logo
Народная культура в условиях глобализации

Раздел I. Теоретическая основа изучения народной культуры в социологии

Культура - многоплановое понятие. Философский энциклопедический словарь даёт такое определение этого понятия: «Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа». Слово «культура» также используется для обозначения культуры народов в какие-либо эпохи, отличительных чертах образа жизни отдельного общества. Культура - это усвоенное поведение и знание, разделяющееся членами группы. Поведение, обычаи и привычки одной группы, как правило, отличают и отделяют эту группу от остальных. Некоторые привычки и обычаи определённой группы могут быть следствием каких-либо специфических условий жизни этой группы. К примеру, они могут зависеть от географического положения. По определению Ф. Кробера и Ф. Клукхона, культура - это отличительная особенность человеческих групп, состоящая из явных и неявных устойчивых повторяющихся способов поведения. Таким образом, культура - это то, что принимается и разделяется всеми членами какой-либо группы, передаётся в этой группе по наследству, формирует мораль и обычаи.

С точки зрения социологии функции культуры в социуме таковы:.

1. Преобразовательная функция. Человек, потакая своим физиологическим потребностям, изменяет окружающий мир. Преобразуя природу, подстраивая её под свои нужды, человек изменяет и себя.

2. Познавательная (гносеологическая) функция. Осуществляется накопление знаний об окружающем мире, явлениях и феноменах, законах развития. Освоение природы и её изменение невозможно без этих знаний. Культура включает в себя не только научное, но ещё художественное, религиозное познание. Будучи цельной системой, она даёт полную картину мира.

3. Сигнификативная функция. Человек устанавливает смысл явлений, ставших объектами культуры, в процессе освоения природы. Для любой культуры, как правило, характерно стремление к созданию целостной картины мира и отысканию ориентиров в ней. Всё это - сфера сигнификативной функции культуры. Культура реализует данную функцию с помощью системы знаков и образов.

4. Функция исторической преемственности. Культура передаёт опыт от старшего поколения младшему, а также между народами. Таким образом, культура являет из себя коллективную форму человеческой памяти.

5. Коммуникативная функция. Культура помогает обеспечить общение людей, как на уровне межличностной коммуникации, так и между целыми поколениями. Ценностно-ориентационная функция. Культура, будучи системой как духовных, так и материальных ценностей, даёт человеку представление о таких вещах, как истина, благо, добро.

6. Социализирующая функция. Социализация каждой отдельной личности осуществляется именно благодаря культуре. Усвоение культурных ценностей даёт людям знания, необходимые для осуществления социальной деятельности, и моральные принципы. . Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; Астрель. М., 2011. - 146 с.

Культура подразделяется на несколько видов:

1. Материальная культура - культура, выражающаяся с помощью деятельности в предметной форме и направленная на нужды людей. В её состав входит следующее:

- культура труда;

- повсeднeвная культура;

- культура мeстности.

2. Духовная культура - творческая деятельность, направленная на второстепенные нужды людей и имеющая субъективное выражение. К ней относятся:

- культура религии;

- культура нравственности;

- культура права;

- культура политики;

- культура педагогики;

- культура интеллектуальности.. Виды и формы культуры // http://эпохи-культуры.рф [Электронный ресурс] - режим доступа: http://xn----otbhelfmphcp4fjf.xn--p1ai/?p=12 (Дата обращения: 4. 05. 2013).

К формам культуры можно отнести элитарную культуру (созданную привелегированными слоями общества или профессиональными творцами), народную культуру (созданную анонимными творцами и народными массами) и массовую культуру (поп-культура, эстрадная музыка).

Рассмотрим феномен народной культуры подробнее. Народная культура - это совокупность произведений народного творчества, созданных анонимными авторами без профессиональной подготовки. Народная культура тесно связана с традициями и обычаями отдельного региона и страны в целом. Не имеет каких-либо определённых границ. Ярче всего народная культура представлена фольклором, который передаётся из поколения в поколение, постоянно пополняясь и обогащаясь с течением времени в соответствии с требованиями и моральными устоями определённой эпохи. Народная культура появилась на заре человечества в виде наскальной живописи и прочих творений первобытного человека и с тех пор эволюционировала в куда более сложные и совершенные произведения, начиная от былин, сказок, песен и преданий и заканчивая архитектурой, типичной для определённого региона, сформировавшимися с течением веков стилями рукоделия.

