2.2 Структура сайта телепрограммы «Давай поженимся»
Мы уже отмечали, что в настоящее время многие телевизионные программы имеют свои сайты, зайдя на которые каждый пользователь может узнать какую-то информацию об этой телепередаче. Информация, содержащаяся на сайте, безусловно, играет важную роль для анализа репрезентации семьи в передаче.
Сайт программы существует в рамках Первого канала в разделе «Телепроекты» и состоит из двенадцати страниц: «Главная», «Выпуски», «Герои», «Претенденты», «Знакомства», «Добрые дела», «Реплики», «Советы», «Видео», «Анкета», «Публикации», «Мнения».
Рассмотрим более подробно каждый из этих пунктов.
1) «Главная».
Это «лицо» сайта. Здесь отображена основная информация о произошедших на программе событиях. С левого края размещён видео-ролик последнего выпуска программы. Вокруг него имеется краткая информация, излагающая основную суть. Чаще всего эта информация носит провокационный характер, что, несомненно, направлено на привлечение публики. Например: «Мужчин с прошлым не предлагать» или «Брюнетку мне, брюнетку».
Ниже располагаются «реплики»Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_remarks/si=5748. ведущих. Эти «реплики» можно разбить на несколько групп, в зависимости от их смысловой нагрузки:
а) реплики-советы.
Лариса Гузеева: «Запомните: никаких бывших! Бывшие - в бывшей жизни, всe»; она же: «Хотите, чтобы вас любили - откройте свою душу, попытайтесь сами полюбить»; Василиса Володина: «Чтобы влюбиться и строить пару, действуют три стимула - личностный, социальный и экономический. Чтобы пара была гармоничной, в идеале все три фактора должны сойтись, либо один из них должен зашкаливать»; Роза Сябитова: «Если вы любите не того мужчину, даже если вы будете пытаться не делать никаких ошибок в любви, всe равно ничего не построится. Ищите своего мужчину»; она же: «Мужчина, особенно успешный, не приходит к одинокой девушке. Мужчина приходит на очередь: пусть вокруг Вас будут поклонники. Видит очередь - хочу быть там, и при этом первым».
б) реплики-утверждения.
Лариса Гузеева: «Самодостаточный - это такой человек, которому хватает достатка только на самого себя»; она же: «Женщина готова на свободные отношения, когда боится снова пережить предательство и измену. Она заранее не хочет открывать свое сердце. Человек только от большого отчаянья ведет себя вызывающе. Есть патологически невезучие женщины, которые притягивают к себе очень плохих мужчин»; Роза Сябитова: «Заводятся тараканы, муж не заводится»; она же: «Есть такая категория мужчин, которая готова заскучать с любой женщиной»; Василиса Володина: «Классическая охотница предпочитает несвободных мужчин, и теряет интерес к мужчинам, как только они уходят к ней»; она же: «Мужчина может "холодно" реагировать на измены, если любит и хочет сохранить их отношения. Если такой человек полюбит, женщина многое приобретет в браке».
в) реплики-сравнения.
Роза Сябитова: «Чтобы понять, что такое обязательства и что такое вовлечeнность в отношениях, представьте яичницу с ветчиной. Курица посильно участвует, отдавая яйцо для яичницы, а вот свинья связана обязательствами, она отдала свою жизнь». Лариса Гузеева: «Отношения людей в браке - это практически каждый день подвиг Александра Матросова».
г) реплики-мнения
Лариса Гузеева: «В моeм понятии сильная женщина - это которая не выживает за счeт другого человека, не паразитка». Василиса Володина: «Чтобы общаться с мужчиной и полюбить его, мне, например, нужно, чтобы мужчина хорошо говорил на русском языке».
Разделив эти реплики на группы, мы видим, что хоть они и относятся к разным группам с разными характеристиками, каждая из этих реплик претендует на абсолютную истину, которую зритель должен таковой считать.
Просмотрев некоторый массив реплик, можно заметить, что многие из них противоречат друг другу, в чём мы усматриваем следствие противопоставления традиционного и современного типа семьи. Суммируем их характеристики:
Традиционный тип. Роза Сябитова: «Жена живет по тому образу, который формирует ей муж, а не переделывает тот уклад, в котором жил муж до нее. Либо подстраиваетесь под него, либо не живете вместе»;
Василиса Володина: «Когда женщина впереди себя толкает свою независимость, ей очень сложно обрести пару»;
Роза Сябитова: «Если вы всегда будете спорить, вы никогда не найдeте ни одного мужчину»;
Лариса Гузеева: «Всe должно быть поэтапно. Сначала - предложение и штамп в паспорте, сначала замуж, а потом всe остальное»;
Она же: «Сначала - ЗАГС, а потом друг друга узнавайте в быту, в радости, горести и веселье. Сначала нужно жениться».
