logo
"Социальные пакеты" негосударственных крупных предприятий как форма социальной ответственности (опыт социологического анализа)

1.2 «Социальные пакеты»: содержание и структура

Основные гарантии и льготы для любого работающего гражданина Российской Федерации закреплены в Трудовом Кодексе, Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ однако в этом документе отсутствует разъяснение такого понятия как «социальный пакет». Все льготы, прописанные в трудовом законодательстве - это обязательные льготы, которыми должны обеспечиваться все сотрудники компании. Законодательство поощряет существование различных форм, в которых компании могут закрепить предоставление работнику дополнительных социальных гарантий и выплат. Таким образом, социальный пакет - это набор, комплекс социальных гарантий и компенсаций, которые предоставляются работникам за счёт работодателя помимо заработной платы и социальных гарантий, предусмотренных законодательством.

Понятие «социальный пакет» появилось тогда, когда начали говорить о социальной ответственности бизнеса, однако предпосылки зарождения «социального пакета» наблюдались уже в СССР. В советские времена предприятия, учреждения, организации предоставляли своим сотрудникам бесплатные или по сниженным ценам обеды в столовых, детей отправляли в пионерские лагеря, создавались условия для занятия в спортивных секциях, строили жильё для работников и другое.

По мнению И. Скитяевой и Е. Черновой можно выделить четыре этапа в становлении и развитии «социального пакета» как одной из форм социальной ответственности работодателя: Скитяева И., Чернова Е. Социальный пакет: статья расходов или инструмент управления? // Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]. - Электрон. журн. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2005-12/8.shtml?printversion

Первый этап (до начала 1990-х годов) - этот этап авторы называют этапом «ведомственных» учреждений, когда объём дополнительных социальных гарантий зависел от принадлежности организации к тому или иному ведомству. Данная практика была распространена на большинстве отечественных предприятий и предполагала обеспечение всех сотрудников медицинским обслуживанием, санаторно-курортным лечением, детскими садами и услугами специализированных учреждений, финансировавшихся за счёт предприятия.

Второй этап - этап приватизации предприятий. Переход предприятий в частную собственность в 1990-х годах сопровождался резким снижением затрат организаций на обеспечение социальных льгот и гарантий сотрудникам.

Третий этап - этап «базового социального пакета». В середине 1990-х годов появилась заинтересованность частных предпринимателей в привлечении и удержании сотрудников как основного ресурса. Начали вводиться такие элементы «социального пакета», как компенсация затрат на питание и программы медицинского страхования.

Четвертый этап - современный, начавшийся с 2000-х годов - этап увеличения доли и дифференциации «социального пакета» в условиях конкуренции за персонал. Данный этап характеризуется повышением уровня затрат предприятий на обеспечение социальных льгот и гарантий для персонала и включением «социального пакета» в общую систему вознаграждения.

Как отмечалось выше, «социальный пакет» - это набор социальных гарантий и компенсаций, которые предоставляются работникам. Выделяют несколько видов «социального пакета»: обязательный и дополнительный «социальный пакет», который в свою очередь может подразделяться на «конкурентный» и «компенсационный». Данное разграничение сделано на основании принципа добровольности или обязательности предоставлений социальных гарантий работнику помимо зарплаты, а также по признаку дополнения к зарплате либо возмещения личных расходов.

Проанализируем более подробно, какие меры социального характера включают в свою структуру вышеперечисленные виды «социального пакета» (См. Схему 1).

К «обязательному социальному пакету» относится то, что работодатель обязан предоставлять каждому своему работнику по законам Российской Федерации, то есть «обязательный социальный пакет» основывается на обязательствах работодателя, возложенных на него государством.

На данный момент к основным социальным гарантиям, которые работодатель должен предоставить работнику, относятся:

· Оплата листков временной нетрудоспособности (больничных листов);

· Предоставление очередного оплачиваемого отпуска в размере 28 календарных дней;

· Декретный отпуск;

· Обязательное социальное страхование (отчисления в пенсионный фонд, а также уплата подоходного налога);

· Обязательное медицинское страхование;

· Возмещение расходов, связанных с командировками сотрудников; переездом на работу в другую местность; Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Глава 24, статья №167 - 168. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_32.html#p3003

· Возмещение транспортных расходов сотрудникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер; Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Глава 24, статья №168.1, 169. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_32.html#p3003

· Компенсации работникам, совмещающим работу с обучением; Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Глава 24, статья №172 - 174. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_34.html

· Ряд гарантий предоставляется сотруднику при исполнении им государственных или общественных обязанностей;

· и прочие компенсации и гарантии.

