logo
Библиосоциальная работа в информационном обществе

Введение

Библиотека - социальный институт, осуществляющий сбор и распространение в пространстве и во времени социально значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Длительное время в качестве главной функции библиотеки рассматривалось хранение книг и иных документов. Впоследствии данная точка зрения претерпела глубокие изменения, и сейчас функции библиотеки не сводятся только к книгохранению. Как отмечает Ю.Н. Столяров, «на смену столь убедительной, на первый взгляд, мемориальной функции эпохи Просвещения в XIX веке выдвинулась функция учебная, образовательная, просветительская».

Новый этап в понимании сущности библиотеки и её социальных функций связан с принятием в мае 1974 года постановления ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе», в котором было закреплено устоявшееся к тому времени представление о библиотеке как идеологическом учреждении. Наряду с этим ей придавался статус научно-информационного учреждения.

Это решение было воспринято специалистами как требование коренной перестройки деятельности всех библиотек, расширения и углубления их функций и повышения роли как идеологических и информационных центров.

В законе Российской Федерации «О библиотечном деле», принятом в 1994 году, библиотека определена как информационное, культурное и образовательное учреждение [4]. При рассмотрении изменений и дополнений, вносимых в федеральный закон «О библиотечном деле», было предложено определить библиотеку как «...учреждение, выполняющее информационные, культурные, образовательные, досуговые функции ..».

Актуальность настоящего исследования. Сегодня в России сложилась сложная социальная ситуация, когда население дифференцировалось на малое количество богачей и материально обездоленное большинство. Оно чётко разделилось на приверженцев различных идеологий, сторонников взаимоисключающих вариантов дальнейшего развития России. Недовольство условиями жизни подавляющего большинства населения растёт, что дестабилизирует общественную жизнь. Читатели библиотек крайне растревожены итогами проведённых реформ, неустойчивостью политического строя, коррумпированностью власти, своим будущим и перспективами жизнедеятельности своих детей. Многие их них нуждаются в психокоррекции мышления и поведения.

Сегодня читатели идут в библиотеку не только и не столько за информацией, сколько за успокоением и утешением, за психокоррекционной помощью. Поэтому значимость методик библиосоциологических исследований в современных условиях резко возросла. И чрезвычайно актуально стало такое направление деятельности библиотек, как библиосоциальная работа.

Изученность темы.

Даже тот факт, что популярность данной темы довольно высока, вопрос поставленный в данном исследовании требует постоянной доработки и поиска новых методов работы в связи с появлением новых средств реализации библиосоциальной деятельности.

Объект исследования: библиосоциальная работа: история, методика, перспективы.

Предмет исследования: библиосоциальная работа в информационном обществе.

Методы:

1. Анализ опубликованных документов по данной тематике.

2. Анализ работоспособности и рентабельности библиосоциологических методик.

Цель исследования заключается в исследовании современных методик библиосоциальной работы в информационном обществе. Анализ эффективности применения каждой конкретной методики. Выявление наиболее эффективных методов работы по данному направлению.

Из цели исследования вытекают следующие задачи.

1. Определение библиосоциологии как самостоятельной научной дисциплины. История развития социальных функций библиотек во временном контексте.

2. Рассмотрение конкретных методик библиосоциологического исследования и их особенностей.

Структура

Структура работы включает в себя введение, две главы, которые делятся на четыре параграфа, заключение, список использованной литературы и приложение. Во введении определены актуальность и изученность темы, сформулированы задачи и цели, объект и предмет, уточнены методы исследования. В двух главах - основная часть исследования. В заключении сделаны выводы по произведённому исследованию.

Методы исследования.

В качестве методов исследования использовались аналитическая переработка публикаций по настоящей тематике, а также исследовательский метод интервьюирования сотрудников библиотеки.