logo
Креативность социально-экологических проектов в современном российском обществе

1.2 Проект в социально-экологической сфере

Следует отметить, что творческие способности и инновационное мышление лучше проявляются в рамках проектного способа деятельности.

Существует много определений термина «проектирование». Но чаще всего под «проектированием» подразумевают практическую деятельность, направленную на удовлетворение новых потребностей людей.[19]

Поиск оригинальных решений и идей в настоящее время ведется посредством применения эвристических методов (методов изобретательного творчества). Однако в случае производственной деятельности решение таких задач также включает подготовительные стадии, оформление и утверждение результатов, оценку эффективности и другие виды работ. Весь этот цикл взаимосвязанных и взаимообусловленных работ составляет проектирование.

Как и креативность, понятие проектирования стоит начать рассматривать с истории, в частности, проектирование как метод также уходит своими корнями в то индустриальное время, когда оперировали преимущественно понятием “изобретательство”, применительно к проактивному образу действия.

На основании научных знаний и технических достижений заново создаются новые принципы действия, способы реализации или конструкции инженерных устройств или их компонентов. Изобретательство стимулируется необходимостью усовершенствования или принципиально новых решений.

Конечным итогом проектной деятельности является проект, т.е. комплект документации, предназначенной для создания определенного объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект. Объектом проектирования может быть материальный предмет, выполнение работы, оказание услуги.

Типичные проекты -- проектирование различных потребительских продуктов (здания, машины, электронные устройства, программное обеспечение). Также примерами проектов являются: переезд в новое здание, изменения в организационной структуре компании, подготовка и проведение научного эксперимента. Проектный формат в последние десятилетия широко используется государственными структурами, особенно в военной отрасли.

В отличие от процесса, проект является конечным и имеет определённые устойчивые цели и ограничения. Различают проектную и процессную (функциональную) организацию бизнеса.[20]

Слово «проект» еще применяется в значении «программа», «план действий».

Каждый проект развивается в определённой среде. Причём независимо от того, какой предметной области он принадлежит, эта среда напрямую влияет на проект. Все воздействия делят на несколько категорий.

? Социально-культурное окружение (нравы и обычаи местности, этические соображения проектной деятельности и т. д.)

? Международно-политическое окружение (политическая ситуация на территории, экономическое влияние, ресурсоёмкость местности и т. д.)

? Окружающая среда (экологические параметры, наличие природных ресурсов и т. д.)[20]

Окружение проекта может изменяться в ходе его выполнения, изменяя своё влияние на него. Такие изменения бывают как позитивными, так и негативными. Управлением изменениями занимается соответствующий раздел дисциплины управление проектами (англ. project management).

Управление проектом - это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.

Управление включает три основных вида деятельности:

1. Планирование:

- Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.

- Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.

- Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т. д.) [35]

Признаки того, что деятельность не является проектом:

1.Цель не отвечает критериям SMART: изначально не определена, не конкретна, не достижима и т. п. Однако, изменение цели/области охвата проекта может быть регламентировано в плане управления областью охвата проекта; простейший случай -- в договоре прописывается лимит затрат по проекту в рамках которого возможны работы по доп. соглашениям к договору);

2.Ограничения деятельности изначально не определены или не достижимы (сроки, ресурсы, время, качество, допустимый уровень рисков), например, деятельность не является управляемой, то есть внешние зависимости превышают возможности влияния на деятельность (управляющие воздействия не позволяют достигать поставленные цели с допустимым уровнем рисков);

3.Результат не уникален, например, серийное производство[20]

Также к проектам не относят типовую, повторяющуюся деятельность, даже если она приводит к уникальным результатам.

Принципиальным признаком, по которому можно судить о возможностях развития гражданского общества в той или иной стране, является способность ее населения к культурной самоорганизации (притом, разумеется, что ее цели и мотивы носят творческий, созидательный, инновационный характер).[21] Развитой страной может считаться только та страна, в которой все решения относительно организации жизни и деятельности принимаются на основе проработки содержания во всех слоях и этажах мышления и сознания без какого бы то ни было исключения. (Принцип “субсидиарности”. Субсидиарность (от лат. Subsidiarius, вспомогательный) -- организационный и правовой принцип, согласно которому задачи должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно).

В этом отношении большое значение приобретает социальное проектирование как механизм социальной инициативы и самоорганизации.

Социальное проектирование -- это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений[46].

Социальное проектирование также синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование касается прежде всего социологии, социальной работы (социономии), социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов. Как элемент системы образования социальное проектирование -- учебная дисциплина, связанная с изучением методологии и технологии проектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов.

В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

-- противоречивость социального объекта;

-- многовекторность развития социального объекта;

-- невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

-- многофакторность бытия социального объекта;

-- наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

-- субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

-- факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.[47]

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта[22]. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности.

Проектирование объединяет с творчеством направленность на создание качественно нового (слово «проектирование» происходит от лат. projectus, что буквально означает брошенный вперед), но это более общее понятие[19].

Социальное проектирование стало научной и практической проблемой не так давно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программно-целевых методах, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование как разновидность социальных технологий [23].

Сегодня в условиях активных общественных преобразований в нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы, в том числе и социальное проектирование, которое заключается в создании некоммерческих проектов в социальной сфере. Необходимость в разработке того или иного проекта, основывается на спросе, потребностях, интересов общественности. Проектирование ориентированно на реализацию нужд, на решение актуальных проблем конкретного сообщества. Проектирование - это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта.

