2.1 Организация социальной работы в территориальном социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних в г. Кириллове
В Кирилловском районе, как и во всей стране, в последнее время стала актуальной проблема безнадзорных детей, возрастание числа семей, которые ведут асоциальный образ жизни. Социально-реабилитационный центр является наиболее перспективным в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяет комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя её как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе на родную семью. Стремясь облегчить участь детей, попавших в тяжелые социальные условия, руководители района и города решили открыть для них социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в 2002 г.
Деятельность центра направлена на:
· профилактику безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
· выявление социально - дезадаптированных детей в районе;
· обеспечение несовершеннолетним временного проживания до того, как будет определено их дальнейшее местопребывание;
· обеспечение квалифицированной социальной, психолого - медико-педагогической помощи на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный компоненты.
Персонал СЦРН состоит из директора, заместителя директора, специалиста по социальной работе, социального педагога, педагога-психолога, дефектолога, инструктора по труду, физкультурного работника, музыкального руководителя, медицинской сестры, воспитателей и социальных работников.
В СРЦН организованы две группы: дневного (10 человек) и ночного (до 10 детей) пребывания несовершеннолетних. Работники центра обеспечивают жизнедеятельность несовершеннолетних, включение их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также процесс самообслуживания.
Дети попадают в центр самым различным способом: приходят сами, их приводят работники милиции, направляют органы управления образованием и т.д., в основном это дети и подростки, утратившие по различным причинам семейные, родственные связи, выброшенные из семей, оставшиеся без попечения родителей. У детей, поступающих в центр, нередко отмечаются бедность интеллектуальной сферы, неразвитость учебных навыков и умений, отсутствие навыков общения, логического мышления и творческого воображения. В силу бесконтрольного поведения со стороны родителей некоторые дети значительно отстают в программе обучения общеобразовательной школы.
Социальная служба социально-реабилитационного центра является гарантом защиты законных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей или лишенных родительской заботы и семейного воспитания: права на жизнь в семье, права на образование, отдых, жилье и т.д. В сотрудничестве с различными организациями она способствует дальнейшему семейному жизнеустройству воспитанников.
Специалист по социальной работе в сотрудничестве с социальным педагогом в центре решает следующие основные задачи:
· Осуществляет индивидуальную программу восстановления социального статуса детей и защиты их прав;
· Ведет работу с семьей до помещения ребенка в центр, во время пребывания в нем, после возвращения в семью;
· Определяет наилучший вариант дальнейшего жизнеустройства для каждого ребенка;
· Представляет интересы детей в различных учреждениях и организациях;
· Оберегает детей от жестокости родителей вплоть до ходатайства о лишении родительских прав.
Отличительная черта их деятельности - широкие контакты с различными органами, учреждениями и организациями, в сферу активности которых входят проблемы детства.
Специалист по социальной работе создает базу данных о семьях группы риска, используя информацию органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, сельских советов, территориального учреждения здравоохранения (детская поликлиника). В настоящее время на учете по Кирилловскому району состоят 300 семей группы риска. Совместно с представителями органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних специалист по социальной работе центра посещают неблагополучные семьи (обследуют жилищно-бытовые условия, налаживают контакты с родителями детей и др.).
Деятельность специалиста по социальной работе в социально- реабилитационном центре заключается также во введении личного дела воспитанника, приема документов для определения в центр ребенка, участие в консилиумах (определяет социальный статус ребенка и семьи, пути решения сложившейся ситуации в семье), консультирование родителей по различным вопросам (об оформлении документации по гражданству, на материальную помощь в центр социального обслуживания, по трудоустройству), собирает документы о приостановлении выплат детских пособий родителям детей, находящихся в центре; участвует в судебных заседаниях по лишению родительских прав. Консультации с родителями ведутся в основном по инициативе специалиста по социальной работе.
Специалист по социальной работе ведет карту семьи, где записываются сведения о составе семьи, ситуация в семье, проведенная работа и др. (прил.1), работает по индивидуальной программе с семьей (прил.2).
Таким образом, изучив организацию социальной работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, мы не обнаружили ряд недостатков:
· деятельность в основном направлена на решение сложившейся проблемы в семье, недостаточно используется профилактическое направление в деятельности;
· не проводится социальная диагностика проблемной семьи, ближайшего окружения, не всегда выявляются причины, истоки появления трудных жизненных ситуаций в семье;
· слабо организовано взаимодействие с общественными структурами в сельских советах;
· не используются другие источники получения информации о неблагополучных семьях.
