logo
О вкладе Сорокина Питирима в развитие социологической мысли

2.3. Социокультурная динамика

В фундаментальном четырёхтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) П.А. Сорокин создаёт свою циклическую концепцию истории человеческого общества и культуры. Под культурой П.А. Сорокин понимает совокупность материальных и духовных достижений, созданных или изменённых людьми в процессе их совместной деятельности. К ним относятся наука, техника, изменённая природная среда, философия, религия, искусство и т.д. В ходе своего развития человечество создаёт различные культурные системы -- познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. Эти элементы культуры имеют тенденцию интеграции в более крупные образования. П.А. Сорокин выделяет следующие формы интеграции:

Пространственное или механическое соседство -- конгломерат элементов культуры на определённом участке физического пространства;

Косвенная ассоциация на основе внешнего фактора, например, валенки, лыжи, печки как следствие фактора климата;

Каузальная, или функциональная интеграция -- когда каждый элемент культуры функционально влияет на остальные элементы, и в то же время сам подвержен их влиянию и не может существовать без них;

Логико-смысловая интеграция (высшая форма интеграции) -- когда различные элементы культуры образуют гармоничное целое. Существует общий принцип или основание, связывающий воедино все компоненты культуры, придавая смысл и значение каждому элементу

На основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает социокультурная суперсистема. «Общий принцип» в ней -- это «картина мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ. Это господствующая система истин, создающая свою философию, своё мировоззрение, свою религию, свою литературу, эстетику, искусство, свою экономику и политику. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики.

В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы -- определённый способ осмысления реальности.

Изменение социокультурной суперсистемы носит циклический характер -- за идеациональной фазой следует идеалистическая (интеграционная), за ней чувственная, за чувственной -- снова идеалистическая, потом снова идеациональная и т.д. В Европе, по оценке П.А. Сорокина, последовательность смены фаз (или основных принципов) была следующей: «Чувственная истина крито-микенской цивилизации уступила место греческой идеациональной истине VIII -- VI веков до нашей эры, а она в свою очередь -- идеалистической истине V века до нашей эры. Придя ей на смену, чувственная истина вновь безраздельно господствует в период с III века до нашей эры по IV век нашей эры. Затем последовали века доминирования истины христианства с VI века по XII век. (Имеется в виду идеациональная истина -- В.П.). В XIII веке идеалистическая истина вновь становится преобладающей (П.А Сорокин связывал это с эпохой возрождения -- В.П.), но ненадолго, ей на смену пришла третья фаза чувственной истины, утвердившая своё влияние с XVI века и по настоящее время» (Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 474). Циклические изменения фаз он обнаруживает и в культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая. Свои выводы о динамике фаз социокультурных суперсистем П.А. Сорокин подкреплял огромными массивами исторических данных о динамике философских и научных доктрин, изобретений, о характере произведений искусства и т.д. в разные исторические эпохи.

П.А. Сорокин считал эпоху, в которую жил он сам, периодом окончания трёхвековой чувственной фазы, её кризиса, дезинтеграции, и перехода к идеалистической (интеграционной) фазе, когда материальные ценности окажутся потесненными признанием сверхчувственных начал реальности. В этом П.А. Сорокин в какой-то степени перекликается с А.Тойнби, провозглашавшим наступление эпохи иррационализма. Отражением перехода к идеалистической (интегралистской) фазе являются процессы глобализации, вовлечения всего человечества в общее социокультурное строительство. До этого динамика фаз в Европе и Северной Америке не оказывала влияния на другие регионы. Лишь в наше время очередная волна смены системы мировоззрения в Европе и Северной Америке захлёстывает весь остальной мир, вовлекая в этот процесс и незападные народы.

В целом, по мнению П.А. Сорокина, современная эпоха имеет следующие основные черты: (во-первых,) «перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку; во-вторых, продолжающаяся дезинтеграция до сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей; в-третьих, возникновение и постепенный рост первых компонентов нового -- интегрального -- социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности» (П.А. Сорокин. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. С. 101).