logo
Cоциально-культурная деятельность

1.1 Коммуникатиная и ценностно - ориентационная деятельность

Вопрос о видах социально-культурной деятельности достаточно сложен. Любой вид человеческой деятельности уже в силу того, что она человеческая, влияет так или иначе на формирование индивида, его социализацию. Поэтому критериями отбора будут (исходя из сущности СКД), во первых, развивает ли и насколько полно данный вид деятельности главные человеческие качества (собственно и делающие его человеком): нравственные, интеллектуальные, эстетические, и предоставляет ли возможность для их реализации; и во-вторых, создаются ли в нем культурные ценности, достойные войти в культурный тезаурус.

Социально - культурная деятельность представляет собой деятельность, которая обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и формирование здорового образа жизни.

Социально-культурная деятельность-это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя всё многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, проблем историко-культурной, экологической, религиозной и других сфер, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга.

Социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

Социолог, информатик, библиотековед, культуролог А. В. Соколов социально-культурную деятельность рассматривает как одно из действенных средств организации социального общения, и определяет как «культурная деятельность социальных субъектов по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивида и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей [9. с. 18].

Мы придерживаемся мнения В. В. Туева в том, что «Социально-культурная деятельность это организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самого человека в этот процесс» [11, с. 41].

Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия, как «социально-культурная среда». Говоря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать её сферой науки, культуры и образования, оставляя вне поле зрения такие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, свободное и широкое распространение информации. На протяжении многих лет под социально-культурной деятельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо оказание физической помощи в строительстве, благоустройстве и ремонте социально-культурных объектов: клубов, Домов культуры и т. д. Понятие «социально-культурная среда» означает конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самодеятельное культуротворческое начало.

Современная социально-культурная ситуация: Важнейшим условием развития и практического использования социально-культурной деятельности как системы является ситуационный подход. Ключевым моментом этого подхода является социально-культурная ситуация. В широком контексте под категорией «ситуация» понимают совокупность типичных условий и конкретных обстоятельств, которые оказывают непосредственное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межличностные отношения.

Богатейшая общественная практика изобилует разновидностями социально-культурной ситуации - ситуациями проблемными и привычными «штатными», управляемыми и неуправляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и субъективными, конструктивными и деструктивными (блокирующими развитие социально-культурного явления). Например, проблемная ситуация выявляет наличие определённой социально-культурной проблемы, которая обычно представляет собой противоречие либо несоответствие между реальным и желаемым. Исследования культурологов, социологов, педагогов, психологов отмечают ухудшение социального самочувствия многих слоёв населения, развитие социального пессимизма, утраты внутренних ориентиров поведения, с одной стороны, и нарастание агрессивности, напряжённости - с другой. До сих пор не разработаны и не реализованы государственные гарантии общедоступности учреждений культуры для населения, пользования культурными ценностями и благами для социально незащищённых слоёв населения. Общество оказалось неспособным защитить ребёнка от насилия и безнравственности взрослых. [12, с. 54]

Ребёнок развивается в условиях стабильной социально-культурной депривации, когда не удовлетворяются его самые элементарные потребности. Высокими темпами растёт подростковая преступность. Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодёжи, глубоких преобразований в области семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства.

Приступим к рассмотрению видов социально - культурной деятельности:

1) Коммуникативная (общение).

Для того, чтобы понять его значение, надо вспомнить, что младенец, появившийся на свет, еще не человек. У него есть только человеческие задатки, котоpые могут pазвиться, а могут и нет, если он попадет в неблагопpиятные условия. Какое же из условий становится главным? Это общение. Дpугие люди должны поделиться с pебенком, сделать ОБЩИМИ свои уже pазвившиеся человеческие качества и способности, уже полученные и усвоенные ими культуpные идеалы и ценности, знания, способы действий ( вспомним как пример "лесных детей", которые в раннем возрасте попали на воспитание к животным. Сказки о Маугли и Тарзане красивая, но ложь. Никто из реальных маугли так и не стали полноценными людьми).

Это общение пpоисходит в 2 видах - как непосpедственное, живое, лицом к лицу, так и опосpедованное - чеpез текст, причем не обязательно печатный: это может быть изобpажение (напpимеp, pисунок, схема), опpеделенным обpазом скомпонованные звуки (музыка), пpедмет. Важно лишь, чтобы он имел смысл, нес послание, котоpое котоpое pебенок или взрослый смог бы pасшифpовать (хотя бы в последствии).

Для полноценного pазвития совpеменного человека оба вида общения обязательны. Стало невозможно огpаничиться только одним. Ничто не может заменить живое общение. Именно в нем пpоисходит пеpедача тpадиций, таких тонкостей, котоpые невозможно зафиксиpовать в тексте: как говоpит, смотpит, поступает, даже выглядит Учитель; именно живое общение в наибольшей степени убеждает нас в ценности чего-либо, воспитывает и учит, здесь мы получаем оценку и вырабатываем самооценку, научаемся человеческим способам действий (например, такту). [4, с. 52]

Но человеческая культуpа, знания настолько усложнились и pасшиpились, что уже недостаточно только живого общения, наподобие того, как это пpоисходило, скажем, в Дpевней Гpеции, где пpогуливаясь по садам или гоpодской площади и pазговаpивая с Сокpатом, Платоном или Аpистотелем, вы получали большинство из накопленных к тому вpемени знаний, учились мыслить и pассуждать. Да и где набpать столько Аpистотелей? Во-первых, неимоверно возросло (до сотен миллионов) число нуждающихся в обучении, а во-вторых, все отpасли человеческой деятельности сейчас настолько специализиpовались, что почти невозможно найти унивеpсальных гениев.

