logo
Культура как социальное явление

2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений

Основные функции культуры являются:

1. адаптивная - культура вырабатывает средства, способы, формы, образцы, ориентиры жизнедеятельности, поведения, общения, благодаря которым обеспечивается взаимодействие людей со средой существования, поддерживаются определенные структуры деятельности и общения;

2. гуманистическая, творческая - культура выступает как важнейшая характеристика человека, так как в ней осуществляется его развитие и проявление творческих, сущностных сил;

3. функция социализации - благодаря культуре осуществляется «вписывание» индивида, группы в ту или иную социальную среду через усвоение культурных образцов, норм поведения;

4. функции трансляции социального опыта, информационная - культура выступает как социальная память человечества, обеспечивая связь прошлого, настоящего и будущего (через язык, понятия, традиции, институты культуры);

5. познавательная (гносеологическая) - заключается в накоплении знаний о мире и о человеке в разнообразных формах - науке, технике, искусстве, морали, религии, философии;

6. регулятивная (нормативная) - культура является средством контроля и самоконтроля за поведением, способами деятельности, взаимодействия индивидов, социальных групп;

7. ценностно-ориентационная - культура задает определенную систему ориентаций, определяет, что значимо, что - нет, что - должно, что - нежелательно; в результате, человек или группа придают своим действия определенный смысл и направленность;

8. коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

9. семиотическая (знаковая) - культура вырабатывает знаковые системы, язык, обозначающие и выражающие разными способами явления окружающего мира, отношения людей к миру, самим себе, друг другу;

10. рекреативная, компенсаторная функция - мир культуры помогает человеку восстановить свои силы, поскольку произведения культуры отвечают потребности человека в эмоционально-эстетическом наслаждении;

11. образовательно-воспитательная.

При контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящие все другие, которые, таким образом, недооцениваются. Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему. Собственная культура ставится в центр мира и рассматривает себя как меру всех вещей. Этноцентризм означает, что ценности других культур рассматриваются и оцениваются с точки зрения своей собственной культуры.

Исследования этноцентризма показали, что для него свойственно:

· считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;

· рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;

· воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;

· оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;

· действовать в интересах своей группы;

· чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;

· гордиться своей группой.

Позиция, противоположная этноцентризму, называется культурным релятивизмом. С точки зрения культурного релятивизма, каждая культура представляет собой уникальное явление и должна рассматриваться на основе принятых в ней стандартов. Нормы и ценности одного общества нельзя рассматривать с позиций норм и ценностей другого, каким бы оно ни было. Набор норм и ценностей того или иного общества можно рассматривать только с позиций членов этого общества. Поступки людей первобытного общества, которые в западноевропейском обществе были бы расценены как безнравственные, вполне моральны, если они соответствуют нормам, существующим в их обществе. И там, и там существует мораль, но только разная. В таком подходе, несомненно, есть значительная доля истины, но отнюдь не вся истина. Доведенный до предела, он лег в основу концепции морального релятивизма, а далее и концепции культурного релятивизма. Культурные релятивисты правы, когда они отказываются обсуждать вопрос, в каких обществах представления о добре и зле, о моральном и аморальном правильны, а в каких - неправильны. Но это отнюдь не значит, что все системы норм и ценностей совершенно равноценны. Просто нужно рассматривать эти системы не сами по себе взятые, а в связи с обществами, в которых они существуют и действуют, а эти общества могут находиться на разных ступенях развития.

Культурная трансмиссия - процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей - носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с прошлым никогда не было. Преемственность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность.

Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия.

Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.

Социальное изменение подразумевает изменение системы социальных отношений, в более узком смысле - это изменение социальной структуры. Одним из факторов социальных изменений является культура. История человеческого общества может быть представлена как история войн и разрушений, борьбы за власть, история о том, как одни эксплуатировали других, и как при этом развивалась культура, изменялся социум и система социальных отношений.

Следует отметить, что на определенных этапах цивилизационного развития доминирует материальное, определяя культуру и способ жизни общества в целом, в более же высокоразвитых обществах доминирует культура.

Проблемы взаимовлияния экономики и культуры, социального и культурного изучались в рамках социальной философии, где наиболее ярко проявились две противоположные позиции:

1. С точки зрения марксизма, определяющую роль в развитии общества играет экономический фактор - материальное производство.

2. С точки зрения представителей немарксистской социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Зомбарт и др.), определяющую роль в развитии общества играет именно культура, обеспечивая целостность общества как системы.

Представители обоих направлений не отрицали возможности обратного влияния: культуры на экономику в первом и экономики на культуру во втором. Поэтому, разграничивая представленные позиции, важно понимать, что различия в них не абсолютны - речь идет лишь о первостепенности влияния экономики или культуры на развитие общества.

Анализ культуры как фактора социальных изменений выводит на ряд проблемных моментов, связанных с ролью культуры в функционировании и развитии общества: с одной стороны, культура остро реагирует на изменения, происходящие в социуме, с другой, сама оказывает воздействие на него, определяя ход многих социальных процессов (социализации, институциализации, группообразования, социальной мобильности).

Влияние культуры на социум осуществляется разными путями (Я. Щепаньский «Элементарные понятия социологии»):

· через социализацию и формирование отдельной личности,

· через создание и введение ценностей,

· через образцы деятельности и образцы поведения,

· через создание моделей институтов и социальных систем.

Культура, появившись и развиваясь одновременно с человеческим обществом, является «необходимым атрибутом» любого социума. Исторический анализ этапов развития человеческой цивилизации показывает, что культура с течением времени обретает в современном обществе самодостаточную значимость и производящую роль.