logo
Миграционные вызовы в социальном пространстве юга России: оптимизация политико-управленческих решений

1.1 Миграция как глобальная проблема современности

Одной из наиболее острых проблем современного мира является проблема миграции. Массовые миграции населения на протяжении всей истории человечества неоднократно меняли облик государств и целых регионов, способствовали разрушению одних и становлению других цивилизаций. В современном мире немало государств, своим возникновением обязанных миграционным процессам.

Североамериканское общество фактически полностью было создано мигрантами, прибывавшими в США и Канаду в поисках лучшей жизни со всех концов света.

Необходимо отметить, что в научной литературе используются достаточно расплывчатые и многоплановые по своему содержанию трактовки понятия «миграция». Во многих случаях под миграцией понимается любое движение населения, вне зависимости от того, носит ли оно территориальный или социальный характер. Согласно одной точке зрения, территориальное движение населения не исчерпывает всей полноты понятия «миграция» и профессиональные или социальные его перемещения также являются миграцией.

Л.Л. Рыбаковский пишет, что «под миграцией населения следует понимать территориальное перемещение, а под мобильностью (подвижностью) - способность к миграции, т.е. потенциальную миграционную активность» Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории) (монография). -- М.: ИСПИ РАН, 2003. . Применительно к настоящему исследованию нами рассматривается территориальная миграция, т.е. перемещение населения в пространстве, детерминированное причинами любого характера, будь то экономические, социальные, политические, религиозные, экологические факторы.

Проблема миграции стала особенно актуальной в XX - XXI вв. Безусловно, и в более ранние периоды человеческой истории осуществлялись массовые миграции населения, в частности, мигрантами в большинстве своем были заселены Северная и Южная Америка, Австралия, Новая Зеландия. Однако, начиная со второй половины XX в., в контексте глобализационных процессов миграция приобрела новое содержание, которым и обосновывается ее специфика и роль в современном мире.

Суть глобализации заключается в выходе международных отношений на транснациональный уровень, укреплении всемирных взаимосвязей в политической, экономической и других системах. Как пишет В.Г. Федотова, «глобализация означает победу капитала и информационной свободы над национальными интересами, в особенности не западных стран, создание транснациональных систем. Вестфальская система национальных государств, составлявшая основу мирового порядка в течение 350 лет, дала трещину».

Глобализация привела к формированию нового мирового порядка, существенно отличающегося от предыдущих форм организации мировой политической и экономической системы. А. Негри и М. Хардт назвали формируемое в процессе глобализации общество «империей» Хардт М., Негри А. Империя. М., 2004.. Империя разрушает само понятие «национального государства», в том числе и посредством смешения многонационального населения, мозаичность которого имеет тенденцию к стремительному увеличению за счет постоянно прибывающих в центры империи мигрантов с периферии.

Эта глобальная империя может быть рассмотрена как система, включающая три компонента. «Глобальное ядро» - развитые государства Европы, Северной Америки, Австралия и Новая Зеландия, Япония, ряд других государств. Именно в них аккумулируются потоки финансового капитала, они же выступают и в качестве центра притяжения трудовых ресурсов из других стран, входящих в «зону подключения» - практически все остальные страны мира. Наконец, существует и «зона неподключения» - страны-изгои, которые демонизируются и рассматриваются в качестве врагов мирового сообщества (Иран, КНДР, Куба и т.д.). Разрушение социальной стабильности в странах-изгоях в результате прямой агрессии или инспирированных внутренних конфликтов, как то имело место в Ираке, Ливии, Тунисе, Египте, влечет за собой рост миграционных потоков в развитые государства: спасаясь от политического хаоса и ужасов войны, десятки тысяч беженцев из этих государств прибывают в Европу.

