Введение
В последние 20 лет положение детей в России заметно ухудшается. Данные статистики показывают, что растет число детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В 2000 г. таких детей было 630 тыс., в 2001 - 650 тыс. Средства массовой информации показывают неутешительные кадры ужасного положения детей, которые по каким-либо причинам оказываются на улице, в плохих условиях закрытого интерната и т. п.
Проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы является предметом изучения многих исследователей. На современном этапе развития России общественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем осиротевших детей, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом.
В научной литературе обсуждается проблема психического развития детей, находящихся в условиях дефицита общения с близким взрослым. Данная проблема рассматривается в работах А. М Прихожан, Н. Н. Толстых и др.
Проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений рассматривается в работах Н.В. Малукас, Л.А. Полозовой, Н.И. Янушко, Н. Н. Радиной, А. Н. Майорова, О.Е. Лебедева и т. д.
Вопросам необходимости развития постинтернатного сопровождения, а также моделям постинтернатной адаптации, посвящены работы Е. Е. Чепурных, Г.В. Семьи, Г.Н. Травниковой, В.Г. Боровика. Таким образом, проблема социальной интеграции детей, лишенных родительского попечения, является предметом обсуждения в современном научном мире.
Актуальность темы заключается в том, что особенности жизни в детском учреждении (полузакрытый характер, коллективное проживание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора и принятия решения) затрудняет дальнейшую адаптацию к реальной жизни. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда проходит успешно.
«По статистике, примерно у 8 из 10 выпускников интернатных учреждений и детских домов судьба складывается неблагополучно - они попадают в места заключения, пытаются покончить жизнь самоубийством, не могут найти себе работу и порождают так называемую «вторичную волну сиротства». Не умея сохранить собственную семью, сдают своих детей в те же детские дома, где воспитывались сами».
Целью данной работы является разработка и обоснование методов исследования уровня подготовки воспитанников детского дома № 3 г. Апатиты к самостоятельной жизни.
Для достижения цели в работе требовалось решить следующие задачи:
- Изучить механизмы регулирования защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Изучить структуру учреждений, призванных осуществлять заботу о данной категории детей;
- Осуществить анализ имеющихся теоретических представлений о проблемах выпускников интернатных учреждений, в том числе:
1. проблемы профессионального обучения и трудоустройства;
2. проблемы социально-бытового плана (в том числе: социально-бытовые навыки, забота о здоровье, распределение финансов, жилье и т. п.);
3. проблемы социально-психологического характера (взаимоотношения с людьми, создание своей семьи, коммуникативные барьеры во взаимоотношениях с людьми).
- Разработать методы исследования, которое будет проведено в детском доме № 3 города Апатиты.
- Провести исследование с целью анализа подготовленности воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.
- Разработать рекомендации и предложения по улучшению….
Объектом работы является процесс подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.
Предметом работы являются причины социальной неустроенности детей-сирот после выпуска.
Изученный материал направлен на проверку гипотезы: в детском доме № 3 недостаточно работы проводится с воспитанниками для того, чтобы их стратегия жизни стала успешной.
Методологической основой стали идеи Лебедева, Майорова и т. д. об основных проблемах выпускников перед стартом; С. В. Ерофеевой: важный аспект адаптации выпускника интернатного учреждения или детского дома в обществе - уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно социальная и бытовая адаптация;
Эмпирическую основу составляют результаты исследования, проведенного на базе детского дома № 3 г. Апатиты с личным участием автора работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что с разработанными предложениями будет ознакомлена администрация детского дома № 3 города Апатиты.
Структура работы: введение, две главы, заключение и приложения.
Первая глава содержит нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проанализирован также комплекс проблем, с которыми сталкиваются выпускники интернатных учреждений после выпуска из этих учреждений.
Вторая глава работы посвящена практическому исследованию, направленному на выявление уровня подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
- Введение
- Глава 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, и выпускники интернатных учреждений, как объекты социальной работы
- 1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- 1.2 Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений
- 1.2.1 Проблемы профессионального обучения, трудоустройства и трудовой адаптации
- 1.3.2 Социально-бытовые проблемы