Сегодня понятие проекта глубоко вошло в повседневную жизнь. Не только сама она может рассматриваться как проект, но и её составные части, как брак, например, или образование. В этой связи проект подразумевает целенаправленную ограниченную временем результативную практику. Деятельность в форме проекта позволяет быть наиболее эффективными.

Социальное проектирование -- это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инновации.

Инновационная деятельность привносит новое (знания, технологии, приемы, подходы) для получения результата, отличающегося социально-общественной востребованностью. Инновационные процессы - это процессы создания, освоения, использования и распространения инноваций[24].

В отличие от научного поиска (творчества), идущего изнутри субъекта, инновационный поиск мотивируется внешней средой. Главным инновационным фактором являются перемены.

Инновационный проект - сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности.

А социальный проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект - это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации[25].

Социальный проект - это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

- словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

- графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

- числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Признаки социального проекта:

1. Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового;

2. Установленные сроки начала и завершения;

3. Определенные ресурсы;

4. Измеряемый продукт или результат.[20]

Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

Говоря о социальном конструировании, следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей создания нового: в познавательной, художественной, технической и т. п. Конструирование -- это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным воспроизведением другого объекта. Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, которые создать невозможно. Оно может быть направлено на практические потребности, а может носить и игровой характер.

От конструирования как идеального созидания предмета следует отличать реконструирование и деконструирование, или декомпозицию, искусственного предмета. Реконструирование часто относится как к интеллектуальной деятельности, так и к практической. Этот термин используется в нескольких смыслах: 1) коренное переустройство или перестройка какого-либо искусственного объекта; 2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам [23].

Необходимо выделять следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее.

Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития.

Во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи.

В-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития.

Исходя из вышесказанного, отметим, что существование проектной деятельности также актуально не только для решения общеизвестных социальных проблем, но и для решения социально-экологических задач в контексте нового времени, которое диктует обществу направление в развитие в сторону экологической устойчивости. Перейдем к более детальному рассмотрению актуальности этой сферы.

Социальная экология (или социоэкология) -- комплекс научных дисциплин, рассматривающий взаимоотношения в системе «общество -- природная среда» и разрабатывающий научные основы оптимизации жизненной среды человека[36]. Терминология в данной области не вполне устоялась. С точки зрения одних ученых, социальная экология должна изучать соотношение общества с географической, социальной и культурной средами; согласно позиции других -- это раздел экологии человека, рассматривающий взаимоотношения социальных групп общества с природой и т. д. При этом в одних случаях социоэкология включает в себя экологию человека, в других -- сама социоэкология является частью экологии человека[37].

Тем не менее, социальная экология -- признанное во всем мире научное направление. Подобного статуса в системе наук она добилась благодаря устранению биологического детерминизма при определении своего предмета. Этому способствовала перемена в понимании того, что экология -- не только естественная, но и гуманитарная наука[39]

Это значит, что в центре внимания социально-экологического проекта стоит человек, объект, на который это проект направлен, с целью изменить его представления о собственной роли в отношениях с окружающей средой.

Как следует из этого, социально-экологический проект является таковым тогда, когда объединяет человека с окружающей его средой.

В проектной деятельности социально-экологической направленности исследователи (О.Б.Волжина , А.В.Клименко , В.П.Пахомов, А.С.Прутченков и др.) различают следующие основные этапы: 1) организационно-подготовительный (определение темы проекта, его цели, задач, исходных условий и др.); 2) поисковый (сбор, анализ и систематизация информации,

выдвижение и проверка гипотез, оформление макета проекта, практическая работа по проекту и др.); 3) итоговый (подготовка презентации проекта, защита проекта, рефлексия проделанной работы и др.)[30].

Одной из функций, реализующихся с помощью осуществления социально-экологического проекта является функция образовательная. В этой связи отметим особенности проектной деятельности в рамках образовательного процесса в целом, чтобы затем перейти в практической части работы к более детальному рассмотрению образовательной функции выбранных нами объектов исследования.

Исследование возможностей проектной деятельности социально-экологической направленности в обеспечении условий для самореализации современных людей обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, изменение характера социально-экономических отношений в обществе, произошедшее в последнее десятилетие, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике общества и граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых путей развития систем обучения, воспитания, досуга и отдыха. В этом ряду достаточно рельефно просматривается необходимость определения принципиально новых подходов к организации воспитательной работы с гражданами.

Во-вторых, проектность как форма организации трудовой деятельности человека, получившая необычайно интенсивное развитие в 70-е годы прошлого столетия в градостроительстве, машиностроении, дизайне и т.п., в наше время стала естественным образом привлекательной и для образовательной сферы[34].

В-третьих, в условиях наметившегося перехода в образовании от парадигмы педагогического воздействия к парадигме создания условий для саморазвития в продуктивной деятельности особое значение приобретают методы, актуализирующие субъектную позицию личности в социально-экологическом процессе, позволяющие сформировать комплекс условий, необходимых для самореализации[35].

В-четвертых, метод проектов -- один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, обладает большим потенциалом в обеспечении условий для самореализации личности в общественно и личностно значимой деятельности. А социальные проекты по экологическим вопросам все более привлекают граждан своей общественной значимостью, посильностью для в том числе учащейся молодежи, возможностью улучшить свое ближайшее окружение[37].

В-пятых, немаловажно и то, что в правовом обществе демократического типа, к коему близка сегодняшняя Россия, широкое распространение получает деятельность самых разнообразных как отечественных, так и зарубежных фондов, поддерживающих многие образовательные инициативы, оформленные в виде различного рода социальных проектов[26].