Y.4.5. Концепция «информационного общества»
Мысль об ускоренной и крупной социальной трансформации, охватившей мир, все настойчивее высказывалась в последние два десятилетия ХХ века. Компьютеризация производства, различных областей трудовой деятельности, общения, быта, досуга и т.п., проблемы, трудности, противоречия, которые с нею связаны, – все это широко обсуждалось специалистами различного профиля и различных сфер деятельности в 80-х годах и продолжает обсуждаться по настоящее время.
При этом на смену профессорам философии и социологии, работавшим в 60-х - 70-х годах в академической сфере (Р. Арон, Д. Белл) или призывавшимся, хотя бы временно, к политической деятельности (У. Ростоу, 3. Бжезинский) в 80-е годы к работе над новыми идеями и концепциями социального развития пришли практически работающие советники бизнеса (Дж. Несбитт, И. Масуда) или бывшие журналисты, ставшие социальными философами и футурологами совершенно специфического рода (А. Тоффлер, Г. Хендерсон и др.).
С середины 60-х и до конца 70-х годов происходило наиболее кардинальное видоизменение информационно - вычислительной техники (в сторону колоссального улучшения самых разных ее показателей: повышения производительности, уменьшения затрат, микроминиатюризации элементной базы и т. д.), огромное расширение сфер и возможностей ее применения в обществе, изменение форм взаимодействия человека с информационными средствами. Новый "информационный взрыв" назревал, но даже в середине 70-х годов он вовсе не был очевиден. Заслуга создателей концепции "информационного общества" состояла в предвидении того, что новый, "информационный" этап научно-технического прогресса станет реальностью и изменит многие стороны социальной жизни.
С начала 80-х годов возник спор: необходимо ли менять укоренившийся в 70-е годы термин "постиндустриальное" общество, замещая его новым термином - "информационное" общество. Оказалось, что спор отнюдь не терминологический. Необходимо было ответить на действительно принципиальный философско-исторический вопрос: несут ли с собой информационные наука и техника, широкое внедрение их результатов во все сферы человеческой деятельности коренной социальный, цивилизационный поворот, или же они означают только продолжение прежнего индустриального развития?
Недвусмысленный ответ на этот вопрос дал Дж. Несбитт в работе "Мегатенденции: десять новых направлений, преобразующих наши жизни" (1982 г.). "1956 и 1957 г.г., - пишет он, - были поворотным пунктом, концом индустриальной эры. Приведенные в замешательство, не желающие распрощаться с прошлым, даже лучшие наши мыслители оказались неспособными описать грядущую эпоху. Гарвардский социолог Дениел Белл назвал ее постиндустриальным обществом, и термин этот закрепился. Мы всегда применяем частицы "пост" и "нео" - к каким-либо эрам и. движениям, когда не знаем, как назвать их. Теперь ясно, что постиндустриальное общество это информационное общество..."1
Такой же точки зрения придерживается и руководитель национальной программы "информационного общества" Японии И. Масуда. Совершенно четко и недвусмысленно он озаглавил свою работу: "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1983 г.). В этой работе содержится концептуальное обоснование вышеуказанной программы.
С точки зрения создателей концепции "информационного общества", последнее начало формироваться еще в 50-х годах. И сегодня это общество - не какой-то отдаленный идеал, а реальность, в которую мы уже погружены. Как пишет Дж. Несбитт, "не информационная технология сегодняшнего дня — от компьютеров до кабельного телевидения — вызвала новое информационное общество. Оно стало пролагать себе дорогу в конце 50-х годов. Современная сложнейшая технология только ускорила наше погружение в информационное общество, в котором мы уже находимся. Проблема состоит в том, что наше мнение, наши установки и, следовательно, процессы принятия решений еще не сообразовались с реальным положением вещей... И мы подвергаем большому риску наши компании, нашу индивидуальную карьеру и нашу экономику в целом. Например, не имеет смысла реиндустриализовывать экономику, которая основывается не на индустрии, а на производстве и распространении информации".2
"Информационное общество" характеризуется компьютеризацией самых различных областей социальной жизни, появлением новых информационных технологий и новых видов деятельности. На все эти черты новой экономической реальности указывает Дж. Несбитт в своей работе. "Реальное увеличение, - пишет он, - имело место в информационных занятиях. В 1950г. только 17 процентов из нас работало в сфере информационного труда. Теперь 60 процентов занятых имеет дело с информацией - в качестве программистов, учителей, клерков, секретарей, счетных работников, маклеров, менеджеров, работников сферы страхования, чиновников, юристов, банкиров, технических специалистов. К тому же много работников выполняют информационные работу в компаниях, занимающихся производством. Большинство американцев расходует свое время, создавая, сберегая или распределяя информацию".1
Дж. Несбитт неустанно подчеркивает такую тенденцию современного общества как быстрый рост информационных профессий и усиливающееся значение информационного труда, что уже создало и продолжает создавать миллионы новых рабочих мест. Опираясь на исследования ряда социологов, Несбитт показывает, что уже в 70-х годах в США только пять процентов из вновь возникших типов занятости приходилось на сферу производства материальных благ в индустрии, в то время как 90 процентов относились к созданию, хранению и распространению информации.
Отсюда Несбитт делает далеко идущий вывод об основном, стратегическом ресурсе общества настоящего и особенно будущего. Таким стратегическим ресурсом, подчеркивает он, является информация. Ресурсом не единственным, но наиболее важным.
В середине 80-х годов вышла новая книга Дж. Несбитта, написанная в соавторстве с П. Абурдин. Ее полное название: "Изобретая корпорации вновь. О перестройке вашей работы и вашей компании соответственно новому информационному обществу" (1985 г.). В этой книге были развиты далее идеи той концепции, которую Дж. Несбитт изложил ранее. В данной (совместной с П. Абурдин) работе делается акцент на внутреннее развитие гуманизированного бизнеса, а также анализируются и более широкие социальные проблемы такие, как образование, здравоохранение, женский вопрос и др. Специальная глава посвящена японскому опыту в сфере бизнеса и решения социальных проблем. "Красной нитью" в указанной работе проходит мысль, что в информационном обществе прибыли корпораций будут тем выше, чем более гуманными станут цели и методы их организационно-управленческой деятельности, чем больше средств и внимания будет уделено совершенствованию работы с людьми.
Таким образом, к середине 80-х годов в рамках разрабатываемой концепции "информационного общества" был вскрыт ряд глубинных, долгосрочных тенденций будущего развития человечества. Последние основываются на качественном обновлении техники и науки, происходящем на нынешнем информационном витке научно-технического прогресса. Причем наиболее интересное и ценное в разработке указанной концепции – это описание широких цивилизационных процессов, перемен в образе жизни, в ценностных установках, способах коммуникации людей.
В 90-х годах процесс движения к глобальному информационному обществу (ИО) нашел отражение в официальных документах и новых общественных структурах целого ряда стран. Примером может служить инагурационный меморандум Клинтона – Гора «Технология для экономического роста Америки» (февраль 1993), в котором официально провозглашалась идея национальной информационной инфраструктуры. Эта идея была подхвачена странами «большой семерки» и Европейского Союза. Усилиями специальной Европейской комиссии были созданы такие структуры, как Форум ИО, Бюро проектов ИО и Глобальная опись ИО. В международной информационной сети «Интернет» организовано множество серверов, хранящих проекты развития информационного общества.
Но при всем сегодняшнем многообразии проектов и прогнозов, посвященных информационному обществу, именно внимание к повседневности, к массовому сознанию и действию (а ведь под их влиянием и формируются цивилизационные тенденции) позволили теоретическим размышлениям разработчиков концепции «информационного общества» обрести конкретность и жизненность. Вместе с тем, весьма сложные и неоднозначные связи между обществом сегодняшнего и завтрашнего дня требуют от исследователей «информационного общества» дальнейшего теоретического осмысления своих прогнозов.
- Южно-Российский Государственный Технический Университет (нпи)
- О г л а в л е н и е
- Предисловие
- Глава. . Философия, ее специфика и
- Место в культуре
- Глава II. Основные этапы исторического развития и школы философии
- Глава III. Философские и естественнонаучные
- Глава iy. Природа, общество, культура.
- Глава IX. Наука, техника, технология.
- П р е д и с л о в и е
- .1.2.Философия: взгляд изнутри
- 3. Границы разума.
- «Теоретический» образ жизни
- 1.7.Философия и мировоззрение
- .1.8. Философия и ценности.
- И зачем судьбою тайной
- Цели нет передо мною…
- Предварительные замечания
- Глава II. Основные этапы исторического
- II.2. Классическая греческая философия.
- II.2.1.Сократ
- II.2.2.Платон
- II.2.3.Академия Платона
- II.2.4.Аристотель
- II.3.Философия эпохи эллинизма
- II.3.1.Эпикуреизм
- II.3.2.Стоицизм
- II.3.3. Общая характеристика античной философии
- II.4. Философия древней Индии и Китая. Аксиомы "западной" культуры
- II.4.1.Философия древней Индии.
- II.4.2.Буддизм
- II.4.3.Три драгоценности буддизма
- II.4.4.Чань-буддизм
- II.5.Философия древнего Китая
- II.5.1.Даосизм: Небо-дао-мудрость
- Даосизм и греческая философия
- Человек
- II.5.2.Конфуций
- Знание – преодоление себя
- Обретение Пути
- Справедливость – судьба
- Природа человека
- «Благородный муж»
- Сыновняя почтительность
- II.5.3.Сократ – Конфуций
- II.6. Философия в средние века
- II.6.1. Античная культура и христианство
- Бог, человек, мир в христианстве. Вера вместо разума
- Новый образец: любовь, терпение, сострадание
- Человек: между греховностью и совершенством
- Жить сообразно природе или следуя Богу?
- "Природа" и свобода
- II.6.2. Религиозный характер философии средневековья. Патристика и схоластика
- II.7. Философия Нового времени. Выдающиеся европейские философы XVII-XVIII вв. Русские философы XVIII в.
- II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма диалектики
- II.10. Философский иррационализм.