Современный тип. Роза Сябитова: «Женщина должна обладать бойцовскими качествами, на которые мужчина будет возлагать надежды и опираться».
Василиса Володина: «У активных мужчин не требуйте серьезности и постоянства. Так не бывает».
Лариса Гузеева: «Ни одна женщина не поймет и не поддержит свободу в интимных отношениях».
Она же: «Не все истории должны заканчиваться браком. И не все истории, которые закончились браком - счастливые».
Из приведенных выше реплик вытекает вывод о том, что данная телепередача является одним из наглядных примеров «переходности семьи» в современном обществе. С одной стороны в телепередаче создается образ патриархальной семьи, где гражданские браки непозволительны; где муж является главным в семье и женщина зависит от него. С другой стороны, «эксперты» программы открыто говорят о подробностях личной жизни участников, публично обсуждают их бывших мужей и жен, парней и девушек, то есть фиксируют внимание аудитории на таких аспектах, которые в патриархальном обществе скрыты от чужих глаз, не являются достоянием публики. Неофициальность отношений не осуждается, а является нормой. Здесь же говорится о том, что именно женщина должна обладать бойцовскими качествами, что в патриархальной семье является прерогативой мужчины. Ряд «реплик» являются прямым следствием стереотипа о том, что множественные связи «активных мужчин» не осуждаются обществом и являются обычными для него.
На главной странице расположена краткая информация о программе - раздел «О проекте». Описание программы дополнено выходными данными (сайт, ведущие, координаты, время выхода программы и так далее). Внизу посетитель сайта может увидеть предыдущие выпуски, а также мнения, которые оставляют посетители сайта. Имеется также строка для поиска понравившегося кандидата. Присутствует и календарь. Скорее всего это нужно для того, чтобы показать, что программа идет в ногу со временем.
2) «Выпуски» Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_editions/si=5748..
Здесь выложены видеозаписи передач, вышедших в эфир с 23 июля 2008 года.
3) «Герои» Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_heroes/si=5748..
Этот пункт описывает участников телепередачи, которые выступали в качестве «женихов» и «невест». Описание каждого «героя» подчинено определенному порядку:
· история личной жизни;
· сфера деятельности;
· мечты, например: «Мечтает о высоком статусе», «Мечтает сняться в драматическом кино»;
· пожелания по поводу спутника/спутницы.
4) «Претенденты»Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_relations/si=5748..
Данный пункт описывает претендентов на «руку и сердце» героев. Структура описания следующая:
· сфера деятельности;
· мечты;
· предупреждение, например: «Предупреждает, что может потратить всю зарплату за один день» или «Предупреждает, что не поддается никакому давлению»;
· пожелания по поводу избранника;
· история личной жизни.
5) «Знакомства» Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_new_members/si=5748..
Описание героев подчинено той же системе, что и в предыдущих пунктах. Вдобавок к этому каждому герою присвоен свой номер. Благодаря этому происходит некоторое обезличивание героев. Личностные характеристики из-за этой структуры не видны. Из программы в программу создается единообразная, унифицированная модель «жениха» и «невесты», что делает возможным воссоздать образ российской семьи, презентующийся в передаче.
6) Акция «Добрые дела» Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_new_members/si=5748&act=1.
Здесь представлены анкеты 5 участников, которым нужна различного рода помощь: юридическая, материальная, духовная. Вот одна из таких анкет:
«Нейла, 31 год, № 1299
Акция Добрые дела: юридическая помощь и помощь детям.
Почти 5 лет квартира, принадлежащая Нейле по праву наследования, перепродается другим людям. Нейлу и ее сына-подростка пытаются лишить жилья. Помощи ждать неоткуда - с мужем разведена, «нужных связей» нет... Но обостренное чувство справедливости не дает ей замыкаться на своих проблемах - Нейла помогает обществу малообеспеченных и многодетных семей и фонду помощи детям больным онкологическими заболеваниями. Нейла просит о помощи своим подопечным - им нужны детские одежда и обувь, игрушки, памперсы и деньги. А сама мечтает о квалифицированной юридической помощи, чтоб вернуть себе и сыну крышу над головой».
