logo search
Sbornik_2010

Public Relations: контент-анализ украинских и зарубежных публикаций

Актуальность темы заключается в особенностях развития современного профессионального бизнеса, который неразрывно связан с концепцией Public Relations, ее принципами в области создания благоприятных внешних условий для формирования деловой активности. Современные коммерческие и государственные структуры настойчиво изучают основы Public Relations, их концепцию. В Украине подобная подготовка на уровне высшей школы пока только начинается. Эта профессия требует комплексной образовательной подготовки специалистов. В системе высшего образования постсоветских государств пока нет комплексных учебных программ общего и специального образования специалистов данного профиля, отсутствуют государственные вузы для их подготовки.

Сфера Public Relations в Украине пока находится в «зачаточном» состоянии. В прессе, работе управленческих компаний отсутствует настоящая управленческая деятельность или попытка установления коммуникаций PR.

Проблемная ситуация заключается в том, что в стране, где сфера Public Relations не стала редким и нетипичным явлением, сама деятельность носит малоэффективный характер.

Для современной Украины в условиях политической неопределенности эта тема сегодня особенно актуальна. По нашему мнению, для каждой страны наиболее актуальными являются различные аспекты Public Relations.

Даже учитывая тот факт, что мы не можем выявить эффективность технологий Public Relations, используя контент-анализ, достоинства этого метода становятся поистине неоценимыми, когда он используется в комбинации с другими видами исследований.

Для изучения нами был выбран период с января 2007 года по декабрь 2009 года, так как это время характеризуется наиболее насыщенным общемировыми и украинскими событиями.

Согласно результатам исследования, тема Public Relations в Украине носит актуальный характер. Количество статей по исследуемой тематике в 2009 году заметно возросло в сравнении с 2008-м годом. Это свидетельствует о том, что все большее количество людей становятся заинтересованными в изучении и использовании технологий связей с общественностью в условиях современного мира. В периодических изданиях и на различных web-ресурсах редко можно встретить публикации по исследуемой теме. Однако существуют специализированные журналы и Internet сайты, где серьезно занимаются исследованием Public Relations.

36% всех статей посвящены исследованию, описанию и разработке различных технологий PR. Несколько реже встречаются публикации, посвященные работе со средствами массовой информации – 15%. Третье место по частоте встречаемых тем делят внутренний PR (13%) и кризисный менеджмент (13%). 10% статей относятся к маркетинговым связям с общественностью. Кроме того существуют работы, посвященные финансовой сфере, корпоративному PR и отношениям с персоналом.

Значительное число статей о кризисном менеджменте было опубликовано в Украине именно в момент наибольшей паники общества в связи с мировым финансовым кризисом. Авторы статей не нагнетали обстановку, а стремились сделать все возможное, чтобы снизить уровень беспокойства и объяснить происходящее с научной точки зрения, показать пути развития страны.

Следует также отметить, что тема Public Relations не относится к числу сугубо мужских или женских. Проведенный контент-анализ свидетельствует, что и те, и другие заинтересованы и компетентны в данной области – 52% мужчин и 48% женщин пишут о связях с общественностью.

Приведенные выше результаты контент-анализа являются смысловой и композиционной базой дальнейшего исследования сферы Public Relations в Украине.

Пивень Анна

Государственный университет информатики и искусственного интеллекта

(Украина, г. Донецк)