logo search
шпора по о с р

13.Становление социального попечительства в россии

Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси стало ее крещение, в результате которого христианство приобрело статус государственной религии. До принятия христианства славяне занимались простейшей благотворительностью стихийно. После крещения благотворительность приобретает систематический характер. С момента крещения и до начала 19 века благотворительность осуществлялась преимущественно частными лицами и церковью.

На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Любовь к ближнему в то время принимала форму личной милостыни. Любить ближнего – значит накормить голодного. Человеколюбие значило нищелюбие. Благотворительность была условием личного нравственного здоровья. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню.

Нищенствовать порою было выгоднее, чем честно зарабатывать деньги.

1.Первый русский царь, решивший искоренить попрошайничество был Петр 1. Петр 1 велел ловить гулящих людей и отправлять их к месту жительства. Повторно пойманных били, клеймили и отправляли на каторгу.

Петр 1 запретил не только просить милостыню, но и подавать ее. Он повелел открывать во всех губерниях богадельни, в которых бы помещались больные старики, не имевшие крыши над головой. К эпохе царствования Екатерины 2 относится становление общественного призрения. Специальным указом 1775 года предписывалось в каждой губернии открывать народные школы, сиротские дома, больницы, богадельни, работные и смирительные дома. Т.О. государство пыталось охватить все слои населения, нуждающиеся в социальной защите. Но так как призрение для правительства оказалось чрезмерной ношей, то Александр 1 включил призрение в сферу общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства.