Cоциокультурное составляющие имиджа современного российского города (на примере города Березники)

курсовая работа

1.2 Имидж региона в пространстве культуры

Имидж региона, заказчик которого в лице региональной исполнительной власти и инициативных групп общественности, является в первую очередь элементом политической культуры, состоящей из трех блоков. Анализируя когнитивный блок политической культуры, специалисты, занимающиеся продвижением территории, вычленяют общечеловеческие, национальные, классовые, семейные и личностные ценности, которые кладутся в основу имиджа региона. Не меньшее значение в процессе формирования имиджа территории имеет поведенческий блок. Как бы грамотно не выстраивался имидж региона и ключевых персон территории, если деятельность представителей региональной власти будет противоречить общечеловеческим моральным нормам, имидж региона будет иметь негативную окраску как во внутренней, так и во внешней среде. Субъекты, задействованные в процессе трансляции имиджа, должны знать и соблюдать ритуалы, которые приобрели характер традиций. Институциональный блок связан с функционированием политической культуры в обществе и предполагает рассмотрение роли различных социальных институтов в этом пространстве. Исполнительные органы власти в регионах являются инициаторами создания имиджа, именно они формулируют цели и задачи имиджирования территории, утверждают стратегию данного процесса и постоянно оказывают влияние на выбор тактических решений. Воплощение в жизнь данной стратегии входит в функционал имиджмейкеров, которые также входят в структуру институционального блока политической культуры и решают задачи культурной политики, связанные с имиджем региона. Они вовлекают в данный процесс средства массовой информации и используют средства политической пропаганды.

Имидж региона - это явление политической культуры, которое связано с каждым ее элементом и позволяет ей реализовывать основные функции культуры - трансляционную, коммуникационную, регулятивную, аксиологическую и человекотворческую. В процессе построения имиджа региона важно учитывать не только особенности политической культуры страны, но и специфику культурной политики конкретной территории, имидж которой создается.

Имидж региона может также рассматриваться в качестве элемента региональной культуры, которая является сложной системой, состоящей из нескольких подсистем, от состояния каждой из которых во многом зависит эффективность построения и работы имиджа территории. Например, одним из таких элементом являются природные характеристики региона, под которыми понимают ландшафт, климат, животный и растительный мир, полезные ископаемые и пр. Красота природы может выступать в качестве важнейшей характеристики территории, которая способна привлечь внимание различных аудиторий к региону, обретая статус ценности. Еще одним элементом региональной культуры и, без сомнения, его материальными ценностями являются флагманы индустрии, сельского хозяйства, других отраслей экономики. Крупные предприятия региона чаще всего выступают в роли региональных брендов, которые, с одной стороны, используют имидж территории для своего успешного продвижения, с другой, своей деятельностью влияют на возникновение ассоциативной связи между регионом и определенными отраслями экономики.

Рассматривая имидж региона в контексте социокультурной коммуникации, можно трактовать имидж как явление, функционирующее в рамках медиакультуры, которая выступает «катализатором» диалога власти и общества. Имидж региона, в свою очередь, способствует выстраиванию данного диалога. Во-первых, имидж может стать эффективным только в том случае, если построен с учетом интересов, потребностей и ценностей аудитории, на которую направлен. Во-вторых, в процессе презентации имиджа региона, инициатором которого выступает исполнительная власть, идет постоянный информационный обмен между властью и населением региона, властью и бизнесом, региональной и федеральной властью и т.п. Другими словами, автор говорит об установке власти на диалог в процессе трансляции имиджа региона, основная цель которого - показать, что она открыта и готова к взаимодействию. Демонстрация открытости власти происходит различными способами. Среди них можно выделить следующие - информирование СМИ (а через них и широкой общественности) о планах, действиях и результатах деятельности руководства региона; создание в Интернете официальных ресурсов, на которых размещается официальная информация и есть возможность получать обратную связь от посетителей и др.

Таким образом, имидж региона, функционируя в пространстве современной культуры, взаимодействует с различными ее видами. Возникая в недрах политической культуры, имидж территории строится с учетом ее особенностей как на региональном, так и на федеральном уровне. Не меньшее значение для имиджа имеет региональная культура, элементы которой активно вовлекаются в процесс построения и презентации имиджа региона, а в некоторых ситуациях и создаются новые с целью изменения отношения аудитории к региону. Являясь частью медиакультуры, имидж территории способствует выстраиванию диалога между властью и различными аудиториями. Данный диалог возникает в процессе трансляции имиджа в рамках социокультурной коммуникации.

Делись добром ;)