IX.6. Взаимоотношение науки и техники
В настоящее время развитие науки является одним из главных условий развития техники. Можно выделить три основных точки зрения на взаимоотношение науки и техники в обществе. Первая – утверждается определяющая роль науки, технику воспринимают как прикладную науку. Это модель взаимоотношения науки и техники, когда наука рассматривается как производство знания, а техника – как его применение. Такая модель – достаточно одностороннее отражение реального процесса из взаимодействия.
Другая модель – взаимовлияние науки и техники, когда они рассматриваются как независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Иногда техника использует научные результаты для своих целей, иногда наука использует
технические устройства для решения своих проблем.
Третья модель утверждает ведущую роль техники: наука развивалась под влиянием потребностей техники. Создание техники определялось нуждами производства, а наука возникает и развивается как попытка понять процесс функционирования технических устройств. Действительно, мельница, часы, насосы, паровой двигатель и т.д. создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теоретическое осмысление действия технических устройств. Например, сначала был изобретен паровой двигатель, потом возникает термодинамика. И таких примеров множество.
Чтобы разобраться в проблеме взаимоотношения науки и техники, надо рассмотреть их исторически, найти тот момент их развития, когда они составляли единое целое. Затем проследить процесс разделения, обособления и взаимодействия науки и техники.
Вспомним, что слово «техника» имеет два основных значения. Это: 1) то, что вне человека – технические средства, орудия труда и т.д., 2) то, что внутри – его навыки и умения.
И то, и другое – необходимые условия процесса труда, без которых труд невозможен. На разных этапах общественного развития их удельный вес различен. В докапиталистическом обществе преобладали простые орудия труда, поэтому конечный результат всецело зависел от опыта и умелости мастера, а также от множества других неизвестных и неподконтрольных человеку причин. Человек еще в древности научился выплавлять металл, не имея адекватного представления о том, что при этом происходит, какие физические и химические процессы определяют получение конечного результата. Знание передавалось в форме рецепта: взять то– то…, сделать то – то. (Такая форма знания и сейчас представлена в любой книге по кулинарии). При этом никак не обосновывается, почему надо брать именно эти компоненты и совершать с ними именно такие действия. Это знание досталось от предков, которые, в свою очередь, получили его от богов. Оно священно, в нем нельзя ничего менять. Основной принцип действия человека традиционного общества – «так делали боги, так делают люди».
Таким образом, главное знание человека докапиталистического общества – знание практическое, «как сделать». Это знание досталось от предков, оно священное и неприкосновенное. Ясно, что науки как знания об объективном природном процессе в традиционном обществе быть не может. Наука – это попытка понять действие, установить естественные причины, определяющие результат действия. Главная «причина», от которой зависит любое дело и вся жизнь человека традиционной культуры –боги. В мире все определяется волей богов. Это означает, что никакого естественного, объективного природного процесса не существует. Боги научили человека, что делать и как делать. Он повторяет эти действия, не понимая их истинный смысл и влияние на конечный результат. С точки зрения современного человека для получения из руды металла совсем не обязательно приносить в жертву петуха и окроплять его кровью плавильную печь. Главное – обеспечить нормальную температуру в печи и наличие соответствующих компонентов. Но древний человек не знал, что главное, что именно определяет конечный результат, который мог получиться, а мог и не получиться. Поэтому принесение петуха в жертву богам должно было обеспечить успех действия.
Наука – попытка понять деятельность, отделить в ней главное от второстепенного, раскрыть причины, определяющие результат. Наука – рационализация деятельности, поиск наиболее рационального пути к цели. Но деятельность наиболее рациональна тогда, когда она опирается на знание законов природы, ее причинно-следственных связей.
Как и почему возникает это знание? Строго говоря, практическая деятельность человека всегда использует природные силы и причинно-следственные связи. Когда древний человек плавил металл, он использовал силы природы, ее законы. Но использовал – не значит понимал. Природные закономерности вначале не выделены из самой деятельности, скрыты, не представлены в чистом виде. Человек просто повторял ряд действий, унаследованных от предков. Среди них были рациональные и нерациональные, магические. Но это мы сейчас, с точки зрения нашего знания, можем определить, что рационально, а что нет: например, что приносить жертву при плавке металла не обязательно. Для древнего человека гарантией результата было точное воспроизведение действий предков, исполнение воли богов.