Все эти пять анкет от девушек. Здесь не присутствует ни одного мужчины. Это, безусловно, является отражением патриархального уклада семьи. В такой семье женщина должна быть слабой, беспомощной и всегда зависеть от мужчины.
7) «Реплики» Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_remarks/si=5748..
О них говорилось выше.
8) «Советы»Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_advices/si=5748..
В этом разделе даются советы по поводу выбора сюрприза, который претенденты должны преподнести при знакомстве с героем. Большинство советов адресовано женщинам, например: «Порадуйте мужчину», «Чем порадовать мужчину?», «Подарки для мужчины» и так далее. Это можно легко обнаружить, взяв первые 30 советов из числа предоставленных.
1) Конкурсы для свадьбы от Розы Сябитовой («Кто родится: мальчик или девочка?», «Кто лидер в семье?»);
2) Психологический тест;
3) Сильные стороны;
4) Неприличный подарок;
5) Подарки для мужчины;
6) Сюрпризы для мужчины;
7) Первое свидание;
8) Понравиться мужчине;
9) Сюрприз для мужчины;
10) Поразить мужчину;
11) Подарок на первом свидании;
12) Удивите мужчину;
13) Что тебе подарить;
14) Не причиняйте неудобств;
15) Сюрпризы для мужчины;
16) Для избранницы;
17) Сюрприз для любимой;
18) Телезрители любят Гузееву;
19) Первое свидание;
20) Конкурс талантов;
21) Очаруйте мужчину;
22) Подарки для мужчины;
23) Первое свидание;
24) Первое свидание;
25) Порадуйте мужчину;
26) Первое свидание;
27) Как завоевать мужчину;
28) Творческие сюрпризы;
29) Чем порадовать мужчину?;
30) Сюрпризы.
По названию можно увидеть, что 12 из них (а это 40%) предназначены мужчинам, а 2 женщинам (6,6%). Остальные 53,4% сюрпризов носят обобщенный характер. Фактически, целевым сегментом здесь является женщина. Именно она должна удивлять мужчину, дарить ему подарки, очаровывать его, а не наоборот. Например, «Если вы хотите сделать приятное для мужчины, порадуйте его, а не тестируйте», «Лучше не дарите карикатуры на него и подарки, которые его могут обидеть. Это может себе позволить только та, что знает его давно» или «Постарайтесь не ставить его в неловкое положение, заставляя в боксерских перчатках разворачивать конфеты».
Приведенные выше советы показывают нам современную сторону общества, отходя от патриархальных ценностей, правил, норм. Здесь женщина берет на себя функцию «завоевания и покорения мужчины», а он лишь принимает ее ухаживания. Подмена ролей, переход от традиции к современности еще раз говорит о промежуточном состоянии, в котором в настоящее время находится институт семьи.
9) «Видеоархив» Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/videoarchive/32846&p=257..
Представлены Размещено на http://www.allbest.ru/
все видеозаписи телепередачи «Давай поженимся». Часть из них будет исследована с помощью контент-анализа в следующем параграфе курсового проекта.
10) «Анкета» Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_anketa/si=5748..
Играет немалую роль для данной работы. Здесь имеет смысл поместить список вопросов, представленных в анкете для потенциального участника телепередачи.
v Фамилия, имя, отчество
v Дата рождения
v Время рождения (если знаете)
v Место рождения
v Знак зодиака
v Где проживаете в настоящее время (страна, населенный пункт)?
v Сможете ли приехать на съемки в Москву?
v Адрес эл.почты ( e-mail)
v Контактные телефоны
v Рост (см)
v Вес (кг)
v Какое у вас образование, что Вы закончили?
v Кем и где работаете?
v Какое у вас приданое (Чем вы готовы поделиться со своим будущим избранником)?
v Есть ли у вас дети и сколько им лет?
v Ваше хобби, увлечения, как проводите свободное время?
v Какие у вас вредные привычки и черты характера, которые вам самим не нравятся?
v Идеальная семья, какой она должна быть (сколько в ней детей, кто зарабатывает деньги, кто принимает решения, кто ведет хозяйство, как организован досуг и т.п.)
v О чем мечтаете (в материальном плане, в карьере, в личной жизни и т.п.)
