logo
Анализ проблем жизненного старта воспитанников на примере МОУ детский дом № 3 г. Апатиты

Введение

В последние 20 лет положение детей в России заметно ухудшается. Данные статистики показывают, что растет число детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В 2000 г. таких детей было 630 тыс., в 2001 - 650 тыс. Средства массовой информации показывают неутешительные кадры ужасного положения детей, которые по каким-либо причинам оказываются на улице, в плохих условиях закрытого интерната и т. п.

  • Такой категории - детям-сиротам - традиционно уделялось в социальной работе большое внимание.
  • «Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами». Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов.
  • «Они довольствуются заботой педагогического и обслуживающего персонала, который часто принимает решения, касающиеся дальнейшей судьбы молодых людей, без учета их собственного мнения. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их потребности реализуются без их участия в реализации. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми». Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников.
  • Темой данной работы является комплекс проблем, встающих перед выпускниками накануне выпуска из детского дома или интерната.
  • Проблема, заключающаяся в социальной дезадаптации, неподготовленности к самостоятельной жизни выпускников, доказывает необходимость изучения данной темы.
  • Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений и детских домов не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома, выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.
  • Проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы является предметом изучения многих исследователей. На современном этапе развития России общественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем осиротевших детей, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом.

    В научной литературе обсуждается проблема психического развития детей, находящихся в условиях дефицита общения с близким взрослым. Данная проблема рассматривается в работах А. М Прихожан, Н. Н. Толстых и др.

    Проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений рассматривается в работах Н.В. Малукас, Л.А. Полозовой, Н.И. Янушко, Н. Н. Радиной, А. Н. Майорова, О.Е. Лебедева и т. д.

    Вопросам необходимости развития постинтернатного сопровождения, а также моделям постинтернатной адаптации, посвящены работы Е. Е. Чепурных, Г.В. Семьи, Г.Н. Травниковой, В.Г. Боровика. Таким образом, проблема социальной интеграции детей, лишенных родительского попечения, является предметом обсуждения в современном научном мире.

    Актуальность темы заключается в том, что особенности жизни в детском учреждении (полузакрытый характер, коллективное проживание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора и принятия решения) затрудняет дальнейшую адаптацию к реальной жизни. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда проходит успешно.

    «По статистике, примерно у 8 из 10 выпускников интернатных учреждений и детских домов судьба складывается неблагополучно - они попадают в места заключения, пытаются покончить жизнь самоубийством, не могут найти себе работу и порождают так называемую «вторичную волну сиротства». Не умея сохранить собственную семью, сдают своих детей в те же детские дома, где воспитывались сами».

    Целью данной работы является разработка и обоснование методов исследования уровня подготовки воспитанников детского дома № 3 г. Апатиты к самостоятельной жизни.

    Для достижения цели в работе требовалось решить следующие задачи:

    - Изучить механизмы регулирования защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    - Изучить структуру учреждений, призванных осуществлять заботу о данной категории детей;

    - Осуществить анализ имеющихся теоретических представлений о проблемах выпускников интернатных учреждений, в том числе:

    1. проблемы профессионального обучения и трудоустройства;

    2. проблемы социально-бытового плана (в том числе: социально-бытовые навыки, забота о здоровье, распределение финансов, жилье и т. п.);

    3. проблемы социально-психологического характера (взаимоотношения с людьми, создание своей семьи, коммуникативные барьеры во взаимоотношениях с людьми).

    - Разработать методы исследования, которое будет проведено в детском доме № 3 города Апатиты.

    - Провести исследование с целью анализа подготовленности воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.

    - Разработать рекомендации и предложения по улучшению….

    Объектом работы является процесс подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.

    Предметом работы являются причины социальной неустроенности детей-сирот после выпуска.

    Изученный материал направлен на проверку гипотезы: в детском доме № 3 недостаточно работы проводится с воспитанниками для того, чтобы их стратегия жизни стала успешной.

    Методологической основой стали идеи Лебедева, Майорова и т. д. об основных проблемах выпускников перед стартом; С. В. Ерофеевой: важный аспект адаптации выпускника интернатного учреждения или детского дома в обществе - уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно социальная и бытовая адаптация;

    Эмпирическую основу составляют результаты исследования, проведенного на базе детского дома № 3 г. Апатиты с личным участием автора работы.

    Практическая значимость работы заключается в том, что с разработанными предложениями будет ознакомлена администрация детского дома № 3 города Апатиты.

    Структура работы: введение, две главы, заключение и приложения.

    Первая глава содержит нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проанализирован также комплекс проблем, с которыми сталкиваются выпускники интернатных учреждений после выпуска из этих учреждений.

    Вторая глава работы посвящена практическому исследованию, направленному на выявление уровня подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.