logo
"Социальные пакеты" негосударственных крупных предприятий как форма социальной ответственности (опыт социологического анализа)

Введение

Актуальность темы исследования.

Современная ситуация в мире, отягощённая множеством острых социальных проблем, обусловила возникновение в конце XX века такого понятия как «корпоративная социальная ответственность бизнеса » или «социальная ответственность бизнеса».

Социальная ответственность бизнеса подразумевает определённый уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований.

На сегодняшний день государство переложило обязанности по социальному обеспечению работников на частный сектор. При обсуждении вопросов социальной ответственности бизнеса упор, как правило, делается на ответственность корпораций. Корпорация - это крупная компания, которая помимо центрального звена, или управляющей компании, имеет ряд дочерних компаний, при известной (иногда очень широкой) автономии. В крупных корпорациях аккумулируется значительная часть трудовых ресурсов страны - по разным оценкам, около 1/5. Так, например, исследования Департамента региональной экономики Минэкономразвития России свидетельствуют о том, что регионы России с ведущей ролью крупного бизнеса по численности населения представлены более значительно (40% регионов и 52% живущего в них населения). Поэтому создания цивилизованных и справедливых социально-трудовых отношений является одним из важнейших задач, относящихся к социальной ответственности российских корпораций.

Ослабление роли государства в предоставлении социальных льгот и гарантий, направленных на достойное поддержание жизнедеятельности граждан, привело к тому, что сегодня россияне, устраивающиеся на работу, уделяют особое внимание не только предлагаемой заработной плате, но и дополнительным льготам, входящим в «социальный пакет». Так, например, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2004 году на наличие «дополнительного социального пакета» обращали внимание 14% работающих россиян, в 2007 году - 21%, а в 2011 году уже для более половины (59%) россиян. Хорошо «наполненный» «социальный пакет» становится важным мотивирующим фактором при выборе работы. Зарплата, соцпакет или престиж: что важнее при выборе работы? [Электронный ресурс]. - ВЦИОМ. - Пресс-выпуск №1749. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111608

Соответственно вопросы, связанные с выявлением специфики «социального пакета» как формы корпоративной социальной ответственности в российских корпорациях, является крайне актуальной темой.

Степень научной разработанности проблемы.

Корпоративная социальная ответственность стала предметом многих научных работ. Во второй половине XX века одним из первых, в научной среде, о сущности социальной ответственности бизнеса заявил Г. Боуен, под которой он подразумевал ту политику, и те действия компаний, которые отвечали бы целям и ценностям общества.

В настоящее время в мировой научной и деловой литературе, посвящённой проблемам социальной ответственности бизнеса, используется множество концепций, ассоциируемых с корпоративной социальной ответственностью, из которых наибольшую известность получили: теория корпоративного альтруизма; теория корпоративного эгоизма (М. Фридман, Д. Хендерсон); теория социально-ответственного поведения бизнеса (Джозеф Галаскевич) и другие.

В последние годы в России активизировались научные исследования социальной деятельности бизнеса. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности изучал Ю.Е. Благов, особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России рассматривали в своих трудах Н.Е. Скляр, И.О. Зверкович, В.И. Иванова и другие.

Определённый вклад в изучение эволюции отношений корпораций, общества и государства внесли С.П. Перегудов, Н.А. Волгин, В.К. Егорова, Е.Ш. Гонтмахер. Вопросы, связанные со спецификой развития корпоративной социальной ответственности в России лежали в научном поле зрения С.А. Стрижова, Р.Н. Абрамова, И.Ю. Беляевой, О. Алексеевой, Т.М..Малевой.

Посвящено немало трудов изучению видов и масштабов социальных инвестиций российского бизнеса в социальную сферу (В.Н. Якимец), а также роли крупного бизнеса в регионах России (Н.В. Зубаревич) и значению внедрения социальных программ в деятельности предприятий (Л.А. Хахулина).

Определённый интерес представляют работы, посвящённые роли, функциям и задачам «социального пакета» на предприятиях различной ведомственной принадлежности (Т. Комарова, А. Сарданян, И. Скитяева, Е. Чернова).

Не смотря на достаточное количество исследовательских работ, посвящённых развитию корпоративной социальной ответственности, её видам, основным направлениям, необходимо отметить, что специальных трудов, посвящённых выявлению специфики «социального пакета» как формы корпоративной социальной ответственности крупных корпорации российского бизнеса, нет.