В этом контексте все более очевидной становится необходимость совместного контроля и регулирования миграции с использованием международного и национального правового инструментария целого ряда сфер внутригосударственной жизни, и миграционных процессов в том числе, а также необходимость создания глобальных финансовых рынков, упрочения позиций транснациональных корпораций, роста влияния и расширения круга полномочий влиятельных международных организаций (например, ЕС и ВТО), увеличения спектра международных проблем, одной из которых является пресечение нелегальной миграции. Активизация процесса глобализации привела к более четкому проявлению тенденции, отображающей объективный характер интеграции и слияния мирового сообщества. Перераспределение ряда институциональных задач между центром и регионами, или так называемая регионализация, тоже связана с глобализацией - прежде всего, за счет тенденции общего развития человечества. Наиболее четко она проявляется в экономической отрасли. Как отмечает Пэнг Уэн Дзе, «экономическая глобализация облегчает экономическую интеграцию, способствует открытости экономик, поощряет институциональные реформы и, следовательно, приводит в движение рабочую силу в разных странах мира» Пэнг Уэн Дзе. Экономическая глобализация и процессы трудовой миграции. // Журнал международного права и международных отношений. № 2, 2010. С. 22.

Именно экономические проблемы современного мира, связанные, с одной стороны, с ростом потребности развитых государств в рабочей силе на фоне общего демографического спада, а с другой стороны, с неблагополучными условиями существования большей части человечества в странах Азии, Африки, Латинской Америки, явились причиной колоссального роста миграции в последние десятилетия XX и в XXI вв. Гигантская социальная поляризация между развитыми государствами и «мировой периферией» привела к тому, что выходцы из стран, которые могут быть отнесены к последней, часто воспринимают миграцию как единственный шанс возможного изменения своего экономического положения, в поисках заработка оказываясь готовыми к выполнению любой работы в чуждом культурном и этническом окружении, без легального вида на жительство, рискуя создать проблемы с правоохранительными органами и даже просто погибнуть во время нелегальной переправы через многочисленные границы.

В Европе трудовая миграция в условиях демографического кризиса и на фоне напряженности, возникшей на рынке труда, способствует ослаблению кадрового дефицита. Однако приток мигрантов не отменяет интеллектуальной «утечки», не способствует подъему трудового потенциала национальной экономики, а в случае с Россией, к тому же, не нивелирует проблемы человеческого капитала для экономической модернизации. Даже поверхностные исследования влияния массовой миграции на основные экономические интересы государства обращают внимание на рискогенный потенциал миграции в экономической сфере, включающий снижение динамики экономического развития, снижение качества трудовых ресурсов, увеличение в процентном соотношении количества неквалифицированной рабочей силы, частичную криминализацию труда в связи с использованием нелегальных мигрантов, коррумпирование правоохранительных и административных структур.

В частности, И.Н, Куклина отмечает, что «прогрессирующая нелегальная миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной транспортировкой людей и работорговлей. Уже сейчас, по самым скромным оценкам, численность нелегальных мигрантов в развитых странах превышает 10 млн. человек. Одновременно растут и масштабы нарушений прав мигрантов» Куклина И.Н. Международный диалог по проблемам миграции: тенденции и перспективы. М. 2009.. Нелегальная миграция тем самым способствует распространению преступности, накаляет социальную обстановку в принимающих странах, усложняет процесс контроля административных и правоохранительных органов за прибывающими в страну мигрантами.

В настоящий момент важно определить четкую взаимосвязь понятий миграции, миграционной политики и миграционного регулирования с экономической безопасностью страны, при этом необходимо оценить все стороны миграции через своеобразный фильтр определенных национальных интересов, возможных опасностей, угрожающих экономике и обществу, через призму объективно возникающих социально-экономических последствий. Проблемы миграции не следует рассматривать, руководствуясь лишь соображениями экономической выгоды, поскольку миграция влечет за собой целый ряд иных не менее важных последствий. Но закрытие национальных границ во избежание массового притока иностранных переселенцев представляется малореальным. Однако нужно в обязательном порядке решать вопросы формирования и эффективного функционирования государственных институтов миграционного регулирования, при этом необходимо учитывать, что остановить либо жестко ограничить миграционные потоки, используя только административно-правовые методы (в том числе, запретительного характера), практически невозможно. Необходим более тонкий подход к вопросам нелегальной и легальной миграции, который позволяет, получая выгоду от миграции, минимизировать возникающие в связи с ней риски политического, экономического, культурного характера.