2.4 Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитацион-ного центра
К сожалению, современное состояние российского общества не только способствует разрешению различных проблем детей и подростков, но, наоборот, обостряет её. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, пьянстве и наркомании. В силу того, что сложившиеся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, растет число несовершеннолетних, поведение которых является девиантным.
Специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних призваны оказывать помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся в социальной помощи детей и подростков, их социальной реабилитации и помощь в жизненном определении.
Социальная реабилитация - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов. Социальный работник при этом выполняет мобилизующую и организационную роль. Он старается актуализировать и использовать все, что может помочь ребенку и его семье, выступая в качестве социального работника, устанавливающего и привлекающего для помощи все имеющиеся ресурсы: сам ребенок, родители, соседи, друзья, социальные институты и их специалисты. Одними из важнейших функций социального работника на этом поприще - посредническая и объединительная, идет ли речь о тех, кто составляет ближайшее окружение, и о самих детях или о представителях социальных служб, а также тех ведомств и организаций, которые по долгу службы могут и обязаны участвовать в решении судеб несовершеннолетних.
Основное содержание работы социального работника с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию - это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в интересах ребенка.
В предлагаемой модели социально-реабилитационной работы с семьей выделено 5 блоков деятельности специалиста, направленных на достижение поставленной цели работы.
Цель - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие в развитии и укреплении семьи, как социального института, активизация семейного потенциала.
1. Блок информационный.
· Предоставление информации населению об услугах, оказываемых территориальным социально - реабилитационном центром;
· Сбор информации о неблагополучных и семьях группы риска, используя информацию из различных источников (соседи, родственники, участковые инспектора, педиатры, школы, дошкольные учреждения и т.д.);
· Составление картотеки учета семей группы риска;
· участие вместе с инспекторами органов опеки и других компетентных организаций в обследовании жилищно-бытовых условий неблагополучных семей, социального окружения ребенка, создание на этой основе социального паспорта семьи;
· координация всех заинтересованных ведомств на местах по оказанию помощи и поддержки детям, а также их семьям, своевременный обмен информацией (в виде официального запроса одной из сторон и ответного письма);
· обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков (в том числе и участие в судебных заседаниях, возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)).
2. Блок диагностический.
· Сбор данных о социальной ситуации в семье (цель: определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для её разрешения; определение времени, истоки и причины зарождения социальной проблемы с использованием методов семейных биографий, беседы, наблюдения);
· Определение проблемы семьи;
· Постановка социального диагноза (ранжируя проблемы, выделяют главную, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний);
· Организация проведения психолого-медико-педагогического обследования.
3. Социальная профилактика
· Системное наблюдение за жизнедеятельностью семьи состоящей на учете;
· Информационное консультирование родителей (по вопросам трудоустройства, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении и т.д.);
· Социальная поддержка семьи, актуализации потенциала самопомощи, организация педагогической, психологической, медицинской, социальной помощи родителям и детям.
4. Социально-реабилитационная работа
· Осуществление необходимой комплексной реабилитации семьи;
· Разъяснение взрослым членам семьи, ведущим аморальный образ жизни, не проявляющим должной заботы о детях и не занимающихся их воспитанием, правовых последствий подобного поведения;
· Разработка рекомендаций родителям по решению проблемы;
· Ведение социального патронажа семей;
· Содействие контактам воспитанников с их семьями;
· Дальнейшее жизнеустройство несовершеннолетнего.
5. Оценка эффективности социальной работы:
· Стабилизация семейной ситуации;
· Готовность родителей к воспитанию своего ребенка;
· Удовлетворительное санитарное состояние жилья;
· Трудоустройство родителей;
· Изменение социального статуса семьи.
- Введение
- Глава.1.Социальная работа с населением
- 1.2 Организационно-правовое регулирование социальной работы
- 1.3 Особенности деятельности территориального социально- реабилитационного центра
- 1.4 Теоретические модели социальной работы
- Глава.2. Модель социальной работы с семьей в условиях территориального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
- 2.1 Организация социальной работы в территориальном социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних в г. Кириллове
- Заключение
- 2.1 Опыт работы "Центра социальной помощи семье и детям" г.Череповца
- 18. Содержание социально-педагогической деятельности в центрах помощи семье и детям.
- §3. Пути повышения эффективности социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в лечебно-реабилитационном научном центре «Русское поле»
- § 1. Деятельность лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» по социально-педагогическому сопровождению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- 1.1 Деятельность детских социально-реабилитационных центров.
- 2.2. Опыт использования технологий социальной работы в социально-реабилитационных центрах России.
- 4.5. Социально-реабилитационные центры