logo
Анализ практики социального обслуживания населения

Введение

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.Кур-батов А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов -- основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. № 6. С. 47-52.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.

Именно поэтому в Конституции РФКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237. закреплены социальные гарантии, которые распространяются на все категории населения. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, ЖКХ.

В созданной для поддержки населения системе государственной социальной защиты можно выделить два направления -- социальные выплаты и обеспечение социального обслуживания социально уязвимых категорий населения. Их цель -- как социальная поддержка отдельных категорий населения, не способных самостоятельно обеспечить свое существование, так и создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения.

Обусловленность жизни сложными социально-экономическими, экологическими и психологическими условиями предопределила рост потребности населения в социальных услугах. Наиболее нуждающимися в социальной поддержке категориями населения являются пожилые люди, семьи с детьми и дети. Следовательно, исследование динамики-развития учреждений социального обслуживания населения необходимо проводить, предварительно изучив потребности в социальных услугах.

Основным показателем потребности в услугах учреждений социального обслуживания принято считать структурно-демографические параметры: доля нетрудоспособного, нуждающегося в помощи населения в его общем количестве.

Второй важный показатель -- уровень бедности, доля населения с уровнем жизни ниже прожиточного минимума. Для создания и развития социальных учреждений также важны медицинские и социально-экологические параметры в регионе.

Анализ потребности в социальных услугах на базе определенных показателей в отношении пожилых людей показывает, что переход к рынку оказался более сложным и длительным, социальная цена реформ неизмеримо высокой и несправедливой по отношению к пожилым гражданам России. Разрешить конфликт между бесплодными ожиданиями и реальной жизнью, которая также далека от благополучия, как и в начале перестройки, обеспечить нуждающимся социальную защиту должна была созданная в 1991 году система социальной защиты населения, включающая учреждения социального обслуживания населения.

Перед учреждениями социального обслуживания и в настоящее время стоят конкретные задачи по адресной социальной поддержке пожилых людей, при этом важно правильно определить категорию наиболее нуждающихся в социальной помощи.

Среди пожилых людей в первую очередь необходимо выделить группы риска: это лица в возрасте 70-90 лет и старше, одиноко живущие, бездетные, инвалиды и страдающие хроническими заболеваниями.

По данным Госкомстата России, на начало 2004 г. категория пожилых людей в возрасте 70-90 лет и старше составила 12 млн. 555 тысяч, или 8,7% населения. Женщин среди них в 2,5 раза больше. В силу возрастных причин большинство пожилых людей вправе рассчитывать на социальную поддержку. В последние десять лет быстрыми темпами растет категория инвалидов, при сохранении тенденции к 2005 году их численность достигнет 12,5 миллиона. Как показывают исследования, третья часть неработающих пенсионеров имеет уровень жизни ниже прожиточного и нуждается в социальной поддержке.

Начало роста числа нуждающихся в социальной поддержке населения начнется с 2005 года, когда на пенсию будет выходить многочисленное послевоенное поколение, в общей массе имеющее низкие доходы. Можно прогнозировать, что количество работающих пенсионеров в этот период незначительно возрастет, учитывая неблагоприятную для трудоустройства ситуацию, если государством не будут задействованы дискриминационные факторы.

Тема настоящего дипломного исследования - «Понятие и принципы социального обслуживания.

Тема данной работы актуальна в связи с тем, что проблема повышения уровня жизни граждан остается по-прежнему острой, так как не решается на уровне государства, не отмечается стремления к самообеспечению и на личностном уровне -- среди старшего поколения продолжает действовать стереотип надежды на социальное обеспечение. По большому счету государство обязано защитить тех людей, кто в силу возрастных причин и состояния здоровья не может обеспечить себе достойный уровень жизни.

Целью данной дипломной работы является проведение исследования и рассмотрение содержания такого важного государственного правового института как социальное обслуживание граждан: понятие и принципы.

Исходя из поставленной цели, нам предстоит решить следующие задачи:

1) рассмотреть принципы социального обеспечения;

2) охарактеризовать принципы социального обслуживания.

Научной базой данной дипломной работы являются разработки отечественных ученых, где на теоретической основе раскрывается институт государственного служащего, также исследуются особенности правового регулирования института социального обслуживания граждан. В работе использованы работы таких ученых, как А. ГоспорьянаГоспорьян А. Анализ практики социального обслуживания населения // Социальное обеспечение. 2004. № 12. С. 2-12., И. ГригорьевойГригорьева И. Особенности системы обслуживания пожилых в России // Отечественные записки. 2005. № 3. С. 154-166., К.Н. ГусоваПраво социального обеспечения. Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Юристъ, 2001. М.Л. ЗахароваЗахаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2001. , Е.Е. МачулъскойМачулъская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспече-ния. Ростов н/Д: Феникс, 2000. , А.М. ПановаПанов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки МГСУ. 2004. № 3. С. 57., Г.В. СулеймановойСулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.