Массовые миграции населения, в первую очередь, в целях трудоустройства, из менее развитых стран мира в более развитые происходят в настоящее время во всех регионах Земли. Так, в Российскую Федерацию прибывают выходцы из сельских районов республик Центральной Азии, в страны Европы - аналогичные мигранты из Африки, Юго-Восточной Азии. Колоссальная культурная дистанция, существующая между основной частью мигрантов и коренным населением принимающих стран, может выступать в качестве конфликтогенного фактора, препятствующего нормальной интеграции мигрантов в принимающее общество. В конечном итоге она становится источником многочисленных проблем, начиная от банального бытового непонимания мигрантов и коренных жителей, и заканчивая совершением мигрантами действий, противоправность которых они не осознают в силу специфики своего менталитета.

Для России актуальность проблем, возникновение которых во многом связано с миграционными процессами, зачастую обусловлено геополитическим и геостратегическим положением нашей страны в мире. Являясь по своему географическому статусу трансевразийским мостом, соединяющим Север и Юг, Запад и Восток, Россия оказалась в центре различных миграционных потоков. Опыт показывает, что такая ситуация оказывает противоречивое влияние на экономику и политику государства, на демографический фактор, на функционирование и дальнейшее развитие отраслевых рынков, на социокультурный облик страны в целом и отдельных ее регионов в частности.

Мы можем выделить следующие проблемы, являющиеся следствием роста миграционных процессов:

1.Повышение конкуренции трудовых ресурсов за счет привлечения более дешевой рабочей силы из числа мигрантов. Первоначально основная масса мигрантов трудится в сфере неквалифицированного и низкоквалифицированного труда, однако впоследствии начинается процесс инфильтрации мигрантов в другие сферы деятельности. Соответственно, начинается конкуренция с коренным населением за рабочие места.

Проникновение мигрантов в более престижные сферы деятельности, нежели низкоквалифицированный труд в сфере строительства или жилищно-коммунального хозяйства, часто рассматривается коренным населением как покушение на его экономические интересы, поскольку более дешевая рабочая сила мигрантов оказывается выгоднее для работодателя. Таким образом, конкуренция в трудовой сфере становится одной из причин социальной напряженности в обществе, конфликтов между мигрантами и коренным населением.

Однако существует и обратная тенденция - в Европе большинство государств предпочитают не предоставлять мигрантам рабочие места в тех сферах, которые привлекают местное население. И.О. Абрамова, рассматривая африканскую миграцию в Европу, отмечает, что «чаще всего уделом мигрантов в развитых странах остается неквалифицированная либо мало квалифицированная работа. Принимающие страны не стремятся, да и не заинтересованы в том, чтобы повышать уровень их квалификации».

Данная политика, направленная на защиту интересов местного населения в трудовой сфере, в то же время создает препятствия на пути к ассимиляции мигрантов, поскольку образованные и квалифицированные мигранты в большей степени склонны ассимилироваться, принимать образ жизни страны иммиграции, вступать в смешанные браки. Соответственно, они в меньшей степени подвержены криминализации, нежели сегмент мигрантов, неквалифицированным и низкоквалифицированным трудом.

2. Изменение этнического и конфессионального состава населения принимающей мигрантов страны или ее отдельных регионов. Для многих государств мира, включая и Российскую Федерацию, данная проблема является действительно крайне существенной. Демографический спад, с которым столкнулись практически все страны Европы, способствует тому, что прибытие значительного количества мигрантов, семьи которых отличаются высокой рождаемостью, чревато постепенным замещением коренного населения мигрантами.

В частности, во многих европейских странах за последние десятилетия XX в. резко возрос процент выходцев из стран Азии и Африки и их потомков, многие из которых не интегрируются в принимающее общество, предпочитая и на новом месте жительства следовать своим традициям. Аналогичная ситуация наблюдается и в Российской Федерации: так, только одних мигрантов из Таджикистана насчитывается по официальным данным до миллиона человек (данные миграционной службы Таджикистана). В сельской местности на Юге России мигранты в некоторых населенных пунктах уже составляют большинство населения (курды, турки-месхетинцы, йезиды в некоторых станицах и хуторах Ростовской области, Краснодарского края).

3. Социокультурная несовместимость мигрантов и коренного населения. Значительная часть мигрантов представляет этнические группы, совершенно чуждые принимающим странам в цивилизационном, культурном, конфессиональном отношении. Стремясь к сохранению своей этнической и конфессиональной идентичности и на новом месте проживания, мигранты стараются следовать обычаям и традициям своих этнических групп, что часто идет вразрез не только с общепринятыми у коренного населения представлениями и образом жизни, но и с законодательством принимающих стран.

