Научное прогнозирование и развитие системы образования
Целеполагание прогнозирования развития образования
Концепция инновационного развития образования базируется на духовных, культурных и общественных ценностях, сложившихся на протяжении многих веков в непрерывной деятельности человека в поиске смысла жизни на великом мегакультурном пространстве России и ее неотъемлемой части.
Целью инновационного развития образования является определение условий и механизмов их достижения, которые:
- обеспечат качественные изменения в самом образовании, системе образования и образовательных средах региона для предоставления возможностей человеку многогранно развиваться как духовной, творческой и здоровой личности в соответствии с требованиями современного развития региона;
- создадут условия для заинтересованного участия общества в развитии образования;
- в полной мере будут учитывать общественный запрос со стороны различных групп населения;
- будут способствовать эффективному, конкурентоспособному и устойчивому социально-экономическому развитию Новосибирской области;
- отвечают тенденциям развития современной России как ведущего участника глобальных отношений в мире.
Инновационное развитие образования основывается на следующих принципах:
1. Принцип опережающего развития образования.
Данный принцип означает мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях интенсивного развития социальных и экономических процессов и нового качества жизни, готового оперативно предложить свое участие, отвечая на запросы общества и рынка труда.
2. Принцип проектирования инновационного развития образования.
Данный принцип означает, что сами подходы к инновациям в образовании должны быть инновационными для системы образования. Традиционные отраслевые и программные подходы не успевают реагировать на стремительно происходящие изменения в обществе, стране и мире. Принцип проектирования инновационного развития образования предполагает разработку и реализацию уже в настоящее время проектов, направленных в будущее - на устойчивое долговременное развитие образования.
3. Принцип открытости образования и общественного участия.
Развитие образования - это не столько ведомственный и административный процесс, сколько стратегическое направление развития, затрагивающее интересы каждого человека.
4. Принцип непрерывности образования.
Современный мир характеризуется переходом к глобальным процессам, важнейшую роль в которых будут играть знания человека и основанные на них компетенции.
Непрерывное образование человека в течение всей его жизни является фактором мобильности общества, его готовности к прогнозируемым изменениям.
5. Принцип стратегического инвестирования.
В современном постиндустриальном информационном обществе уровень образования человека оказывает прямое влияние на качество создаваемого общественного продукта и его конкурентоспособность. социального развития, активно включаться в их реализацию.
Если общество хочет долговременно развиваться, его стратегические инвестиции должны быть направлены на человека, а значит, в его образование.
6. Принцип инновационности образовательной среды.
Открытость образования является важнейшим условием формирования образовательной среды. Являясь одним из основных субъектов образовательной среды, образовательные учреждения и организации становятся активными участниками многообразных взаимодействий, что непременно привносит в их деятельность новые черты.
Основные направления и задачи инновационного развития
Круг проблем, стоящих на пути развития образования в соответствии с запросом российского государства, имеет комплексный характер, поэтому поставленные для преодоления существующих проблем задачи можно сгруппировать в комплексы, на основе которых определяются следующие направления инновационного развития образования:
- развитие единой образовательной среды;
- обеспечение доступности и качества образования;
- развитие общественно-гражданских форм управления процессами в образовании;
- внедрение в систему образования эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности.
Задачи инновационного развития образования, обеспечивающие развитие единой образовательной среды:
1. проведение образовательной политики, направленной на сетевое взаимодействие всех субъектов единой образовательной среды;
2. создание механизмов формирования на основе потребностей обучающихся целевых заказов государства, общества, корпораций и запросов рынка труда, консолидированного и подкрепляемого средствами заказа системе на подготовку и переподготовку профессиональных кадров различных профиля, уровней и специализации образования;
3. качественное изменение повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования на основе прогностического и опережающего планирования курсов на базе образовательных программ и дисциплин, ориентированных на инновационные подходы к образованию;
4. создание единого информационного пространства для объективного представления населению всех образовательных возможностей, развития корпоративной образовательной культуры;
5. инициирование управленческих процессов, повышающих ответственность учредителей за деятельность образовательных учреждений.
Обеспечение доступности и качества образования
Право на образование является конституционной гарантией для каждого гражданина.
Для достижения доступности и качества образования в ходе его инновационного развития необходимо решение следующих задач:
1. осуществлять непрерывный образовательный процесс на различных его уровнях, обеспечивающий поддержание здоровья человека и развитие его потенциалов;
2. разработать и внедрить государственно-общественную систему оценки качества образования, деятельности образовательных учреждений и организаций. прогнозирование образование инновационный
3. ежегодно проводить конкурсы по разработке и реализации проектов по направлениям инновационного развития образования;
4. внедрить модели интегрированных образовательных учреждений, реализующих, в том числе, адаптированные образовательные программы различных уровней, предоставляющих равные стартовые возможности для образования детей вне зависимости от их социальной, расовой и религиозной принадлежности, психофизического здоровья, уровня благосостояния их семей или опекунов;
5. разработать систему непрерывного профессионального образования, ориентированную на потребности всех категорий граждан в выстраивании собственных образовательных и профессиональных траекторий.
В настоящее время объемы и перечень специальностей и профессий, по которым готовят молодых рабочих и специалистов, зачастую планируются на основе устаревшей или недостаточно проверенной информации, не отражающей произошедших изменений на рынке труда и не учитывающей емкости рынка трудовых ресурсов. Как следствие, часть выпускников рискуют получить специальности, уже не востребованные рынком труда (например, известные перекосы в подготовке по специальностям “юрист”, “экономист", “бухгалтер”). С другой стороны, нарастает дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, связанный с соотношением уровней профессионального образования. Таким образом, следует констатировать двойной структурный дисбаланс спроса и предложения рабочих мест на региональных рынка труда: по уровню образования (начальное, среднее, высшее профессиональное образование) и в профессионально-квалификационном разрезе.
Составление перспективных балансов спроса и предложения рабочей силы выступает основным компонентом механизма управления кадровым потенциалом региона, важной составляющей эффективной модели организационно-экономического взаимодействия региональных систем профессионального образования и рынков труда.
В основу разработки методики были положены следующие базовые идеи:
1. Прогнозирование профессионально-кадровых потребностей экономики должно строиться не в отраслевом разрезе, а разрезе профессий и специальностей.
2. Необходим взаимодополнительный подход, включающий в себя различные методы исследования и прогнозирования рынка труда.
3. В качестве дополнительных методов исследования целесообразно использовать:
вторичный анализ статистических данных и выявление трендовых тенденций в сфере занятости;
анализ программ и проектов социально-экономического развития региона;
анализ планов и программ инвестиций в реальный сектор экономики региона;
анализ демографической статистики.
Необходимость использования дополнительных методов обусловлена, как показывает опыт апробации методики, определенным фоном субъективности оценок работодателями перспектив развития своего предприятия.
4. В качестве основного метода сбора информации следует использовать прямой опрос, так как структуры текущей и перспективной занятости даже на однородных предприятиях имеют существенные различия.
5. Прогнозирование совокупных кадровых потребностей в квалифицированных рабочих, специалистах со средним и высшим профобразованием, т.е. всех уровней профессиональной подготовки.