logo
Модель социальной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра

2.1 Организация социальной работы в территориальном социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних в г. Кириллове

В Кирилловском районе, как и во всей стране, в последнее время стала актуальной проблема безнадзорных детей, возрастание числа семей, которые ведут асоциальный образ жизни. Социально-реабилитационный центр является наиболее перспективным в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяет комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя её как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе на родную семью. Стремясь облегчить участь детей, попавших в тяжелые социальные условия, руководители района и города решили открыть для них социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в 2002 г.

Деятельность центра направлена на:

· профилактику безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;

· выявление социально - дезадаптированных детей в районе;

· обеспечение несовершеннолетним временного проживания до того, как будет определено их дальнейшее местопребывание;

· обеспечение квалифицированной социальной, психолого - медико-педагогической помощи на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный компоненты.

Персонал СЦРН состоит из директора, заместителя директора, специалиста по социальной работе, социального педагога, педагога-психолога, дефектолога, инструктора по труду, физкультурного работника, музыкального руководителя, медицинской сестры, воспитателей и социальных работников.

В СРЦН организованы две группы: дневного (10 человек) и ночного (до 10 детей) пребывания несовершеннолетних. Работники центра обеспечивают жизнедеятельность несовершеннолетних, включение их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также процесс самообслуживания.

Дети попадают в центр самым различным способом: приходят сами, их приводят работники милиции, направляют органы управления образованием и т.д., в основном это дети и подростки, утратившие по различным причинам семейные, родственные связи, выброшенные из семей, оставшиеся без попечения родителей. У детей, поступающих в центр, нередко отмечаются бедность интеллектуальной сферы, неразвитость учебных навыков и умений, отсутствие навыков общения, логического мышления и творческого воображения. В силу бесконтрольного поведения со стороны родителей некоторые дети значительно отстают в программе обучения общеобразовательной школы.

Социальная служба социально-реабилитационного центра является гарантом защиты законных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей или лишенных родительской заботы и семейного воспитания: права на жизнь в семье, права на образование, отдых, жилье и т.д. В сотрудничестве с различными организациями она способствует дальнейшему семейному жизнеустройству воспитанников.

Специалист по социальной работе в сотрудничестве с социальным педагогом в центре решает следующие основные задачи:

· Осуществляет индивидуальную программу восстановления социального статуса детей и защиты их прав;

· Ведет работу с семьей до помещения ребенка в центр, во время пребывания в нем, после возвращения в семью;

· Определяет наилучший вариант дальнейшего жизнеустройства для каждого ребенка;

· Представляет интересы детей в различных учреждениях и организациях;

· Оберегает детей от жестокости родителей вплоть до ходатайства о лишении родительских прав.

Отличительная черта их деятельности - широкие контакты с различными органами, учреждениями и организациями, в сферу активности которых входят проблемы детства.

Специалист по социальной работе создает базу данных о семьях группы риска, используя информацию органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, сельских советов, территориального учреждения здравоохранения (детская поликлиника). В настоящее время на учете по Кирилловскому району состоят 300 семей группы риска. Совместно с представителями органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних специалист по социальной работе центра посещают неблагополучные семьи (обследуют жилищно-бытовые условия, налаживают контакты с родителями детей и др.).

Деятельность специалиста по социальной работе в социально- реабилитационном центре заключается также во введении личного дела воспитанника, приема документов для определения в центр ребенка, участие в консилиумах (определяет социальный статус ребенка и семьи, пути решения сложившейся ситуации в семье), консультирование родителей по различным вопросам (об оформлении документации по гражданству, на материальную помощь в центр социального обслуживания, по трудоустройству), собирает документы о приостановлении выплат детских пособий родителям детей, находящихся в центре; участвует в судебных заседаниях по лишению родительских прав. Консультации с родителями ведутся в основном по инициативе специалиста по социальной работе.

Специалист по социальной работе ведет карту семьи, где записываются сведения о составе семьи, ситуация в семье, проведенная работа и др. (прил.1), работает по индивидуальной программе с семьей (прил.2).