Нежелание ассимилироваться является сегодня осознанной стратегией значительной части мигрантских сообществ в большинстве стран мира. Это отмечает, в частности, В.Л. Иноземцев, который подчеркивает, что «миграция с периферии к центру, столь хорошо известная прошлым историческим эпохам, обусловливается теперь осознанным индивидуальным выбором каждого переселенца. Жизнь в условиях чуждой среды он воспринимает как выживание; в этих условиях обе стороны - и мигранты, и коренное население - неизбежно стремятся скорее сохранять собственные традиции, чем усваивать чужие» Иноземцев В.Л. Иммиграция в современном мире: новая проблема нового

столетия II Социологические исследования, № 4, 2003. С. 72.. В результате, как подчеркивает исследователь, современное западное общество сегментируется, происходит его социокультурный раскол, что фактически нивелирует результаты многовекового строительства национальных государств в Европе и ставит перед последними вполне реальные перспективы постепенного исчезновения первоначальной составляющей и превращения в некие безликие «мультикультурные» государства.

4. Криминализация мигрантской среды. В силу отчужденности от местного населения, социальной неустроенности, экономических проблем, во многих случаях - отсутствия легального статуса, многие мигранты вовлекаются в криминальную деятельность как в индивидуальном порядке, так и в составе организованных преступных групп, формирующихся в диаспорах мигрантов. Если основной частью . мигрантов совершаются преступления корыстного (кражи, грабежи, разбои), то организованные преступные группы, действующие в мигрантской среде, сосредотачиваются на торговле наркотиками, оружием, организации проституции, похищении людей. Значительная часть преступлений совершается мигрантами против мигрантов и остается практически скрытой от правоохранительных органов.

Между тем, криминализация мигрантов представляет собой особую опасность в виду следующих факторов: 1) мигрантские диаспоры в силу сплоченности и противопоставления себя коренному населению не склонны выдавать преступников из своей среды и склонны к их защите любыми средствами; 2) мигранты обладают возможностью в случае совершения преступления оперативно репатриироваться на родину; 3) криминализация мигрантской среды порождает коррупцию в правоохранительных органах, способствует инфильтрации представителей мигрантских диаспор в правоохранительные органы; 4) совершение мигрантами преступлений и правонарушений выступает в качестве важнейшей детерминанты распространения среди коренного населения ксенофобских и националистских настроений. Мигранты начинают рассматриваться как угроза жизни, здоровью и имуществу коренного населения, что может спровоцировать представителей последнего на экстремистские действия в отношении мигрантов (рассматриваемые как «превентивные меры» против потенциальных преступников).

Как отмечает И.В. Анжиров, «противоправному поведению мигрантов способствует не только их неблагоприятное социальное положение, но и особенности национального характера, отличные от менталитета принимающей стороны, а также упорное нежелание мигрантов интегрироваться в новое для них общество. При этом диаспоры всячески покрывают преступное поведение своих членов, в целом нейтрально или даже благоприятно относясь к их деятельности» Анжиров И.В. Влияние этнических факторов на рост преступности в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Автореферат дис. канд.философских наук. Краснодар, 2010. С. 11..

Ряд западноевропейских исследователей, в то же время, видит в росте преступности среди мигрантов следствие недостаточно проработанной политики государства по обеспечению равных стартовых возможностей и достойных условий жизни мигрантам, что приводит к отчуждению последних от культурной и социальной жизни принимающего общества и детерминирует распространение среди мигрантов, особенно их молодой части, преступности и правонарушений, а также экстремистских и националистических настроений Арбутина 3. Молодежная преступность имеет не этническую, а социальную подоплеку // ltttp:/Avww,dw.de/dw/article/0..3089460.00.html 19.06.14.

Перечисленные проблемы, создаваемые миграцией, сегодня являются общими для большинства стран, представляющих собой центры миграционного притяжения. В их числе находится и Россия, для которой порождаемые массовой миграцией проблемы имеют особую актуальность в силу многонационального и многоконфессионального состава населения страны; огромной территории, могущей притягивать все большее количество мигрантов; социально-экономических и политических пертурбаций в последние два десятилетия существования суверенной российской государственности. Рыхлость бюрократического аппарата, коррумпированность властных структур, засилье криминалитета и превалирование неформальных правил над законом способствуют тому, что решение проблем миграции становится в Российской Федерации очень сложной задачей.

