logo
Миграция и проблемы национальной безопасности страны

2.1 Понятие национальной безопасности

В современных условиях одной из центральных задач государства является обеспечение его национальной безопасности. Эта проблема становится центральной в XXI в.

В годы советской власти под национальной безопасностью понималась защищенность общества от военной угрозы, охрана государственных границ и секретов, борьба с "подрывной" деятельностью отдельных групп населения, социальными беспорядками и инакомыслящими. Помимо этого, безопасность включала защиту от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, происходящих в природе и в области техники (техногенные аварии и катастрофы). Тем более, что антропогенное воздействие на окружающую среду стало по масштабу соизмеримо с природными процессами: только за первую половину 2002 г, число техногенных катастроф в России по сравнению с таким же периодом 2001 г. возросло на 28%, а природных -- на 30%. Это общемировая тенденция, и причин этого несколько. Прежде всего, изменения климата, которые привели к таким стихийным бедствиям, как наводнения в России и Европе, сход ледника на Северном Кавказе, лесные пожары в США, Австралии, России.

Стратегии национальной безопасности разрабатывают многие страны. Например, в США главной задачей и конституционной обязанностью президента является защита национальной безопасности. При этом среди ее основных объектов -- народ, территория и образ жизни, а в качестве внешней ценности, требующей защиты, назван американский народ.

В 1999 г. разработана "Стратегия национальной безопасности США для нового столетия". В ней выдвигаются три главные цели: укрепление безопасности, понимаемой как боеготовность армии; содействие экономическому процветанию Америки; содействие и поддержка демократии в других странах.

В Концепции национальной безопасности России под безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства; национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и др.) [3, C. 12].

По мнению большинства исследователей, безопасность страны не может оцениваться вне связи с безопасностью других государств. В мире нет полностью самодостаточных государств. Одни из них имеют природные богатства, другие -- инновационные технологии.

Национальная безопасность каждого государства включает, с одной стороны, имеющийся потенциал, и с другой -- она может быть «реализована только в результате международного взаимодействия. Политическая, экономическая и военная силы и самодостаточность государств определяется их влиянием друг на друга и авторитетом.