- II.10.1. Шопенгауэр
- Мир как воля и представление
- Человек в мире
- Феномен сострадания: путь к свободе
- II.10.2.Ницше
- Воля к власти
- Человек и сверхчеловек
- Тело и душа
- Человек должен стать свободным
- II.11. Русская философия XIX в.
- II.12. Панорама философии хх века
- II.12.1.Философия "серебряного века" русской культуры
- II.12.2.Советская философия
- II.12.3.Неопозитивизм
- II.12.4.Феноменология
- II.12.5.Экзистенциализм
- II.12.6.Герменевтика
- Глава III. Философские и естественнонаучные картины мира
- III.I. Понятия «картина мира» и «парадигма». Естественнонаучная и философская картины мира.
- III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности
- III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
- III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Возникновение атомистики. Научное наследие Аристотеля
- III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой натурфилософии. Развитие математики и механики
- III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии. Продолжение идей атомистики и геоцентрической космологии
- III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
- III.4. Научные революции эпохи нового времени и смена типов миропонимания
- III.4.1. Научные революции в истории естествознания
- III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической картины мира
- III.4.3. Вторая научная революция.
- Создание классической механики и
- Экспериментального естествознания.
- Механистическая картина мира
- III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений.
- III.5 диалектико-материалистическая картина мира второй половины XIX века
- III.5.1. Формирование диалектико- материалистической картины мира
- III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии и естествознания. Материя как объективная реальность
- III.5.3. От метафизико-механического – к диалектико-материалистическому пониманию движения. Движение как способ существования материи
- III.5.4. Понимание пространства и времени в истории философии и естествознания. Пространство и время как формы бытия движущейся материи
- III.5.5. Принцип материального единства мира
- III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий хх века. Проникновение в глубь материи. Квантово-релятивистские представления о мире
- III.7. Естествознание хх века и диалектико-материалистическая картина мира
- Глава iy.Природа, общество, культура
- Iy.1. Природа как естественная основа жизни и развития общества
- Iy.2. Современный экологический кризис
- Iy.3. Общество и его структура. Социальная стратификация. Гражданское общество и государство.
- Iy.4. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в общественной жизни.
- 4.5. Специфика философского
- Подхода к культуре.
- Культура и природа.
- Функции культуры в обществе
- Глава y. Философия истории. Y.I. Возникновение и развитие философии истории
- Y.2. Формационная концепция общественного развития в философии истории марксизма
- Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества. Традиционные и техногенные цивилизации
- Y.4. Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма» y.4.1. Концепция «Стадий экономического роста»
- Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
- Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного) общества»
- Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии цивилизации
- Y.4.5. Концепция «информационного общества»
- Y.5. Философия истории марксизма и
- Современные «индустриальные» и
- «Постиндустриальные» концепции
- Развития общества
- Глава yi. Проблема человека в философии,
- Науке и социальной практике
- Yi. 1.Человек во Вселенной.
- Антропный космологический принцип
- Yi.2. Биологическое и социальное в человеке. Человек как индивид и личность
- Yi.3. Сознание и самосознание человека
- Yi.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм и неофрейдизм
- Yi.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.
- Yi.6. Мораль, нравственные ценности, право, Справедливость.
- Yi.7. Представления о совершенном человеке в различных культурах
- Глава yii. Познание и практика
- VII.1. Субъект и объект познания
- Yii.2. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания
- Yii.3. Мышление и формальная логика. Индуктивный и дедуктивный типы умозаключения.
- Yii.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика инженерной деятельности
- Yii.5. Проблема истины. Характеристики истины.Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
- Глава yiii. Методы научного познания yiii.I ПонятиЯ метода и методологии. Классификация методов научного познания
- Yiii.2. Принципы диалектического метода, их применение в научном познании. Yiii.2.1.Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании
- Yiii.2.2.Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание
- Yiii.2.3.Принцип детерминизма. Динамические и статистические закономерности. Недопустимость индетерминизма в науке
- Yiii.2.4.Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подходы в познании
- Yiii.3. Общенаучные методы эмпирического познания yiii.3.1.Научное наблюдение
- Yiii.3.3.Измерение
- Yiii.4. Общенаучные методы теоретического познания yiii.4.1.Абстрагирование. Восхождение от
- Yiii.4.2.Идеализация. Мысленный эксперимент
- Yiii.4.3.Формализация. Язык науки
- Yiii.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания yiii.5.1.Анализ и синтез
- Yiii.5.2.Аналогия и моделирование
- IX. Наука, техника, технология
- IX.1. Что такое наука?
- IX.2.Наука как особый вид деятельности
- IX.3.Закономерности развития науки.
- IX.4. Классификация наук
- Механика прикладная механика
- IX.5. Техника и технология как социальные явления
- IX.6. Взаимоотношение науки и техники
- IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия
- IX.8. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса
- IX.9.Наука и религия
- Глава х. Глобальные проблемы современности х.I. Социально-экономические, военно-политические и духовные характеристики мировой ситуации на рубеже хх и ххi веков.
- Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие черты и иерархия
- Х.3. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегия дальнейшего развития человечества