В последние годы в современной России обозначились важнейшие и при этом не безопасные особенности миграционного процесса, среди которых мы можем выделить следующие:

Активная ассимиляция приезжих в приграничных регионах, имеющих колоссальные запасы лесных и биологических ресурсов, формирование на российской территории сплоченных и организованных этнических «землячеств», чьи социальные и экономические плацдармы базируются в крупных городах страны. Землячество принято считать достаточно безобидной формой присутствия иностранцев в нашей стране, однако на деле именно эта форма существования переселенцев на территории Российской Федерации оказывается небезопасной для поддержания этнического баланса в стране. Дело в том, что задачей данного вида этнического образования является не только сохранение своей национальной идентичности, но и захватническое освоение новых позиций в обществе принимающей страны. С последствиями последней составляющей в деятельности национальных диаспор и землячеств сталкивается в настоящее время коренное население едва ли не большинства регионов страны. Что, в свою очередь, становится причиной дестабилизации политической обстановки в данных регионах, обострения криминогенной ситуации, роста националистических и ксенофобских настроений в обществе в целом.

2. Постоянно уменьшающаяся численность коренного населения Российской Федерации. Именно этот фактор становится главным стимулом для привлечения в экономику нашей страны трудовых мигрантов. Благодаря этому тенденция к старению населения будет постоянно увеличивать нагрузку на пенсионную систему РФ, что уже давно очевидно из аналогичного опыта практически всех стран Европейского сообщества.

3. Увеличение как внутренней, так и внешней миграционной активности коренного населения России. Это оказывает ощутимое влияние на создание диспропорции населения в разных регионах и к тому же существенно увеличивает степень «миграционного давления» на экономически привлекательные местности, прежде всего на Москву и Московскую область. Такой дисбаланс способен сделать многие стратегически важные для российского государства регионы уязвимыми для массового напора иностранных переселенцев.

Следствием этих процессов, во-первых, становится увеличение числа преступлений и правонарушений, совершенных иностранными гражданами, причем значительная часть приходится на незаконных иммигрантов, не сумевших адекватно адаптироваться в новой среде; а во-вторых, появление в стране нелегального «миграционного бизнеса», контролируемого организованными преступными сообществами и построенного на основе чиновничьего бюрократического лоб( одной стороны, это существенно усложняет формирование у потенциальных мигрантов объективных миграционных намерений, а с другой, препятствует их ассимиляции в местах расселения, в особенности там, где создаются компактные анклавы проживания мигрантов.

Поэтому мы можем предположить, что либеральные методы в сфере миграционной политики не способны результативно решить проблему предотвращения нелегальной миграции и минимизировать возможные риски от роста миграционных потоков на территорию страны. Во-первых, далеко не все переселенцы будут готовы легализоваться по ряду причин (например, нежелание платить налоги), во-вторых - появляется угроза существенного увеличения миграционного прессинга со стороны иностранцев на стратегически важные для Российской Федерации регионы и территории. Это чревато возникновением взрывоопасных социальных конфликтов.

Как отмечает И.Н. Куклина, «неоднородность, специфическая многослойность потока мигрантов требует разработки диверсифицированных и одновременно опирающихся на общие принципы подходов к управлению современными миграционными процессами и взвешенной оценки их возможных последствий Куклина И.Н. Указ. Соч.». Данная задача становится одной из первоочередных в контексте общего упорядочения государственной миграционной политики, и только решая эту задачу, можно продвинуться в направлении преодоления тех отдельных регионов страны, связанный с компактным расселением мигрантов определенных этнических групп; культурная несовместимость мигрантов и коренного населения; криминализация мигрантской среды, рост преступности и правонарушений, совершаемых мигрантами; рост коррупции в органах власти и правоохранительной системе. Данные факторы могут способствовать политической и социальной дестабилизации государства, что актуализирует вопрос о необходимости выработки эффективной миграционной политики, в том числе и в направлении интеграции мигрантов в общество принимающей стороны.

миграция адаптация политический управленческий