logo
Креативность социально-экологических проектов в современном российском обществе

1.1 Креативность как черта устойчивого развития общества

Проблема развития креативности (творческости) привлекала пристальное внимание исследователей с середины ХХ века. Повышение интереса к этой проблеме было связано с делением мышления на дивергентное и конвергентное, предложенное американским психологом Д.П. Гилфордом[1]. Вскоре программы развития креативности мышления, разработанные на основе теории Д.П. Гилфорда, стали весьма востребованы во всех развитых странах и стали использоваться ими в своих системах образования.

В российской психолого-педагогической науке также возникли несколько научных направлений, в которых разрабатывалась эта же тематика:

1. Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

2. Проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).

3. Творческая педагогика (Г.С. Альтшуллер[10], И.М. Верткин[11]).

4.Воспитание интеллектуальной творческой личности (В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов).

5. Развитие творческой личности школьника при обучении математике, физике, биологии и др. (Н.В. Аммосова, Г.Н. Гаврилова, И. Ю. Андржеевская и др.)

Большой вклад в разработку проблем развития творческого мышления внесли отечественные психологи Б.Г. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаев, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, Д.Б. Богоявленская, Н.Б. Шумаков и др. Однако результаты этих исследований специалисты оценивают как весьма скромные. Как отмечает, к примеру, Д.Б.Богоявленская, первые попытки разработать теорию творчества не привели к окончательной цели.

Креативность позволяет находить новые способы поведения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, оптимально использовать внутренние резервы личности. В подростковом возрасте, когда личность сталкивается со множеством новых, противоречивых ситуаций, актуализируется развитие творческого потенциала. В этой связи интересной представляется социализационная теория Инглхарта [12].

При этом на первый план выходит адаптивная функция творчества - креативность необходима для приспособления к изменяющейся жизни. Креативность можно рассматривать как средство адаптации и самовыражения, прежде всего на поведенческом уровне. [13]

Понятие креативности нельзя отнести к классическим в социологии, оно не приводится в социологических энциклопедиях, поэтому сформулировать определение креативности в социологическом ракурсе - наша задача. проект креативность общественный социальный

Социолог и философ Ханс Йоас, автор книги "Креативность действия", помещает креативность в центр своей теории, описывая ее как "то, в чем мы сильно нуждаемся, тогда как критика, самокритика - это путь к ее высвобождению" [14].

Однако конкретного определения понятия креативности социолог Ханс Йоас, основатель теории креативного действия, не дает, поэтому обратимся к общим и междисциплинарным определениям понятия креативности, а также тем, которые используются в психологии и философии.[15]

С философской точки зрения, креативность - (лат. creo - творить, создавать) - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации [16], иными словами, креативность - способность к нестандартному восприятию различных ситуаций и предрасположенность к творческому созиданию.

Теперь рассмотрим креативность с точки зрения психологии:

Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [16].

Также, с психологической точки зрения креативность можно объяснить как человеческий потенциал, внутренний ресурс человека [17].

Абрахам Маслоу дает определение понятию креативности как личностного признака: "Креативность - универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей" [14].

Холодная Марина Александровна, российский психолог, говорит о понятии креативности как об особой способности - преобразовывать знания с участием воображения и фантазии [2]. В своей книге "Психология интеллекта" Марина Александровна пишет о креативности следующее: "Дивергентные способности (или креативность) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности". Холодная различает два значения понятия креативности: в широком смысле слова и в узком смысле.

Креативность в узком значении слова, по М.А. Холодной, - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность же в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказываться от стереотипных способов мышления [2].

Если рассматривать свойства креативности с психологической точки зрения по критериям М.А. Холодной, то целесообразно рассматривать комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности:

1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);

2) оригинальность (способность производить "редкие" идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов);

3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую);

4) метафоричность (готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое) [18].

Достаточно долго креативность рассматривалась только как когнитивный фактор, и ее изучение проводилось с помощью тестов интеллекта или с помощью метода «проблемных задач» [12].

Пожалуй, самыми известными в психологической среде тестами по выявлению креативного потенциала на сегодня являются разработки П.Торренса. По мнению П. Торренса,[19] креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности [20]. Здесь мы приходим к моменту понимания социальной полезности любой деятельности, в том числе деятельности, имеющей креативные аспекты.

Определение креативности с начала своего появления претерпевало непрерывные изменения. Можно отметить, что оно выросло на, с одной стороны, определении творчества, как деятельности по созданию качественно нового, и способности человека, которые характеризуется готовностью к генерированию принципиально новых идей, не похожие на обычные, а также способность к решению проблем оригинальными способами [21].