Таким образом, изучив организацию социальной работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, мы не обнаружили ряд недостатков:

· деятельность в основном направлена на решение сложившейся проблемы в семье, недостаточно используется профилактическое направление в деятельности;

· не проводится социальная диагностика проблемной семьи, ближайшего окружения, не всегда выявляются причины, истоки появления трудных жизненных ситуаций в семье;

· слабо организовано взаимодействие с общественными структурами в сельских советах;

· не используются другие источники получения информации о неблагополучных семьях.

2.4 Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитацион-ного центра

К сожалению, современное состояние российского общества не только способствует разрешению различных проблем детей и подростков, но, наоборот, обостряет её. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, пьянстве и наркомании. В силу того, что сложившиеся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, растет число несовершеннолетних, поведение которых является девиантным.

Специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних призваны оказывать помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся в социальной помощи детей и подростков, их социальной реабилитации и помощь в жизненном определении.

Социальная реабилитация - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов. Социальный работник при этом выполняет мобилизующую и организационную роль. Он старается актуализировать и использовать все, что может помочь ребенку и его семье, выступая в качестве социального работника, устанавливающего и привлекающего для помощи все имеющиеся ресурсы: сам ребенок, родители, соседи, друзья, социальные институты и их специалисты. Одними из важнейших функций социального работника на этом поприще - посредническая и объединительная, идет ли речь о тех, кто составляет ближайшее окружение, и о самих детях или о представителях социальных служб, а также тех ведомств и организаций, которые по долгу службы могут и обязаны участвовать в решении судеб несовершеннолетних.

Основное содержание работы социального работника с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию - это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в интересах ребенка.

В предлагаемой модели социально-реабилитационной работы с семьей выделено 5 блоков деятельности специалиста, направленных на достижение поставленной цели работы.

Цель - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие в развитии и укреплении семьи, как социального института, активизация семейного потенциала.

1. Блок информационный.

· Предоставление информации населению об услугах, оказываемых территориальным социально - реабилитационном центром;

· Сбор информации о неблагополучных и семьях группы риска, используя информацию из различных источников (соседи, родственники, участковые инспектора, педиатры, школы, дошкольные учреждения и т.д.);

· Составление картотеки учета семей группы риска;

· участие вместе с инспекторами органов опеки и других компетентных организаций в обследовании жилищно-бытовых условий неблагополучных семей, социального окружения ребенка, создание на этой основе социального паспорта семьи;

· координация всех заинтересованных ведомств на местах по оказанию помощи и поддержки детям, а также их семьям, своевременный обмен информацией (в виде официального запроса одной из сторон и ответного письма);

· обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков (в том числе и участие в судебных заседаниях, возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)).

2. Блок диагностический.

· Сбор данных о социальной ситуации в семье (цель: определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для её разрешения; определение времени, истоки и причины зарождения социальной проблемы с использованием методов семейных биографий, беседы, наблюдения);

· Определение проблемы семьи;

· Постановка социального диагноза (ранжируя проблемы, выделяют главную, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний);

· Организация проведения психолого-медико-педагогического обследования.

3. Социальная профилактика

· Системное наблюдение за жизнедеятельностью семьи состоящей на учете;

· Информационное консультирование родителей (по вопросам трудоустройства, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении и т.д.);

· Социальная поддержка семьи, актуализации потенциала самопомощи, организация педагогической, психологической, медицинской, социальной помощи родителям и детям.

4. Социально-реабилитационная работа

· Осуществление необходимой комплексной реабилитации семьи;

· Разъяснение взрослым членам семьи, ведущим аморальный образ жизни, не проявляющим должной заботы о детях и не занимающихся их воспитанием, правовых последствий подобного поведения;

· Разработка рекомендаций родителям по решению проблемы;

· Ведение социального патронажа семей;

· Содействие контактам воспитанников с их семьями;

· Дальнейшее жизнеустройство несовершеннолетнего.

5. Оценка эффективности социальной работы:

· Стабилизация семейной ситуации;

· Готовность родителей к воспитанию своего ребенка;

· Удовлетворительное санитарное состояние жилья;

· Трудоустройство родителей;

· Изменение социального статуса семьи.