Каким же образом человек открывает объективный природный процесс? Если открывает, значит он скрыт, не виден. Но скрыт чем? Разве человек не видит природные явления и процессы? Человек видел как солнце всходит и заходит, как растет трава и деревья, он видел горы и реки и т.д. Видеть и понимать - вещи разные. Человек видит множество событий, явлений, процессов, связей, отношений. Какие события являются причиной, какие следствием, что необходимо, а что случайно? В начале все переплетено и запутано. Человек выходит из дома на охоту. В это время прокричал петух. Охота оказалась удачной. Может создаться впечатление: крик петуха – причина удачной охоты. И так в любом деле: может быть удача или неудача, результат то достигается, то нет. Это означает, что человек не контролирует полностью процесс своей деятельности. Все, что ему неподконтрольно, он объясняет волей богов. Боги – высшие, неподконтрольные человеку силы, влияющие на результат его действий. Крестьянин бросал в землю зерна и не знал, соберет ли он осенью урожай. Это зависело не от него, а от «неба» и его обитателей, т.е. каких-то высших сил. Когда результат действий полностью зависит от собственных усилий человека, боги оказываются не нужны. Но для этого надо определить, от чего именно зависит результат, найти реальные причины, его определяющие, реальные причинно-следственные связи, выделить их из потока событий случайных. Пока результат дела зависел от человеческого умения, от его субъективных качеств и других неконтролируемых привходящих обстоятельств, вскрыть реальные причины невозможно. Может получиться, а может нет, узнать почему невозможно. Выход в том, чтобы заменить человека механизмом, техническим устройством. В механизме действие приводит всегда к однозначному результату. Результат зависит от устройства машины. Умение человека передается машине. Механизм можно исследовать, изучать, как он работает. В нем причинно-следственные связи наглядны и понятны, потому что созданы самим человеком. Ткацкий станок заменяет ткача. Действие человека заменяется действием механизма. Действие человека понять сложно. Оно непонятно от чего зависит. Один умеет рисовать и делает это легко и красиво, другой не умеет и никогда не сможет научиться. Ткать тоже надо долго учиться и не у каждого получается. Но если действие человека заменить машиной, тогда снимается зависимость результата от субъективных, т.е. неконтролируемых факторов. Причинно-следственные связи становятся воспроизводимыми и контролируемыми. Практика обретает устойчивую опору. Она больше не зависит от множества случайных факторов, от «неба».
Таким образом, техника дает возможность жестко связать действие и результат, устанавливает воспроизводимую и контролируемую причинно-следственную связь. Эти причинно-следственные связи, используемые в механических устройствах, изучаются наукой механикой. В механизме они наглядны и понятны, в природе скрыты. Чтобы понять действие природы, понадобился механизм. В дальнейшем познание развивается именно таким способом. В технике моделируются связи природы – наука их исследует и описывает в теориях.
Мы проследили следующую закономерность: действие человека в историческом процессе заменяется действием механического устройства, механическое устройство рождает науку механику – первую из естественных наук. Здесь уже есть все, что необходимо любой науке: приборы для экспериментов, которые отделяют устойчивые причинно-следственные связи от случайных и теория для описания этих связей. Наука обретает прочную опору. Теперь знание можно производить как ткани на ткацких станках -–в массовых количествах.
Все сказанное позволяет сделать вывод: наука как знание о реальных связях в природе, о закономерностях, проявляющихся в природных процессах, возникает тогда, когда ученые обращаются к исследованию технических устройств.
В техническом устройстве действие природных сил представлено наглядно и зримо, оно может быть измерено и рассчитано. Действие природных сил не затемняется субъективными факторами, как это было в ремесленном производстве, где все определяется опытностью и умелостью мастера. Опытность и умелость мастера – в его руках, зрении, слухе, осязании и т.д. Мастерство трудно передать, оно внутри и непонятно от чего зависит. Когда действие передается механизму, субъективный фактор перестает быть главным. Действует машина, а человек контролирует ее действие. Теперь в производстве главную роль начинает играть знание о том, как действуют механические устройства – наука механика.