Народную культуру можно разделить на два вида: популярную и фольклорную. К популярной культуре можно отнести то, что описывает быт и традиции народа наших дней, а к фольклорной - всё то, что описывает уклад жизни этноса в прошлом. Сказки, легенды, былины были написаны в прошлом, а сейчас существуют как память о прошлом, историческое наследие. Если же что-либо из этого исполняется людьми и в наши дни, значит, эта часть фольклорной культуры перешла в популярную культуру, которая, кроме подобного рода перехода творений между видами, пополняется также и современным народным творчеством. В народной культуре можно выделить два уровня - высокий (народные предания, былины, эпос, старинные танцы) и сниженный, ограниченный поп-культурой.

Произведения народной культуры, несмотря на отсутствие профессиональной подготовки авторов, являются высокохудожественными, и к элитарной культуре не имеют отношения только из-за того, что они созданы анонимными творцами, а субъектом народной культуры является весь народ, а не какой-либо профессиональный автор.

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным можно отнести, например, исполнение легенды. К групповым - танец, песню. К массовым - какой-либо карнавал или шествие.

Изучение народной культуры являет собой нечто крайне неоднозначное. Учёные оценивают объекты культуры, исходя из мировоззрения наших дней, что не всегда правильно, так как может привести к неполной итоговой картине ситуации. Сторонники такого подхода -- а их позиция согласуется с обыденным представлением о культуре -- воспринимают культуру как нечто высокое, прекрасное, преисполненное смысла. Всё прочее, что такими качествами не обладает, порой квалифицируется как антикультура.

При социологическом изучении народной культуры особое значение имеет объединение культуры в систему, обеспечивающую наглядное отображение связей отдельных элементов на различных уровнях: общество в целом, социальные группы, личности. Важной проблемой являются такие явления, как этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм - это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. В условиях нестабильности общества этноцентризм может перерасти в национализм. Принципы этноцентризма выражаются в деятельности миссионеров, которые пытаются обратить народы в свою веру. Этноцентризм отчасти связан с ксенофобией - неприязнью к чужим обычаям. Деятельность первых антропологов отчасти была обусловлена этноцентризмом. Они были склонны считать культуру своего народа передовой, и сравнивали все прочие культуры с ней. По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера, культуру можно понять только в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. В своей книге он приводит несколько необычный для человека наших дней пример: он говорит о племенах, в которых практиковались людоедство и человеческие жертвоприношения. Для людей, живущих в тех племенах, в этих деяниях не было ничего неправильного или аморального. Напротив, подобные обычаи имели для них смысл, были абсолютно обычной частью их жизни.

Культурный релятивизм позволяет понять внешне незаметные различия между схожими культурами. К примеру, в Германии двери в различных учреждениях практически всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе работники отвлекаются от своего занятия. В США же двери, как правило, открыты. Американцы , получившие опыт работы в Германии, жаловались, что закрытые двери заставляли их чувствовать себя неуютно и вызывали чувство отчуждённости. Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда отдельный индивид является патриотом своей страны, любит свою культуру и гордится ей, но способен понимать другие культуры, ничуть не похожие на культуру его страны.