Творческая педагогика с опорой на решение изобретательских задач и теорию развития творческой личности освещена в трудах Г.С. Альтшуллера[10], М.М. Зиновкиной, А.В. Леонтович и явилась для нас фундаментом, позволившим сформулировать гипотезу исследования с узловым моментом, в котором прослеживается явная зависимость эффективности процесса развития креативности от использованной методики. В середине 20-го века исследованиями творчества на территории Советского Союза занимался Альтшуллер, основатель собственной технологии - теории решения изобретальских задач, а попросту ТРИЗ [22]. Несмотря на то, что ТРИЗ была изобретена довольно давно и несет на себе отпечаток советской парадигмы мышления, как то четкая направленность этой теории на изобретательство в сфере технического производства, тем не менее на сегодня ТРИЗ вышла за пределы технического и применяется в социальных и гуманитарных областях, подхвачена современными педагогами и используется крупнейшими компаниями мира.

Большое внимание он уделял механизмам разработки в основном технических, инженерных решений, как то требовал дух времени и экономическая обстановка в стране. Активно используется термин “изобретательство” и предпринимаются попытки нащупать механизм творческого процесса ради применения его в прикладных целях. При использовании в процессе обучения методов и приемов ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный, в первую очередь, на самостоятельную генерацию знаний, развиваются умения видеть, ставить и решать проблемные задачи в конкретной области деятельности, совершенствуются умения выделять закономерности исследуемого явления, возникает установка на использование ресурсов для решения поставленной задачи, осуществляется формирования мировоззренческой позиции учащихся по восприятию жизни как динамического пространства открытых задач.[23]

Креативность проявляется в том, что сознание отбирает из те ассоциации, которых нет вовне и в памяти (во всяком случае, в когнитивном горизонте данной личности) и утилизирует их соответствующими культурным установкам субъекта способами. Креативизм (рассмотрение обсуждаемого феномена в искусственном залоге, включающее действия по его выстраиванию, конструированию, "выращиванию" и/или использованию) требует методик интенсификации и "прицеливания" спонтанного потока ассоциаций [24].

На сегодня креативность отличает от творчества её направленность на системные, коренные преобразования, в то время, как творчество не имеет такой цели. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.

Креативность основывается на конкретных практических знаниях, выявленных и изученных закономерностях, понимании конечных целей продвижения или представления. Здесь важнее, чем в творчестве, требуется знать конкретные ответы на вопросы "что создавать?" и "как создавать?"[25]

Именно поэтому творчество первично. Креативность сама по себе не может создать ничего нового. Она лишь "рамка", "оформление" творчества. Результат креатива - это статуэтка, расположенная на подставке нужной формы и нужного цвета, размещенная в нужном освещении в конкретной экспозиции. Предназначенная конкретным ценителям, которые придут ей восхищаться. Однако, существует и иной подход к соотношению понятий “творчество” и “креативность”. Если творчество рассматривается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека[26].

Одним из первых исследователей, кто подошел к определению креативности, как к феномену (а не просто тождественному понятию творчества), возможному возникнуть лишь тогда, когда экономические и материальные блага обществом достигнуты, был Абрахам Маслоу. В продолжении теории о естественной иерархии потребностей, он также акцентирует внимание и на креативности, доступной зачастуя там, где уже осознана потребность в самоактуализации [27]. Это означит, что креативность как движущая сила общественного прогресса, является показателем степени развития общества.

Подведя итог, можно сформулировать понятие креативности, опираясь на вышеперечисленные определения, можно сделать вывод, что:

Креативность - способности человека, которые характеризуется готовностью к генерированию принципиально новых идей, не похожие на обычные, а также способность к решению проблем оригинальными способами.

Постепенно до креативности добираются и социологи. Креативность начинает рассматриваться как черта, характерная для более развитого общества, которое сегодня определяется как постиндустриальное общество или также общество устойчивого развития.

По мере превращения для большинства людей вероятности голода из насущной заботы в почти незначащую перспективу ценности переменились. Экономическая безопасность по-прежнему всеми желаема, но она более не является синонимом счастья. В передовых индустриальных обществах люди стали проявлять все большую озабоченность проблемами качества жизни, порой отдавая защите окружающей среды приоритет перед экономическим ростом[28]. В международном дискурсе появляется концепция устойчивого развития общества, которое предполагает развитие общества всесторонне, обращая внимание на взаимосвязанность сфер и экологическое благополучие.

Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» [28], известный как доклад Г. Х. Брундтланд, возглавившей ее работу. По словам Г.Х.Брундтланд, «международная комиссия пришла к заключению, что устойчивое развитие должно составлять основополагающий элемент в глобальной стратегии изменений». В докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, который также известен как доклад Комиссии Брундтланд, устойчивое развитие определено как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности. На сегодняшний момент определений понятия “устойчивое развитие” существуют около ста. [29]Определения отличаются друг от друга акцентом на определенных проблемах, таких как: сохранение биоразнообразия, несущую способность окружающей природной среды, сохранение природных ресурсов, равновесие между экономической деятельностью и состоянием окружающей среды, устойчивый рост экономики, справедливые отношения между поколениями, межрегиональную справедливость, качество жизни, социальные и культурные ценности[30]. Всё это делает общество устойчивого развития близким по смыслу с обществом постиндустриальным. Достойная система должна быть упругой по отношению к ударам извне.[31]

Экономическая же устойчивость предполагает лишь поддержание определенного уровня доходов. Социальная устойчивость подразумевает минимизацию доли социально незащищенных слоев, стремление к социальной справедливости. Институциональная устойчивость - возможность долговременного функционирования институциональных структур. Политическую устойчивость принимают в расчет гораздо реже. Однако любой проект в долгосрочной перспективе зависит от политической воли и толерантности политиков. Концептуальная устойчивость предполагает внутреннюю и внешнюю модельную согласованность и последовательность действий, которая необходима для получения политической поддержки, но главное - для достижения ожидаемых результатов.[32]

Культурная устойчивость призывает при осуществлении и планировании любой деятельности учитывать культурный контекст, т.е. образ жизни людей и те ценности и убеждения, которые его формируют. Эмоциональная устойчивость - мы совершаем множество поступков, руководствуясь эмоциями. Например, устойчивость преподавательской деятельности зависит от позитивных эмоций, вызываемых этим трудом не в меньшей степени, чем от денежного вознаграждения [33].

Передовые индустриальные общества в настоящее время изменяют свои социально-политические траектории в двух кардинальных отношениях:

1. Системы ценностей. Все больший упор на индустриальных экономических достижениях явился одной из центральных перемен, сделавших возможной модернизацию. Этот сдвиг к материальным приоритетам повлек за собой уменьшение значения обязательств перед общиной и приятие социальной мобильности: социальный статус становился скорее чем-то достигаемым, нежели чем-то данным индивиду от рождения. Экономический рост стал приравниваться к прогрессу, и в нем стали видеть признак преуспевающего общества.[34]

Место экономических достижений как высшего приоритета в настоящее время в обществе постмодерна занимает все большее акцентирование качества жизни. В значительной части мира нормы индустриального общества, с их нацеленностью на дисциплину, самоотвержение и достижения, уступают место все более широкой свободе индивидуального выбора жизненных стилей и индивидуального самовыражения. Сдвиг от "материалистических" ценностей, с упором на экономической и физической безопасности, к ценностям "постматериальным", с упором на проблемах индивидуального самовыражения и качества жизни, -- наиболее полно документированный аспект данной перемены.

2. Институциональная структура. Мы приближаемся также к пределам развития иерархических бюрократических организаций, способствовавших созданию современного общества. Бюрократическое государство, дисциплинированная олигархическая политическая партия, сборочная линия массового производства, профсоюз старого образца и иерархическая корпорация сыграли неимоверно важную роль в мобилизации и организации энергии масс людей; они сделали возможными промышленную революцию и современное государство. Но они подошли к поворотному пункту -- по двум причинам: во-первых, они приближаются к пределам своей функциональной эффективности; а во-вторых -- к пределам их массового приятия [35].

Исходя из этого, следует отметить, что наличие креативных проектов свидетельствует о преобладании постмодернистских ценностей в обществе.

Ценности постмодерна отдают более высокий приоритет самовыражению, чем экономической эффективности: люди становятся менее готовы принять человеческие издержки, с какими сопряжены бюрократия и жесткие социальные нормы. Общество постмодерна характеризуется упадком иерархических институтов и жестких социальных норм и расширением сферы индивидуального выбора и массового участия.[36]

Постматериалисты не являются нематериалистами, а тем более антиматериалистами. Термин "постматериалист" указывает на группу целей, акцентируемых после того, как люди достигли материальной безопасности, и потому, что они ее достигли. Таким образом, разрушение безопасности привело бы к постепенному откату вспять, в сторону материальных приоритетов. Появление постматериализма отражает не оборачивание полярностей, а смену приоритетов: экономической и физической безопасности постматериалисты придают отнюдь не негативную ценность -- они, как всякий, оценивают ее положительно; но, в отличие от материалистов, они еще более высокий приоритет отводят самовыражению и качеству жизни [37].