v О чем Вы хотите предупредить своего будущего избранника, с чем ему придется смириться в браке и на какие компромиссы Вы готовы?
v Чем Вы гордитесь? Ваши достижения
v Кто будут Вашими сватами (желательно родственники)?
v Какой сюрприз, номер, сценку Вы покажете?
v Ваш женский (или мужской) идеал: возраст, рост, вес, цвет волос, характер, кем работает, чем увлекается, сколько зарабатывает и т.п.
v Что категорически не приемлете в женщинах (или в мужчинах)?
v История семьи: кто папа и мама, сколько лет вместе, какие отношения в семье, как встретились, почему разошлись, кто виноват в разводе, хотели бы такую семью, как у них?
v История любви: как, где и когда встретились, что почувствовали, как жили, когда наметился первый конфликт и на какой почве, почему и как развелись, сколько лет прожили вместе, сколько лет вы одиноки, жалеете ли о разводе, как, где и когда встретили новую любовь и т.д. ДЕТАЛИ!!!
Проведем небольшой анализ вопросов анкеты, представленных выше:
1) В анкете имеется стандартный набор вопросов, что позволяет выявить основные характеристики героя.
2) Важным при подборе героев по-нашему мнению является наличие детей. Этот вопрос позволяет выявить отношение претендента к наличию детей из других браков его будущей спутницы. И эта характеристика будет отражать состояние российской семьи. А именно присутствие в ней элементов патриархальной и традиционной семьи.
3) Присутствие такого вопроса как: «Какое у вас приданое?» сообщает о том, что программа ориентирована на патриархальные ценности. Ведь именно в такой семье главным было не взаимное желание вступить друг с другом в брак, а материальное благосостояние, так называемое приданое.
4) Важным для современного типа семьи является тождественность интересов супругов: их хобби, увлечений. Следовательно, этот вопрос играет важную роль в анкете.
5) К образу патриархальной семьи нас отсылает так же вопрос о сватах. В скобках здесь указано, что в этой роли желательны родственники. Ведь именно они составляли основу семьи патриархальной. Друзья были не столь важны.
6) История семьи и история любви - 2 вопроса, являющихся показателями современного типа семьи. Это те сферы, которые в патриархальной семье не обсуждаются с чужими людьми. Здесь можно вспомнить русскую пословицу: «Не выноси сор из избы». В современной же семьи стало нормальным гласное обсуждение прошлого опыта.
11) «Публикации» Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/pubarchive/marry..
Информация, предоставленная в этом разделе не совсем понятна. Здесь нет четкого критерия ее выделения. В основном это дни недели с предоставленным видео и кратким содержанием. Некоторые из этих роликов даже не относятся к данной телепередаче, а лишь являются проектами Первого канала.
12) «Мнения»Сайт программы «Давай поженимся» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_blog/si=5748..
Каждый, кто зашел на этот сайт, может оставить здесь свой комментарий. В основном это обсуждение участников программы, ведущих; недовольства по поводу неизвестности судьбы сложившихся пар и так далее.
Рассмотрев все 12 разделов на сайте программы, сделаем некоторые выводы:
1)Образ семьи в телепередаче нельзя отнести ни к традиционному типу семьи, ни к современному типу семьи. Присутствие составляющих данных типов доказывает это;
2) Признаками патриархального типа семьи можно назвать:
-присутствие сватов на программе;
-реплики ведущих о том, что муж занимает в семье позицию лидера, что не могут иметь места гражданские браки;
-изображение женщины как слабого, беспомощного существа, находящегося в поисках поддержки (Акция «Добрые дела»).
3) Признаками современного типа семьи можно назвать:
-обсуждение личного опыта героев;
-советы по завоеванию противоположного пола, в большей степени, предназначенные для женщин;
-реплики ведущих о необходимости наличия бойцовских качеств у женщины.
Для реконструкции образа современной российской семьи перейдем к контент-анализу телепередачи.
- Введение
- Глава 1. Современная российская семья с социологической точки зрения
- 1.1 Определение понятий семья, образ, имидж, презентация, репрезентация
- 1.2 Семья как социальный институт в современных российских исследованиях
- Глава 2. Телепередача «Давай поженимся» как средство формирования представлений о семье
- 2.2 Структура сайта телепрограммы «Давай поженимся»
- 2.3 Контент-анализ выпусков