Научное прогнозирование и развитие системы образования

контрольная работа

Целеполагание прогнозирования развития образования

Концепция инновационного развития образования базируется на духовных, культурных и общественных ценностях, сложившихся на протяжении многих веков в непрерывной деятельности человека в поиске смысла жизни на великом мегакультурном пространстве России и ее неотъемлемой части.

Целью инновационного развития образования является определение условий и механизмов их достижения, которые:

- обеспечат качественные изменения в самом образовании, системе образования и образовательных средах региона для предоставления возможностей человеку многогранно развиваться как духовной, творческой и здоровой личности в соответствии с требованиями современного развития региона;

- создадут условия для заинтересованного участия общества в развитии образования;

- в полной мере будут учитывать общественный запрос со стороны различных групп населения;

- будут способствовать эффективному, конкурентоспособному и устойчивому социально-экономическому развитию Новосибирской области;

- отвечают тенденциям развития современной России как ведущего участника глобальных отношений в мире.

Инновационное развитие образования основывается на следующих принципах:

1. Принцип опережающего развития образования.

Данный принцип означает мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях интенсивного развития социальных и экономических процессов и нового качества жизни, готового оперативно предложить свое участие, отвечая на запросы общества и рынка труда.

2. Принцип проектирования инновационного развития образования.

Данный принцип означает, что сами подходы к инновациям в образовании должны быть инновационными для системы образования. Традиционные отраслевые и программные подходы не успевают реагировать на стремительно происходящие изменения в обществе, стране и мире. Принцип проектирования инновационного развития образования предполагает разработку и реализацию уже в настоящее время проектов, направленных в будущее - на устойчивое долговременное развитие образования.

3. Принцип открытости образования и общественного участия.

Развитие образования - это не столько ведомственный и административный процесс, сколько стратегическое направление развития, затрагивающее интересы каждого человека.

4. Принцип непрерывности образования.

Современный мир характеризуется переходом к глобальным процессам, важнейшую роль в которых будут играть знания человека и основанные на них компетенции.

Непрерывное образование человека в течение всей его жизни является фактором мобильности общества, его готовности к прогнозируемым изменениям.

5. Принцип стратегического инвестирования.

В современном постиндустриальном информационном обществе уровень образования человека оказывает прямое влияние на качество создаваемого общественного продукта и его конкурентоспособность. социального развития, активно включаться в их реализацию.

Если общество хочет долговременно развиваться, его стратегические инвестиции должны быть направлены на человека, а значит, в его образование.

6. Принцип инновационности образовательной среды.

Открытость образования является важнейшим условием формирования образовательной среды. Являясь одним из основных субъектов образовательной среды, образовательные учреждения и организации становятся активными участниками многообразных взаимодействий, что непременно привносит в их деятельность новые черты.

Основные направления и задачи инновационного развития

Круг проблем, стоящих на пути развития образования в соответствии с запросом российского государства, имеет комплексный характер, поэтому поставленные для преодоления существующих проблем задачи можно сгруппировать в комплексы, на основе которых определяются следующие направления инновационного развития образования:

- развитие единой образовательной среды;

- обеспечение доступности и качества образования;

- развитие общественно-гражданских форм управления процессами в образовании;

- внедрение в систему образования эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности.

Задачи инновационного развития образования, обеспечивающие развитие единой образовательной среды:

1. проведение образовательной политики, направленной на сетевое взаимодействие всех субъектов единой образовательной среды;

2. создание механизмов формирования на основе потребностей обучающихся целевых заказов государства, общества, корпораций и запросов рынка труда, консолидированного и подкрепляемого средствами заказа системе на подготовку и переподготовку профессиональных кадров различных профиля, уровней и специализации образования;

3. качественное изменение повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования на основе прогностического и опережающего планирования курсов на базе образовательных программ и дисциплин, ориентированных на инновационные подходы к образованию;

4. создание единого информационного пространства для объективного представления населению всех образовательных возможностей, развития корпоративной образовательной культуры;

5. инициирование управленческих процессов, повышающих ответственность учредителей за деятельность образовательных учреждений.

Обеспечение доступности и качества образования

Право на образование является конституционной гарантией для каждого гражданина.

Для достижения доступности и качества образования в ходе его инновационного развития необходимо решение следующих задач:

1. осуществлять непрерывный образовательный процесс на различных его уровнях, обеспечивающий поддержание здоровья человека и развитие его потенциалов;

2. разработать и внедрить государственно-общественную систему оценки качества образования, деятельности образовательных учреждений и организаций. прогнозирование образование инновационный

3. ежегодно проводить конкурсы по разработке и реализации проектов по направлениям инновационного развития образования;

4. внедрить модели интегрированных образовательных учреждений, реализующих, в том числе, адаптированные образовательные программы различных уровней, предоставляющих равные стартовые возможности для образования детей вне зависимости от их социальной, расовой и религиозной принадлежности, психофизического здоровья, уровня благосостояния их семей или опекунов;

5. разработать систему непрерывного профессионального образования, ориентированную на потребности всех категорий граждан в выстраивании собственных образовательных и профессиональных траекторий.

В настоящее время объемы и перечень специальностей и профессий, по которым готовят молодых рабочих и специалистов, зачастую планируются на основе устаревшей или недостаточно проверенной информации, не отражающей произошедших изменений на рынке труда и не учитывающей емкости рынка трудовых ресурсов. Как следствие, часть выпускников рискуют получить специальности, уже не востребованные рынком труда (например, известные перекосы в подготовке по специальностям “юрист”, “экономист", “бухгалтер”). С другой стороны, нарастает дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, связанный с соотношением уровней профессионального образования. Таким образом, следует констатировать двойной структурный дисбаланс спроса и предложения рабочих мест на региональных рынка труда: по уровню образования (начальное, среднее, высшее профессиональное образование) и в профессионально-квалификационном разрезе.

Составление перспективных балансов спроса и предложения рабочей силы выступает основным компонентом механизма управления кадровым потенциалом региона, важной составляющей эффективной модели организационно-экономического взаимодействия региональных систем профессионального образования и рынков труда.

В основу разработки методики были положены следующие базовые идеи:

1. Прогнозирование профессионально-кадровых потребностей экономики должно строиться не в отраслевом разрезе, а разрезе профессий и специальностей.

2. Необходим взаимодополнительный подход, включающий в себя различные методы исследования и прогнозирования рынка труда.

3. В качестве дополнительных методов исследования целесообразно использовать:

вторичный анализ статистических данных и выявление трендовых тенденций в сфере занятости;

анализ программ и проектов социально-экономического развития региона;

анализ планов и программ инвестиций в реальный сектор экономики региона;

анализ демографической статистики.

Необходимость использования дополнительных методов обусловлена, как показывает опыт апробации методики, определенным фоном субъективности оценок работодателями перспектив развития своего предприятия.

4. В качестве основного метода сбора информации следует использовать прямой опрос, так как структуры текущей и перспективной занятости даже на однородных предприятиях имеют существенные различия.

5. Прогнозирование совокупных кадровых потребностей в квалифицированных рабочих, специалистах со средним и высшим профобразованием, т.е. всех уровней профессиональной подготовки.

Делись добром ;)