logo
Cоциальная профилактика семейного неблагополучия (на базе "Центр социальной помощи семье и детям" Кировского района СПб)

1.1 Особенности современной семьи

Семья является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина [20].

Семья это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, но в то же время семья - это социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей [13].

В настоящее время этот институт переживает глубокий кризис. И причиной его, если рассматривать проблему в широком плане, являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут к расшатыванию семейных устоев. Эти и ряд других факторов обусловили падение значимости семьи как социального института, изменение ее места в ценностных ориентациях. На сегодняшний день оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, роста престижа одиночества и независимости и др. [5].За последние 15-20 лет произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в довольно позднем возрасте. В общей совокупности одиноких людей преобладают женщины. Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Сегодня российская семья выглядит так: семьи с одним ребенком составляют 34%, с двумя детьми -15%, а многодетные -2,7%. Почти половина семей вообще не имеют детей. Поэтому российская семья стала традиционно однодетной. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Прогнозы специалистов показывают, что в ближайшие десятилетия, несмотря на предпринимаемые попытки государства улучшить демографическую ситуацию в стране, действующая ныне тенденция уменьшения численности населения в целом по России сохранится [50].

На основании различных критериев выделить и разные виды семей:

1) Исходя из характера супружества, выделяют:

a) Моногамные (брак одного мужчины и одной женщины);

б) Полигамные (брак одного мужчины с несколькими женщинами);

2) По критерию власти различают:

a) Патриархальная семья (глава семьи - отец);

б) Матриархальные (большим авторитетом пользуется мать, а не отец);

в) Эгалитарные семьи (ситуативное распределение власти между родителями, равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями);

3) По социально-демографическому положению:

a) Гомогамные (семьи, в которых супруги одной национальности, с одинаковым уровнем образования, нет большой разницы в возрасте и т.д);

б) Гетерогамные (супруги различны по социально-демографическому положению);

4) По количеству поколений:

a) Нуклеарные - семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми, которые никогда не состояли в браке. Название образовано от «нуклон», ?то с латинского переводится как «ядро». В такой семье так же, как и в расширенной,

создается собственная субкультура, закрытая для интеграции различных культурных элементов из вне.

б) Расширенная (семья с тремя и более поколениями, которые объединяют в себя родителей, их уже взрослых детей с детьми-внуками);

5) Исходя из брака, первый либо второй, выделяют повторные семьи. В такую семью могут входить дети уже от этого брака, а также дети от первых браков. В данное время число таких семей увеличивается в связи с тем, что неумолимо растет число разводов. Ранее они появлялись только в случае смерти одного из супругов.

6) Исходя из количества родителей в семье:

a) Неполные (семья, в которой детей воспитывает один родителей, как и повторные семьи, образовываются чаще всего в результате развода, реже в результате смерти одного из супругов);

б) Полные (семья в которой детей воспитывают оба родителя);

7) По количеству детей:

a) Малодетные (с 1 - 2 детьми);

б) Среднедетные (3 - 4 ребенка);

в) Многодетные (более 4 детей);

8) По материальному положению:

a) Обеспеченные

б) Малообеспеченные (семьи, у которых уровень доходов не превышает потребительский минимум);

9) Семьи благополучные и неблагополучные, которые не выполняют своих функций, подвержены действию негативных факторов в социальной среде.

Благополучная семья это такая семья, где добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям. Поддерживаются моральные основы и общепризнанные ценности общества, поддерживается система отношений с минимальным принуждением; это обязательно миролюбивая семья, способная к материальному обеспечению, к деторождению и воспитанию. Это семья, воспроизводящая человеческую культуру, сохраняющая ее и умножающая. Модель благополучной семьи варьируется в зависимости от уровня развития общества и особенностей конкретной страны. [19]

Семья, в современном обществе, максимально важный социальный институт с уникальными функциями и предписаниями. В связи с этой уникальностью функции не подразделяются на главные и второстепенные, они все являются важными в равной степени.

Не может не тревожить большое количество разводов. Основными причинами разводов являются: злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность семей, супружеская неверность, проблема распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Сегодня все меньшему числу пар удается сохранить в неприкосновенности свой брак. По статистике на 34 млн. супружеских пар приходится 3 млн. незарегистрированных браков. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей, при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 18 лет. Увеличение числа разводов в комплексе с внебрачной рождаемостью приводит к росту неполных семей [5].

Угроза семье остаться без отца также велика из-за высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, превышающей в 4 раза смертность среди женщин. В последнее время резко возросло количество семей, получающих пособие по потере кормильца. Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков без дедушек и бабушек. Кризис в российском обществе затронул и нравственные устои семьи. Это напрямую отразилось на увеличении числа детей, нуждающихся в особой защите и поддержке государства. Катастрофически растет число детей, отобранных у родителей по причинам неисполнения ими своих обязанностей, пренебрежения интересами и потребностями детей, жестокое обращения [48].