Налицо также постепенный сдвиг в мотивации людей к труду: с максимизации получаемого дохода и с обеспеченности работой акцент сдвигается в сторону более настоятельного запроса на интересную и осмысленную работу. Еще в 1940-е годы выдающийся экономист Йозеф Шумпетер обратил внимание на то, как большие организации сдерживают креативность. В своей ключевой книге “Капитализм, социализм и демократия” Шумпетер отмечает, что сила капитализма всегда состояла в “функции предпринимателей”, которые “коренным образом изменили модели производства”[38]. Однако уже тогда данная общественная функция начала терять свою значимость и на смену индивидуальной деятельности приходит работа обученных специалистов, которые выполняют то, что от них требуется, обеспечивая предсказуемые результаты. Полностью бюрократизированный гигантский индустриальный комплекс отстраняет от дел предпринимателя как класс.

Если индустриальная организация производства парализует креативность, то в устойчивом развитии общества главную роль играет преобразившаяся экономика, позволяющая наоборот, катализировать креативные процессы. Такая экономика получила название как собственно креативная экономика.

Значительные перемены, происходящие в современном мире, приводятся в действие возрастанием креативности в качестве определяющей черты экономической жизни. Креативность является источником новых технологий, новых индустрий, нового преуспевания, и многих других экономических благ, поэтому её ценят всё выше и стараются поощрять и использовать при помощи различных приемов[39].

Реализация постматериальных ценностей в большей степени практикуется на сегодняшний момент в самых высокоурбанизированных местах обитания человека. С ростом городов растет и возможность образовывать такие сообщества, которые характеризуются кратковременными отношениями и ослабленными связями, позволяющие жить по своему усмотрению и практически независимо, а не так как предписано традицией [40]. Именно таким сообществам присуща креативная составляющая. Креативность и новаторство следует рассматривать в городском контексте как целостный процесс, охватывающий: экономику, политику, культуру, экологию и социальную сферу. Особую важность имеют "мягкие" формы творчества и нововведений. Главными проблемами являются социальная сплоченность, социальная фрагментация и межкультурное взаимодействие. Существует множество способов создания творческой среды. Наиболее важный из них - сетевое взаимодействие между действующими лицами городской жизни, взаимосвязи между университетами и промышленностью. Великие мировые столицы сохраняют выдающуюся творческую среду просто потому, что они преумножают свой потенциал благодаря сетевому общению. Новым, однако, является представление о "мягких", более деликатных условиях, необходимых для появления нововведений [15].

Вернемся к креативности, как характерной черте новой экономики. Одной из наиболее нашумевших книг является работа Ричарда Флориды, в которой автор раскрывает идею о движущей силе новой экономике в виде появления другой прослойки людей, способных развивать общество с помощью своих идей и их реализации.

Согласно его исследованиям, ключевым фактором успешного экономического развития городов и регионов является новый общественный класс людей, пришедших на постиндустриальных началах для развития экономики и всех остальных сфер жизни. Уделяется внимание тому, что только в открытых и толерантных сообществах наиболее отчетливо проявляются все последствия креативности. Флорида объясняет это тем, что открытая и толерантная среда привлекает креативных людей, где они являются более свободными в своих действиях и самовыражении. Креативность имеет много измерений и проявляются во множестве взаимодополняющих формах. Соответственно, она выступает в качестве наиболее ценного товара креативной экономики - не являясь при этом сама товаром. Сама по себе креативность не обладает экономической стоимостью. Патенты и авторские права - основная валюта века. Креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости, чем другие общественные классы. Однако, в мире различных профессий креативность не ограничивается креативным классом. В труде фабричного класса и даже самого низкооплачиваемого обслуживающего персонала всегда был свой творческий элемент.[23] Кроме того, доля креативности во многих рабочих и сервисных профессиях постоянно растет - хороший пример дают долгосрочные рационализаторские программы на заводах, использующие как физический труд, так и предложения и идеи сотрудников производства. Таким образом, на базе подобных тенденций, возможно предположить, что креативный класс, находящийся пока на стадии формирования, в следующие десятилетия будет продолжать расти, по мере преобразования традиционных экономических функций в более креативные виды занятости. Креативная экономика отличается тем, что к ней происходит переход от прежней корпоративной системы, опиравшейся на крупные компании, к новой, в которой более заметное место отводится отдельным людям. Своего рода пассионариям нового времени. В этой связи на первый план выходит индивидуальность каждого отдельно взятого “креатора”

Россия, как и другие страны старается освоить принципы креативной экономики. В связи с этим, нам видится органичным изучение креативности в российской действительности на примере реализации социально-экологических проектов, о которых речь пойдет в следующим параграфе данной дипломной работы.