Таким образом, современная наука возникает как попытка понять действие технических устройств. Она исследует те природные законы, на основе которых работает техника. Позднее в науке происходит разделение на науки технические, исследующие проблемы техники, и науки о природе, исследующие природные процессы.
Наука длительное время, до конца XIX века, шла вслед за техникой. Технику создавали практики-изобретатели. Часовщик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт – прядильную машину, рабочий-ювелир Фултон – пароход. Первые паровые машины были построены мануфактурными и ремесленными способами. Вначале наука изучает те механизмы – мельницы, двигатели, насосы и т.д. – которые изобретены практиками. Собственно, развитие естествознания до середины XIX века – это «извлечение» законов природы из машин, механизмов, технологий.
В конце XIX века ситуация изменяется. Целые отрасли промышленности создаются на основе открытий науки: электротехническая, химическая, различные виды машиностроения и т.д.
В настоящее время создание новых видов технических устройств не может не опираться на научные исследования и разработки. В науке есть отрасли, непосредственно связанные с разработкой новой техники, и отрасли ориентированные на фундаментальные исследования. В целом это единая сфера деятельности, обозначаемая в статистических справочниках как «Научные исследования и опытно-конструкторские разработки» (НИОКР).
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что взаимоотношения науки и техники изменялись в историческом процессе. В докапиталистическом обществе преобладали ручные орудия труда. Ученые не обращались к решению практических проблем. В период становления и развития капитализма производство начинает развиваться на технической основе. Создаются разнообразные машины и механизмы, заменяющие труд рабочего. Современная наука возникает из стремления понять работу механических устройств. В дальнейшем происходит обособление технических наук и наук о природе, но сохраняется их тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Современная наука и техника также находятся в процессе постоянного взаимодействия. Технические проблемы стимулируют развитие науки, научные открытия, в свою очередь, становятся основой создания новых видов техники.
- Южно-Российский Государственный Технический Университет (нпи)
- О г л а в л е н и е
- Предисловие
- Глава. . Философия, ее специфика и
- Место в культуре
- Глава II. Основные этапы исторического развития и школы философии
- Глава III. Философские и естественнонаучные
- Глава iy. Природа, общество, культура.
- Глава IX. Наука, техника, технология.
- П р е д и с л о в и е
- .1.2.Философия: взгляд изнутри
- 3. Границы разума.
- «Теоретический» образ жизни
- 1.7.Философия и мировоззрение
- .1.8. Философия и ценности.
- И зачем судьбою тайной
- Цели нет передо мною…
- Предварительные замечания
- Глава II. Основные этапы исторического
- II.2. Классическая греческая философия.
- II.2.1.Сократ
- II.2.2.Платон
- II.2.3.Академия Платона
- II.2.4.Аристотель
- II.3.Философия эпохи эллинизма
- II.3.1.Эпикуреизм
- II.3.2.Стоицизм
- II.3.3. Общая характеристика античной философии
- II.4. Философия древней Индии и Китая. Аксиомы "западной" культуры
- II.4.1.Философия древней Индии.
- II.4.2.Буддизм
- II.4.3.Три драгоценности буддизма
- II.4.4.Чань-буддизм
- II.5.Философия древнего Китая
- II.5.1.Даосизм: Небо-дао-мудрость
- Даосизм и греческая философия
- Человек
- II.5.2.Конфуций
- Знание – преодоление себя
- Обретение Пути
- Справедливость – судьба
- Природа человека
- «Благородный муж»
- Сыновняя почтительность
- II.5.3.Сократ – Конфуций
- II.6. Философия в средние века
- II.6.1. Античная культура и христианство
- Бог, человек, мир в христианстве. Вера вместо разума
- Новый образец: любовь, терпение, сострадание
- Человек: между греховностью и совершенством
- Жить сообразно природе или следуя Богу?