Человек и общество в целом на каждом этапе эволюции осуществляют выбор, и то, что они выбирают, трансформируют, совершенствуют или искореняют, становится основой культуры в каждый период времени. Разумеется, выбор общества в разные времена очень сильно отличается. К примеру, в одну эпоху предметом выбора общества является религиозно-мифологический способ ориентации человека в мире, и этот путь считается единственно верным. В другую эпоху на первый план выдвигаются исключительно рациональные пути решения различных вопросов, возникающих перед обществом. В этом случае правильным решением считается научно обоснованное. В результате этого происходит постоянная смена культурных парадигм, переход от одних ценностей к другим, их обновление. И, как следствие, народная культура отличается высокой динамичностью и постоянной тенденцией к изменению. Каждая эпоха вносит свой ценностный вклад в народную культуру, сохраняющий самостоятельное культурное значение. Зачастую культура обладает некой цикличностью. Некоторые концепции, ставшие частью истории, возвращаются спустя века и вновь считаются актуальными.

Народная культура во всех её проявлениях является синкретичной в широком смысле -- сосуществует в диффузном состоянии этики и эстетики, знания и веры, художественного и реалистичного отношения к окружающей действительности, картины мира и действия, что присуще групповому сознанию. Реальные и возможные формы народной культуры обладают общим качеством -- традиционностью. Опора на традицию как способ накопления опыта общества, группы является важным качеством народной культуры. В народной культуре первостепенна установка на следование принятой этносом традиции, за которой стоит общинное, коллективистское, анонимное начало, которое объединяет сообщество в разных поколениях и получающее значение образца и обычая в зависимости от давности существования и наличия авторитетов.

Масштабы традиции могут очень сильно отличаться -- иногда она может охватывать некоторое количество поколений и продолжается сотни лет, как мы способны заметить в фольклоре классической поры. Иногда традиция может быть актуальной некоторое время, затем угаснуть, чтобы ей на смену пришла новая, аналогичная предыдущей. Так зачастую происходит с анекдотами, песнями, так называемым чёрным юмором -- в прошлом это были время от времени получавшие распространение в народных массах слухи, связанные с войной, голодом, болезнями. Однако такая малая традиция, как и большая, также служит обобщению культурного и социального опыта, задает воспроизводящиеся вновь и вновь стереотипы образно-смыслового видения, символического выражения, а также способы, технологии закрепления и передачи элементов народной культуры в тех или иных временных рамках в масштабах большего или меньшего территориального региона. Традиционность, как правило, предполагает опору на традиции не только временного, но и пространственного масштаба: от года до нескольких столетий, от небольшой социальной группы до народа, нации, этноса, представленных населением страны или даже разных стран. Площади распространения обычаев также могут варьироваться в любых пределах. Разумеется, это не означает, что во всей этой области царит статичность, повторение одних и тех же ситуаций, социальных форм. Есть изменения и динамика, возникновение новых форм, однако в сознании носителей народной культуры преобладает курс на поддержание культурных стандартов, принятых предками, иногда даже вопреки реальному, естественному ходу культурного прогресса.

Эти два качества находятся в тесной зависимости друг от друга: синкретически недифференцированные формы взаимоотношения с миром, характерные для народной культуры, наиболее адекватно могут быть осмыслены и переданы именно в акте непосредственной коммуникации - самом традиционном способе инкультурации и социализации, не связанном с институционально-организационными формами. И в то же время подобный способ может быть лишь дополнительным, вспомогательным при передаче элементов в профессиональной культуре. Здесь могут стать необходимыми диаметрально противоположные технологии. И наоборот. Фиксация фольклорного устного текста зачастую рассматривается как потеря лабильности, застой традиции, что само по себе значит отход от неё. Различные области культуры взаимно дополняют друг друга. Устная по прежнему нужна людям, так как у них сохраняется потребность в синкретическом осознании действительности. Для интерпретации народной культуры в соответствии с изложенными выше позициями на первый план выходит понимание субъекта, который в данном случае является носителем культуры, чьи ценности, образ жизни, стереотипы поведения она выражает через себя, предписывает, запрещает членам общества, которые принимают данную культуру от предков и передают потомкам. Взгляд с подобных позиций позволяет заметить различие между народной культурой прошлого и более поздним, современным её вариантом, несмотря на то, что обычно все эти феномены рассматриваются в совокупности.. Народная культура в современных условиях: Учеб. Н-30 пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 215 - 219 с.