Объект дипломной работы: крупные корпорации российского бизнеса.

Предмет дипломной работы: специфика «социального пакета» как формы реализации корпоративной социальной ответственности предприятий крупного российского бизнеса.

Цель дипломной работы: выявление специфики «социального пакета» как формы корпоративной социальной ответственности на примере российских компаний топливно-энергетического комплекса.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

1. охарактеризовать «корпоративную социальную ответственность» как социальный феномен;

2. проанализировать виды корпоративной социальной ответственности;

3. охарактеризовать содержание и функции «социального пакета» как одной из форм внутренней корпоративной социальной ответственности;

4. выявить доминирующие направления в структуре «социального пакета» на примере компаний топливно-энергетического комплекса;

5. проанализировать мнения и отношение граждан к «социальному пакету» при выборе компании-работодателя.

Теоретико-методологическая база.

Теоретической основой дипломной работы являются труды современных зарубежных и отечественных исследователей, посвящённые изучению корпоративной социальной ответственности. Основные теоретические представления о сущности корпоративной социальной ответственности, её трансформации представлены в трудах отечественных ученых (В.Н. Якимцева, Литовченко С.Е. и других).

Кроме того, в работе использовались отдельные положения теории корпоративного альтруизма, которая гласит, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей.

Эмпирическая база исследования:

1. Международное исследование «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания», Ассоциация менеджеров, 2002-2003 года; объём выборки: более 1500 респондентов, 60 экспертов и лидеров общественного мнения, представители средств массовой информации (СМИ) из всех регионов России, а также четырёх стран Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Польша, Чехия, Украина). Литовченко С.Е. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания // Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России / Под ред.: С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М.: Ассоциация менеджеров. - 2003. - Режим доступа: http://www.cgp.ru/pdfs/amr_book4.pdf

2. Всероссийский опрос «Куда пойти работать? Россияне выбирают работодателя», ВЦИОМ, 2008 год; выборка: по каждой компании было опрошено 1000 человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Куда пойти работать? Россияне выбирают работодателя [Электронный ресурс]. - ВЦИОМ. - Пресс-выпуск №1069. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=10817

3. Всероссийское исследование «Неэквивалентный обмен: социальная ответственность бизнеса и его признание российским обществом», ВЦИОМ, 2009 год; объём выборки: 1200 человек (владельцы и топ-менеджеры частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли). Неэквивалентный обмен: социальная ответственность бизнеса и его признание российским обществом [Электронный ресурс]. - ВЦИОМ. - Пресс-выпуск №1516. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13587

4. Всероссийский опрос «Зарплата, соцпакет или престиж: что важнее при выборе работы?», ВЦИОМ, 2011 год; объём выборки: 1600 человек (в 138 населённых пунктах в 46 областях, краях и республиках России). Зарплата, соцпакет или престиж: что важнее при выборе работы? [Электронный ресурс]. - ВЦИОМ. - Пресс-выпуск №1749. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111608

5. Авторское исследование «Содержание и структура «социальных пакетов» компаний топливно-энергетического комплекса». Контент-анализ нефинансовых годовых отчётов компаний топливно-энергетического комплекса России за 2007-2010 года: всего проанализировано 18 нефинансовых годовых отчётов (ОАО «Газпром» Отчёт о деятельности в области устойчивого развития, 2008-2009 // ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/f/posts/59/948424/gazprom_sr_2008-2009_rus.pdf, ОАО «Газпром нефть» Отчёт в области устойчивого развития, 2010 // ОАО «Газпром нефть» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gazprom-neft.ru/annual-reports/2010/Gazprom-Neft_Sustainability_Report_2010_Rus.pdf;

Отчёт в области устойчивого развития, 2010 // ОАО «Газпром нефть» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gazprom-neft.ru/annual-reports/2010/Gazprom-Neft_Sustainability_Report_2010_Rus.pdf, ОАО «Лукойл» Отчёт о деятельности в области устойчивого развития, 2007-2008 // ОАО «Лукойл» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/materials/doc/reports/Social/lukoil_rus_07-08.pdf;

Отчёт о деятельности в области устойчивого развития, 2009-2010 // ОАО «Лукойл» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/materials/doc/social/2011/Sots_Luk_rus_2010.pdf, ОАО «НК «Роснефть» Отчёт в области устойчивого развития, 2007 // ОАО «Роснефть» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rosneft.ru/attach/0/02/68/RN_Social_Report_2007_RUS_web.pdf;

