Место культурологии в системе социальных наук

реферат

5. Культурология и социология культуры

Социология (от латинского «societas» - «общество» и греческого «logia» - «наука») - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах.

Одно из направлений социологии - социология культуры. Это научная дисциплина, изучающая культуру с социологической точки зрения, используя все достижения современной науки об обществе. Культура здесь исследуется как часть социальной системы, социальных отношений, как определённый социальный институт.

Как и социология в целом, социология культуры носит многоуровневый характер. Различие между ее уровнями заключается в степени исторической общности анализируемых явлений. В рамках социологии культуры выделяют три уровня:

1. Общесоциологическая теория культуры, изучающая место и роль культуры в жизнедеятельности общества.

2. Частносоциологические теории культуры (социология религии, социология образования, социология искусства и др.). Они исследуют место и роль отдельных сфер и видов культуры в жизни общества, их социальные функции. Например, социология искусства изучает отношения искусства и зрителя, влияние социальных условий на процесс создания и функционирования произведений искусства, проблемы восприятия и художественного вкуса. Кроме того, проблемы культуры рассматриваются в виде определенных аспектов и в индустриальной социологии, социологии города, социологии села, социологии молодежи, социологии семьи и других частносоциологических теориях.

3. Конкретные социологические исследования культуры. Они занимаются сбором и анализом конкретных фактов культурной жизни.

В социологии культуры сама культура рассматривается, прежде всего, не с содержательной, а с функциональной стороны, то есть с точки зрения той роли (или тех ролей), которую культура играет в человеческом обществе. Сюда относятся, например, воспитательная роль культуры (её педагогическая функция), ориентация человека на какую-либо систему ценностей культуры (ценностно-ориентирующая, или аксиологическая, функция), роль культуры как необходимой предпосылки общения между людьми, обмена информацией (коммуникативная функция) и многое другое.

Нельзя сказать, что социология культуры полностью отвлекается от содержания и истории культурных явлений. И всё же они интересуют её в основном как способы упорядочивания, регуляции социальных отношений. Скажем, нормы морали, права, религиозные заповеди (такие как «не убий», «не укради» и т.д.) позволяют смягчать противоречия между интересами разных общественных групп, избежать постоянных конфликтов между ними, которые иначе могли бы разрешаться только насильственными методами. Правда, культуре далеко не всегда удаётся исполнять свои регулирующие функции, особенно в эпохи войн, революций, междоусобий. В такие времена культура переживает кризис и меняет свои формы.

Социология культуры исходит из фундаментального факта социальной неоднородности человеческого общества, в котором выделяются различные группы, сословия, общественные классы. При этом социальная неоднородность неизбежно порождает социальное неравенство, при котором одни люди стоят на ступенях «общественной лестницы» выше или ниже других людей. Общественные группы отличаются друг от друга не только своими экономическими, политическими интересами, социальным статусом, но и целым рядом психологических и культурных особенностей. Сюда относятся самосознание и самооценка, идеология данной группы, обычаи, традиции, нормы поведения, способы проведения досуга, использование характерных слов и выражений языка, манера одеваться, предпочтения в музыке, литературе живописи, театральном искусстве и т.п. Из всего этого складываются социальные субкультуры (от латинского «sub» - «под»), т.е. обусловленные социальными различиями частные формы культуры (или «подкультуры»). Иногда субкультуры порождаются не только общественными, сколько возрастными (молодёжная субкультура) или какими-то иными отличиями (субкультуры сексуальных меньшинств и т.п.).

Социология культуры изучает элитарные субкультуры - культуру «верхов» общества, субкультуры «среднего класса», субкультуры социальных «низов». Следует отметить, что эти субкультуры могут подвергаться и дальнейшему разделению. В рамках элиты общества можно выделить подгруппы элит: бюрократическую, политическую, экономическую, военную, научную , техническую, художественную, артистическую элиты и т.д.

Особый интерес для социологии представляют так называемые маргинальные субкультуры (marginalis от латинского margo - «край, граница, обочина»). Они формируются из людей, занимающих «пограничное», «промежуточное» общественное положение, которые не могут или не хотят найти свое место в существующих социальных структурах. Поэтому их психология и культура построены на резком противопоставлении себя обществу, более или менее агрессивном неприятии общественных ценностей и норм. Традиционно к маргиналам относят преступников, наркоманов, революционеров, анархистов, в настоящий момент к ним можно причислить антиглобалистов, членов радикальных экологических организаций, «бритоголовых» (скинхедов), представителей отдельных направлений панк-культуры и т.п. Весьма любопытным с социологической и культурологической точек зрения является процесс превращения маргинальной субкультуры в субкультуру вполне респектабельных, а иногда и элитарных слоёв общества. Так произошло со многими течениями авангардистского искусства XX века, которые возникали как революционные, бунтарские, антибуржуазные течения, но постепенно превращались в часть официальной культуры. То же можно сказать и о рок-культуре. Одним из важнейших факторов этого процесса является превращение маргинальной субкультуры в доходный бизнес, её коммерческая «раскрутка».

Не вдаваясь в подробности, можно отметить, что культурологические аспекты имеются у всех направлений современной социологии. К ним можно отнести изучение социальной динамики, то есть всевозможных общественных и общественно-культурных изменений; исследование социальной мобильности - изменений индивидом или общественной группой своей социальной позиции в обществе; работы по социальной психологии, которая формируется при непосредственном участии той или иной культуры. Также к направлениям социологии относятся исследование проблем социальных статусов и социальной стратификации (общественного расслоения); описание социальной среды, социального поведения, социального опыта, социальных характеров. Социологи изучают взаимосвязи между культурой и другими уровнями и формами общественной организации экономикой, политикой, наукой, образованием и другими, как в общем плане, так и в частных случаях.

Особо следует выделить исследования процесса социализации - вхождения, включения человека в общественную и культурную систему. Как известно, человек не обладает от рождения способностью жить в этой системе, он должен усвоить её нормы, правила функционирования, традиции, идеи, получая воспитание и образование. Проблемы социализации (которая обозначается также терминами «культурализация», «инкультурация») тесно связаны с проблемами воспроизведения и передачи (трансляции) опыта общественной и культурной жизни от одного поколения людей к другому.

Все основные направления научной работы в области социологии культуры объединяются в понятии «социокультурная система». Оно позволяет свести воедино знания об отдельных общественных и культурных явлениях, построить модель жизни общества, неотъемлемой частью которой являются культурные нормы, культурные образцы (паттерны, парадигмы), культурные ориентации, культурные организации. Оперируя понятием «социокультурная система» можно выделять различные типы этих систем в прошедшей и современной истории человечества.

Среди тех, кто оказал наибольшее влияние на развитие социологи» культуры, можно назвать такие имена как К. Маркс, М. Вебер. Э. Дюркгейм, К. Клакхон, Б. Малиновский, П. Сорокин, Т. Парсонс, М. Мид, А. Радклифф-Браун, Р. Мертон, К. Манхейм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас и другие.

В настоящее время социология культуры является одной из наиболее важных и плодотворных сфер культурологических знаний. Социология культуры, заимствуя многие теоретические и фактологические достижения философии культуры, истории культуры, культурной антропологии и других культурологических наук, обогащает их собственными достижениями. Она способствует приближению культурологии к идеалу строгой науки, характерному для социологических исследований.

Делись добром ;)