- "Природа" и свобода
- II.6.2. Религиозный характер философии средневековья. Патристика и схоластика
- II.7. Философия Нового времени. Выдающиеся европейские философы XVII-XVIII вв. Русские философы XVIII в.
- II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма диалектики
- II.10. Философский иррационализм.
- II.10.1. Шопенгауэр
- Мир как воля и представление
- Человек в мире
- Феномен сострадания: путь к свободе
- II.10.2.Ницше
- Воля к власти
- Человек и сверхчеловек
- Тело и душа
- Человек должен стать свободным
- II.11. Русская философия XIX в.
- II.12. Панорама философии хх века
- II.12.1.Философия "серебряного века" русской культуры
- II.12.2.Советская философия
- II.12.3.Неопозитивизм
- II.12.4.Феноменология
- II.12.5.Экзистенциализм
- II.12.6.Герменевтика
- Глава III. Философские и естественнонаучные картины мира
- III.I. Понятия «картина мира» и «парадигма». Естественнонаучная и философская картины мира.
- III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности
- III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
- III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Возникновение атомистики. Научное наследие Аристотеля
- III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой натурфилософии. Развитие математики и механики
- III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии. Продолжение идей атомистики и геоцентрической космологии
- III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
- III.4. Научные революции эпохи нового времени и смена типов миропонимания
- III.4.1. Научные революции в истории естествознания
- III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической картины мира
- III.4.3. Вторая научная революция.
- Создание классической механики и
- Экспериментального естествознания.
- Механистическая картина мира
- III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений.
- III.5 диалектико-материалистическая картина мира второй половины XIX века
- III.5.1. Формирование диалектико- материалистической картины мира
- III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии и естествознания. Материя как объективная реальность
- III.5.3. От метафизико-механического – к диалектико-материалистическому пониманию движения. Движение как способ существования материи
- III.5.4. Понимание пространства и времени в истории философии и естествознания. Пространство и время как формы бытия движущейся материи
- III.5.5. Принцип материального единства мира
- III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий хх века. Проникновение в глубь материи. Квантово-релятивистские представления о мире
- III.7. Естествознание хх века и диалектико-материалистическая картина мира
- Глава iy.Природа, общество, культура
- Iy.1. Природа как естественная основа жизни и развития общества
- Iy.2. Современный экологический кризис
- Iy.3. Общество и его структура. Социальная стратификация. Гражданское общество и государство.
- Iy.4. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в общественной жизни.
- 4.5. Специфика философского
- Подхода к культуре.
- Культура и природа.
- Функции культуры в обществе
- Глава y. Философия истории. Y.I. Возникновение и развитие философии истории
- Y.2. Формационная концепция общественного развития в философии истории марксизма
- Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества. Традиционные и техногенные цивилизации
- Y.4. Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма» y.4.1. Концепция «Стадий экономического роста»
- Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
- Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного) общества»
- Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии цивилизации
- Y.4.5. Концепция «информационного общества»
- Y.5. Философия истории марксизма и
- Современные «индустриальные» и
- «Постиндустриальные» концепции
- Развития общества
- Глава yi. Проблема человека в философии,
- Науке и социальной практике
- Yi. 1.Человек во Вселенной.
- Антропный космологический принцип
- Yi.2. Биологическое и социальное в человеке. Человек как индивид и личность
- Yi.3. Сознание и самосознание человека
- Yi.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм и неофрейдизм
- Yi.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.
- Yi.6. Мораль, нравственные ценности, право, Справедливость.
- Yi.7. Представления о совершенном человеке в различных культурах
- Глава yii. Познание и практика
- VII.1. Субъект и объект познания
- Yii.2. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания
- Yii.3. Мышление и формальная логика. Индуктивный и дедуктивный типы умозаключения.
- Yii.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика инженерной деятельности
- Yii.5. Проблема истины. Характеристики истины.Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
- Глава yiii. Методы научного познания yiii.I ПонятиЯ метода и методологии. Классификация методов научного познания
- Yiii.2. Принципы диалектического метода, их применение в научном познании. Yiii.2.1.Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании
- Yiii.2.2.Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание
- Yiii.2.3.Принцип детерминизма. