулировал идею "псевдо - окружающей среды", которую формируют масс-медиа. Суть этой идеи состоит в том, что человек не в состоянии проверить достоверность информации, получаемой через масс-медиа, и вынужден её доверять. Таким образом, масс-медиа обладают возможностью представлять картину мира в сознании индивида, и эта картина является не отражением реальности, происходящей в мире, а "конструктом, замещающим реальность" [9, с.35].

Как указывалось выше, телевидение и кинематограф отличаются от других видов СМИ способностью визуально передавать информацию и изменять пространственно-временную структуру. В связи с этим перед исследователями встал вопрос - с помощью каких технических особенностей происходит производство медиасообщения, позволяющее это сделать. Чтобы найти ответ на этот вопрос большинство исследователей обратились к такому телевизионному жанру, как новости.

"Жанр - конкретное средство, которое помогает масс-медиа наладить непрерывное и эффективное производство и соотнести свою продукцию с ожиданиями потребителей" [9, с.105]. Именно новости предлагают аудитории увидеть реальную картину мира. С другой стороны аудитория, и в целом, общество, имеет потребность в получении сведений о происходящих в мире событиях. Такая потребность опосредована социальными изменениями. В традиционном обществе так же существовала потребность получения сведений, и это осуществлялось посредством межличностной коммуникации. В связи с этим отмечается исторический аспект новостей.

Обращаясь к культуре традиционного общества, новости представляли собой легенду или миф, то есть то, что случилось в прошлом и является средством передачи жизненного опыта. Тем самым, "мифы выполняли социальную роль, приводя событийный стиль повседневности в соответствии с традиционными нормами общества, служили легитимации сложившегося в сознании людей образа мира и подтверждали его реальность" [17 с.83].

С появлением масс-медиа, новости обрели статус медиаформы. Но социальная их роль не только сохранилась, но и обрела институциональный характер. Новости стали результатом технологического процесса, включающим отбор, организацию и презентацию событий.

Исследованиям производства новостей посвящено множество трудов. Одни исследователи рассматривают технология отбора информации, анализ работы организаций, функции и цели создателей медиасообщений, другие же изучают символический их характер. Помимо этого исследователей интересует и лингвистическая сторона производства медиасообщений. В рамках лингвистического анализа примером может служить работа Т. Ван Дейка "Анализ новостей как дискурса".

Классической работой принято считать исследовательский проект К. и Г. Лэнгов "День Макарурта в Чикаго", в ходе которого учёные провели границу между реальностью настоящей и созданной телевидением, описали некоторые характеристики телевизионной реальности и сделали вывод, что телевидение функционирует по особым законам [9, с.43, 47].

Так же производству новостей посвящена работа Э.Д. Эпштейна "Новости ниоткуда: телевидение и новости", в которой автор следует феноменологической традиции множественности жизненных миров и опираясь на теории организации выдвигает тезис о том, что "нормы организационной деятельности определяются внутренними потребностями воспроизводства организации" [9, с.53].Д. Элтейд так же в своей работе "Сотворение реальности" определяет новости как продукт организованного производства.

Опираясь на теории производства новостей, можно выделить свойства новостей. К ним относятся:

1. Оперативность. Возможность сообщать моментально о произошедших событиях.

2. Дискретность. Отражение реальности через набор несвязанных друг с другом случаев, заключенных в единую картину посредством монтажа.

3. Визуализация информации.

4. Предсказуемость. События, освещаемые в новостях, представляют собой, по сути, предшествующий жизненный опыт, соответственно зрители могут предположить, какого рода события попадут в новости. Целью производителей новостей в этом случае становится стремление оправдать ожидания зрителя.

5. Регулярность.

6. Стандартизация описания событий.Т. Ван Дейк, проведя контент - анализ текстовых медиаматериалов на одну тему, выявил, что событие описывается по определенной текстовой схеме [1].

Вывод, следующий из множества исследований и теорий, состоит в том, что новости обладают общей структурой, несмотря на влияние социокультурных, организационных, политических и экономических факторов.

Рассмотрение телевизионных новостей, как более подходящего, по мнению исследователей, примера конструирования медиареальности, позволяет сделать вывод, что "механизмы конструирования медиареальности определены профессиональной деятельностью медиаорганизации, а производство медиасообщений является рутинным иерархизированным процессом, опосредованным личными, профессиональными и корпоративными интересами его участников" [9, с.179]. Тем самым, производство новостей, руководствуясь выше перечисленными критериями, не может обеспечить полностью реальное отображение картины мира.

Таким образом, под понятием медиареальность мы понимаем отображение картины мира в сознании индивида. Основной характеристикой медиареальности является представление этой картины не как действительной реальности, а как конструкта, замещающего реальность.

Специфика конструирования реальности определяется такими аспектами, как профессиональная деятельность медиаорганизации, рутинным иерархизированным процессом производства медиасообщений, а так же личными, профессиональными и корпоративными интересами его участников.

Делись добром ;)