К «дополнительному социальному пакету» относятся дополнительные конкурентные и компенсационные льготы и гарантии «социального пакета», ответственность за обеспечение которых принимает на себя работодатель в рамках своей организации. Дополнительные льготы и гарантии могут распространяться как на весь персонал компании, так и на отдельные его категории и служить средством подчеркивания особых заслуг или статуса сотрудников.

К «конкурентному социальному пакету» относится всё то, что компания-работодатель добавляет к зарплате по собственному желанию помимо того, к чему его обязывает государство: льготное или бесплатное питание, добровольное медицинское страхование, оплата спортивных мероприятий, предоставление корпоративного автомобиля, льготные путёвки и так далее.

Например, к дополнительным социальным гарантиям конкурентного характера можно отнести:

· Добровольное медицинское страхование;

· Добровольное медицинское страхование для родственников и детей сотрудников;

· Бесплатное или льготное питание в течение рабочего дня;

· Льготные путевки, как для сотрудников, так и для членов семьи;

· Представление ссуд и авансов сотрудникам;

· Профессиональное обучение и повышение квалификации;

· Скидка на производимую или реализуемую компанией продукцию и другое.

«Компенсационный социальный пакет» - включает в себя меры, направленные на возврат работнику личных средств, затрачиваемых им в процессе исполнения работы. К дополнительным социальным гарантиям компенсационного характера относятся:

· Оплата расходов на мобильную связь;

· Компенсация расходов при использовании личного автотранспорта;

· Возврат части или 100% затрат на обучение;

· Оплата расходов на проезд и другое.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По мнению И. Скитяевой и Е. Черновой Скитяева И., Чернова Е. Социальный пакет: статья расходов или инструмент управления? // Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]. - Электрон. журн. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2005-12/8.shtml?printversion «социальный пакет» по своей сути является, с одной стороны инструментом повышения привлекательности компании, удержания работников и сохранения контролируемого уровня текучести кадров, повышения мотивации и управления производительностью труда, обеспечения благоприятного социально-психологического климата, формирования в сотрудниках положительного отношения к организационным изменениям и для повышения лояльности к компании; с другой стороны инструментом формирования устойчивого образа социально ответственной организации.

В качестве основных целей «социального пакета» чаще всего выделяют:

· Увеличение конкурентной привлекательности компании на рынке труда.

· Удержание высокопрофессиональных сотрудников.

· Создание благоприятного общественного мнения о компании.

Охарактеризуем основные функции «социального пакета»:

· Функция привлечения персонала. Предложив достойный «социальный пакет» у компании появляется больше шансов получить в свой штат высококвалифицированного сотрудника. То есть «социальный пакет» способствует привлечению в компанию высококвалифицированных специалистов.

· Функция мотивации персонала и обеспечение высокой производительности труда. «Социальный пакет» выполняет данную функцию только в том случае, если он привязан к результативности сотрудника.

· Функция рекреации. Данная функция подразумевает комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление нормального самочувствия и работоспособности человека. И особое значение приобретает на предприятиях, где рабочие подвергаются физическим нагрузкам и/или вредным воздействиям. Эта функция призвана обеспечить сохранность рабочей силы и её удержание, несмотря на сложные условия труда, а также на сокращение издержек, связанных с временной нетрудоспособностью и инвалидностью.

· Функция создания ощущения у работников социальной защищённости. Компания создаёт чувство защищённости у сотрудников не просто ради того, чтобы создать это чувство, но для того, чтобы ценящий такое ощущение сотрудник не уходил из компании.

Наличие «социального пакета» постепенно становится неотъемлемой частью имиджа любой компании, рассчитывающей на долгосрочную перспективу, желающей создать стабильный кадровый состав и быть привлекательной на рынке труда. Кроме того, наличие «социального пакета» является подтверждением существования адекватной внутренней социальной политики компании.

Так как, комплекс социальных гарантий и компенсаций, входящих в «социальный пакет», предоставляется работникам помимо предусмотренных законодательством, то информация об основных направлениях «внутренней корпоративной социальной ответственности», содержании и структуре «социального пакета» содержится, как правило, в социальных или нефинансовых отчётах.

Следующая глава дипломной работы будет посвящена анализу доминирующих направлений в структуре «социального пакета» на примере крупных корпораций топливно-энергетического комплекса.