Отчёт в области устойчивого развития, 2008 // ОАО «Роснефть» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rosneft.ru/attach/0/02/68/RN_Social_Report_2008_LR.pdf;

Отчёт в области устойчивого развития, 2009 // ОАО «Роснефть» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rosneft.ru/attach/0/02/68/RN_SocialReport_2009.pdf;

Отчёт в области устойчивого развития, 2010 // ОАО «Роснефть» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rosneft.ru/attach/0/02/68/RN_SR_2010_WEB.pdf, ОАО «Сургутнефтегаз» Годовой отчёт, 2007 // ОАО «Сургутнефтегаз» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.surgutneftegas.ru/uploaded/SNG_2007(1).pdf;

Годовой отчёт, 2008 // ОАО «Сургутнефтегаз» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.surgutneftegas.ru/uploaded/SNG_2008(1).pdf;

Годовой отчёт, 2009 // ОАО «Сургутнефтегаз» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.surgutneftegas.ru/uploaded/SNG_2009%20rus.pdf;

Годовой отчёт, 2010 // ОАО «Сургутнефтегаз» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.surgutneftegas.ru/uploaded/GodOtchRus2010(1).pdf, ОАО «ТНК-ВР» Отчёт об устойчивом развитии, 2008 // ОАО «ТНК-ВР» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://sustainability-report-2008.tnk-bp.ru/upload/Sustainability-report-TNK-BP-2008-RUS.pdf, ОАО «РусГидро» Отчёт о социальной ответственности и корпоративной устойчивости, 2007 // ОАО «РусГидро» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rushydro.ru/file/main/global/company/socialotvetstvenost/Otchet_po_KSO_za_2007_god.pdf, ОАО «ФСК ЕЭС» Отчёт о социальной ответственности и корпоративной устойчивости, 2007 // ОАО «ФСК ЕЭС» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.csrjournal.com/liveexperience/socreports/3409-socialnyy-otchet-oao-fsk-ees-2007.html/ http://www.fsk-ees.ru/media/File/about/KSO/Otchet_KSO_2007.pdf;

Отчёт о социальной ответственности и корпоративной устойчивости, 2008 // ОАО «ФСК ЕЭС» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.csrjournal.com/liveexperience/socreports/3410-socialnyy-otchet-oao-fsk-ees-2008.html;

Отчёт о социальной ответственности и корпоративной устойчивости, 2010 // ОАО «ФСК ЕЭС» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.csrjournal.com/liveexperience/socreports/otrasli/jelektrojenergetika/3509-otchet-o-socialnoy-otvetstvennosti-i-korporativnoy-ustoychivosti-oao-fsk-ees-za-2010-god.html; печатные варианты: ОАО «Мечел», ОАО «Белон», ОАО «ИТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ЗАО УК «Русский уголь», ОАО «Распадская», ОАО «СУЭК», Холдинг «Сибуглемет», ОАО «НГК «Славнефть» и НК «Сургутнефтегаз»).

Основные понятия, использованные в дипломной работе

Социальный пакет - это набор, комплекс социальных гарантий и компенсаций, которые предоставляются работникам за счёт работодателя помимо заработной платы и социальных гарантий, предусмотренных законодательством.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) - это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития. Благов Ю.Е. Доклад о социальных инвестициях в России - 2008. Интеграция КСО в корпоративную стратегию [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Под общ. ред. Ю.Е. Благова, С.Е. Литовченко, Е.А. Ивановой. - М.: Ассоциация Менеджеров. - 2008. - Режим доступа: http://amr.ru/storage/research/Report_10.pdf

Корпоративные социальные инвестиции - это материальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ. Информационный портал «PeopleInvestor. Компании, инвестирующие в людей» // Глоссарий [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.peopleinvestor.ru/golosary.htm

Корпоративные социальные программы - это добровольно осуществляемая компанией деятельность в экономической, социальной и экологической сферах, направленная на удовлетворение соответствующих ожиданий «внутренних» и «внешних» заинтересованных сторон. Благов Ю.Е. Доклад о социальных инвестициях в России - 2008. Интеграция КСО в корпоративную стратегию [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Под общ. ред. Ю.Е. Благова, С.Е. Литовченко, Е.А. Ивановой. - М.: Ассоциация Менеджеров. - 2008. - Режим доступа: http://amr.ru/storage/research/Report_10.pdf