Дополнительным преимуществом текста является возможность почти без потерь зафиксировать и донести мысли и чувства автора, сохранить и передать весь накопленный опыт человечества: в конце концов о самих Сократе, Платоне и Аристотеле мы узнали только из текстов и по текстам. Конечно, в общении через текст, если только это не обмен письмами, отсутствует диалогичность, то, что называется обратной связью, оно безадресно, т.к. обращено сразу ко всем.

Обратная связь проявляется в виде реакции зала: слушают или занимаются своими делами, и хороший лектор старается ее учитывать, но это влияет скорее на форму подачи (больше или меньше разжевывать материал, вставить или нет анекдот), но не на содержание: мысли - как и в тексте - остаются неизменными. Таким образом, живое непосредственное общение здесь почти уподобляется опосредованному. Почему же в обоих случаях это все-таки общение? Да потому, что есть то, что становится общим. Автор (лектор) высказал, то, что прочувствовал и продумал, что считал наиболее важным. Мы восприняли и усвоили сообщение (т.е. сделали частью себя), это оказало воздействие на нашу ценностную ориентацию, мировоззрение, жизненные смыслы, поведение, т.е. личностные качества, их дальнейшее развитие.

Так встает вопpос о качестве общения. Не любое общение является видом социально-культуpной деятельности. Только такое общение, котоpое pазвивает человеческие качества, в котоpом пеpедается все лучшее, что наpаботало человечество в области нpавственности, кpасоты, интеллекта, и будет социально-культуpным.

2) Ценностно-ориентационная

Формирование отношения к человеку как наивысшей ценности занимает ведущее место в иерархии ценностей и выступает как ключевой элемент содержания социально-культурных технологий. Если человек выступает как цель и мера всех вещей, то мир приобретает ценность в том случае, когда он оценивается с точки зрения жизни человека. Ценностная ориентация на человека вызывает необходимость формирования следующих качеств личности, способствующих устойчивым правильным отношениям: честность, совестливость, великодушие, доброжелательность, внимательность, самоотверженность, дисциплина, т.е. все то, что можно назвать гуманизмом.

Вторым ключевым элементом содержания технологического процесса социально-культурной деятельности является ценностное отношение к жизни - признание неприкосновенности жизни, понимание жизни как высшей ценности. Ценностное отношение к жизни направлено на формирование следующих позиций: признание права на жизнь каждого человека; бережное отношение к различным проявлениям жизни; восприятие жизни во всем разнообразии, разновидностях, этапах, формах; содействие жизни по мере сил и способностей; признание таких качеств образа жизни, которые характеризуют жизнь достойного человека; осмысленная жизненная позиция и сознательное построение собственной жизни в активном качестве субъекта. Данная позиция выходит за пределы сферы человеческой жизни и вбирает понятие жизни во всем ее многообразии, где она (жизнь) протекает или может протекать: жизнь океана, леса, степи, реки, земли, планеты, космоса и прочие проявления. Формирование ценностного отношения к жизни находит отражение в таких категориях, как «счастье», «свобода», «совесть», «справедливость», «равенство», «братство» и др.

Третий ключевой элемент в содержании технологического процесса соотносится с такими ценностями, как «общество» и «сообщество», т.е. различного рода объединения людей во имя достойной жизни. Человек становится человеком благодаря сообществу, благодаря тому, что он усваивает культуру предыдущих поколений. Общество становится регулятором поведения человека в социуме, формирует образ социального устройства, осознание которого приходит к человеку под влиянием жизненного опыта и через различные каналы социальной коммуникации. Важными направлениями в этом разделе становится освоение правовых основ жизнедеятельности общества, политического устройства, роли личности в истории, личной роли в обществе, отношение к сообществу людей.

Ценностное отношение к труду вбирает в себя всю совокупность рассмотренных нами отношений - к человеку, жизни, обществу. Через труд и творчество как высшее проявление трудовой деятельности человек демонстрирует всю свою неповторимость и уникальность. Однако отношение к труду как к ценности является вторичным в ряду мотивов, которыми руководствуется человек, и в этом отношении проявляется ценность самого человека. Основными направлениями становятся приучение человека к физическим и умственным усилиям и обучение навыкам разнообразной творческой, общественной или иных форм трудовой деятельности.

Ориентация содержания технологических социокультурных программ по рассмотренным стратегическим параметрам привлекательна тем, что их система позволяет более конкретизировано формировать личностные качества и ценностные отношения, вбирая в себя широкий спектр качеств между такими полярными величинами, как «индивидуализм» и «альтруизм», «жестокость» и «любовь», «пессимизм» и «оптимизм», «скупость» и «щедрость» и т.п.