Так, в 2013 г. жертвами насилия в России стали 126 тысяч детей, в результате 1914 детей погибли; 12,5 тысяч детей числятся в розыске. По данным Министерства внутренних дел в социально опасных условиях живут 760 тысяч детей [55].

В системе воспитания наметились негативные тенденции. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию. Платное образования и образовательных услуг, коммерциализация культурно-досуговых и спортивных учреждений, уменьшение количества дошкольных учреждений привели к уменьшению возможностей получения детьми качественного образования, затруднили их приобщение к культурным ценностям [51].

Среди семейных проблем, жилищная проблема занимает одно из ведущих мест. Для основной части молодых семей собственное жилье является недостижимой роскошью. Высокие цены на жилье, рост цен на коммунальные услуги способствуют ухудшению условий жизни детей и стимулируют серьезные нарушения их права. [13]

В России усилились тенденции к ухудшению выполнения семей своих функций, поэтому многие ученые говорят о кризисе или даже деградации семьи как социального института. Функции семьи представляют собой способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Они описывают роль, которую семья играет в обществе, и последствия ее деятельности для индивида и общества [39]

Исходя из определения функций, выделяются функции общества по отношению к семье и семьи по отношению к обществу, а также функции семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Согласно приведенному делению функции семьи рассматриваются как социальные (общественные) и индивидуальные (табл.1).

Таблица 1. Функции семьи в различных средах деятельности

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве

Хозяйственно - бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно - бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение в семье

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное общение членов семьи

Социально - статусная

Предоставление определенного статуса членам семьи

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга

Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга

Эмоциональная

Эмоциональная стабильность индивидов и их психотерапия

Получение индивидами психологической защиты

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

1. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий» [37].

2. С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

3. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания.

4. Хозяйственная функция - формирование и расход семейного бюджета.

5. Восстановительная (рекреативная).

6. Первичной социализации детей и др. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на других [37].

Мировой экономический кризис, уменьшение реальных доходов населения на фоне быстрого роста цен приводят к спаду, потребления благ и услуг, следствием чего является резкое ухудшение качества жизни семьи. Таким образом, кризис семьи проявляется в:

- в падении жизненного уровня семьи (безработица, низкие доходы);

- в нарастании бедности и воспроизводство ее в новых поколениях;

- в расслоении семей по уровню доходов;

- в бездомности (рост числа бомжей);

- в дезадаптированности семьи к новым условиям существования;

- в падении нравственных устоев семьи;

- в изменении норм поведения (алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение с детьми, жестокость в супружеских отношениях);

- в нарастании психологических конфликтов в семьях;

- в росте числа разводов и опасности развода (2 развода на 3 новых брака);

- в разрушении структуры семьи (неполные, материнские, альтернативные, маргинальные семьи);

- в сокращении числа детей на каждую семейную пару (распространение однодетных семей);

- в росте внебрачной рождаемости, в том числе, у несовершеннолетних женщин;

- в утверждении устойчивого существования вне семьи (одинокая жизнь);

-в появлении «альтернативных» типов семьи (вплоть до однополых) [6].

Л.Б Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи:

- семья стала меньше по численности;

- современная семья менее стабильна;

- уменьшилось число семей, где глава муж;

- семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

- значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни [56].

Проблемы, связанные с современной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей "группы риска". Социально-экономические проблемы, в этой группе можно отнести проблемы, связанные с пониманием жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи [22].

Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального работника отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:

1) благополучные семьи

2) семьи группы риска

3) неблагополучные семьи

4) асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога и социального работника, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка, успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающие адаптивные способности этих семей. Они проявляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу и социальному работнику необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь. [21]

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, безрезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога и социального работника. В зависимости от характера проблем специалист оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы. [18]

Асоциальные семьи-те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В семье, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального работника с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства. [21]

Семья воспитывает нового человека совместно со школой и всей широкой общественностью. В этом громадная ответственная и почетная задача семьи.

Есть семьи, в которых болезненная, уродливая обстановка тяжело отражается на детях. Мы имеем в виду, прежде всего ненормальные отношения, существующие в некоторых семьях между членами одной семьи, в частности между супругами. Эти отношения нередко приводят к разводам, а вместе с тем и к разладу в семье. Если же в такой семье мужу и жене и удается сохранить видимость семейных отношений, то их внутренняя отчужденность, неприязнь друг к другу, постоянные ссоры и упреки делают жизнь детей в этой недружной напряженной обстановке чрезвычайно тяжелой и обычно коверкают нормальное развитие ребенка. [21].

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

- современная семья - это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке;

- в условиях, происходящих социально политических и социально-экономических трансформаций в России, семья, являющаяся основной ячейкой общества, также претерпевает функциональные и структурные изменения;

- среди основных особенностей современной семьи можно выделить следующие: падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье; поляризация возраста вступления в брак (либо очень рано, либо после 30 лет); уменьшение числа семей, где глава муж; большое количество разводов и др.