logo
"Демократия участия" граждан в современной Украине

1.3 Понятие и этапы развития информационных технологий

Сегодня понятие «технология» можно рассматривать на разных уровнях. На философском уровне технология - учение о наилучшей (оптимальной) деятельности. На межпредметном уровне это процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Наконец, на общеобразовательном уровне технологию определяют как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды.

Замена материального объекта на идеальный (информацию) позволяет использовать понятие технологии в области, касающейся обработки и производства информации с применением современных средств компьютерной техники.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов как нефть, газ, полезные ископаемые и др. Понятие «информация» вышло на передний край науки сравнительно недавно. В старых словарях его не найти. Первые научные труды, составившие фундамент теории информации, появились примерно семьдесят лет назад. И чуть более пятидесяти лет назад академик А.Н. Колмогоров отнес информацию к важнейшим научным понятиям и назвал ее первоосновой новых перспективных отраслей науки и техники.

В условиях современного рынка актуальным становится определение информации, которое дает В.Л. Тамбовцев: «Информация - это те продукты или услуги, которые предназначены их производителем для передачи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме» 22; с. 10.

Понятие информации - это и более широкое, и в каком-то смысле более узкое понятие, чем знание. Общий поток информации, который поступает из внешнего мира в мозг человека через его органы чувств, выражается числом 100 000 битов в секунду. Но лишь тысячная доля этой информационной лавины становится фактом сознания. На своем высшем уровне отражение в своей результативной форме выступает как знание.

Конечно, понятия «информация» и «знание» очень близки, а знание, осведомленность играют сегодня очень важную роль в жизни людей. Для технической науки, как информатика, понятие информации, однако, не может основываться на таких антропоцентрических понятиях, как знание, и не может опираться только на объективность фактов и свидетельств. Об этом пишет С.В. Симонович 10; с. 13: «Средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать информацию автоматически, без участия человека, и ни о каком знании или незнании здесь речь идти не может. Эти средства могут работать с искусственной, абстрактной и даже с ложной информацией, не имеющей объективного отражения ни в природе, ни в обществе». В своей книге он дает следующее определение информации: «Информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов».

Приведем еще одно определение информации: «Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира» 11; с. 41. Кроме понятия «информация» в информатике часто используется понятие «данные». Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Если данные участвуют в процессе снятия неопределенности, то данные становятся информацией. Следовательно, можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Итак, для различных областей науки существуют свои определения понятия «информация».

Идея включения информации в цепочку производства информационного продукта принадлежит В.М. Глушкову. В 1982 году в своей книге «Основы безбумажной информатики» он дал следующее определение: «Информационные технологии - процессы, где основной перерабатываемой продукцией является информация» 8; с. 334. Отсюда вытекает положение о том, что информационные технологии использовались всегда, так как задачи накопления, обработки и распространения информации стояли перед человечеством на всех этапах его развития. Особенно широко информационные технологии применялись для обучения.

Почему же об информационных технологиях заговорили не так давно? Н.В. Апатова отмечает, что «методические системы не называли информационными технологиями потому, что данный термин связан с появлением вычислительной техники» 1; с. 6.

В некоторых работах мы встречаемся с такими определениями информационных технологий обучения, которые не дают полного представления обо всех областях их применения. В частности, Н.В. Апатова пишет: «Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер» [1; с. 7]. Здесь правильнее было бы говорить о компьютерных, а не об информационных технологиях обучения, так как понятие информационных технологий гораздо шире.

В 6; с. 20 дается следующее определение: «Информационная технология - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда».

Под информационными технологиями в широком смысле будем понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления 4; с. 87.

Существенным отличием информационных технологий от других областей науки и производства является то, что они претерпевают постоянные изменения, вызванные бурным развитием средств компьютерной техники и современной связи. Сегодня говорят не просто об информационных технологиях, а о современных или новых информационных технологиях (НИТ). Их основу составляют пять технических достижений [5; с. 5]:

Появление новой среды накопления информации на машиночитаемых носителях.

Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи.

Динамичное развитие микропроцессорной техники, обеспечивающей возможность цифровой обработки информации.

Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.

Возникновение и бурное развитие сети Интернет.

Этапы развития информационных технологий представлены в табл. 1.1

Таблица 1.1

Этапы развития информационных технологий

Признак распределения - вид задач и процессов обработки информации.

1-й этап (60 - 70-е гг.)

обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования

2-й этап (с 80-х гг.)

создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач

Признак распределения - проблемы, которые стоят на пути информатизации общества

1-й этап (до конца 60-х гг.)

характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств

2-й этап (до конца 70-х гг.)

связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360

3-й этап (с начала 80-х гг.)

компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средствами поддержки принятия его решений

4-й этап (с начала 90-х гг.)

создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем

Признак распределения - преимущество, которое приносит компьютерная технология

1-й этап (с начала 60-х гг.)

характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров

2-й этап (с середины 70-х гг.)

связанный с появлением персональных компьютеров

3-й этап (с начала 90-х гг.)

связанный с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основанный на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации

Признак распределения - виды инструментария технологии

1-й этап (до второй половине XIX в.)

"ручная" информационная технология, инструментарий которой представляли: перо, чернильница, книга

2-и этап (с конца XIX В.)

"механическая" технология, инструментарий которой представляли: печатная машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта

3-и этап (40-60-е гг. XX В.)

"электрическая" технология, инструментарий которой представляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические печатные машинки, ксероксы, портативные диктофоны

4-й этап (с начала 70-х гг.)

"электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления и информационно-поисковых систем, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов

5-й этап (с середины 80-х гг.)

"компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения

Итак, новыми информационными технологиями обучения будем называть совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Технологии, которые существовали до появления вычислительной, микропроцессорной техники, будем называть традиционными информационными технологиями. Они по-прежнему успешно применяются в образовании и вряд ли будут полностью вытеснены новыми информационными технологиями.

Что же является целью информационной технологии? В 4; с. 344 находим: «Цель информационной технологии - производство информации, удовлетворяющей информационные потребности человека. Чаще всего эти потребности связаны с принятием решений в таких сферах, как познание, общение, практическая (производственная) деятельность». В этой же работе отмечается, что отличительной особенностью технологии является то, что применение одной и той же технологии к одинаковому исходному «сырью» дает в результате «продукт» одного и того же качества. С другой стороны, применяя разные технологии к одному и тому же ресурсу, можно получить разные продукты.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

ѕ обеспечивать высокую степень разделения всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия;

ѕ включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

ѕ иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Приведем классификацию информационных технологий, приведенной авторами учебника 4; с. 35, которая составлена в зависимости от формы представления обрабатываемой информации:

ѕ технологии обработки текстовой информации,

ѕ технологии обработки числовой информации,

ѕ технологии обработки графической информации,

ѕ технологии обработки звуковой информации,

ѕ технологии работы в глобальных сетях,

ѕ социальные информационные технологии [24; с. 5-10].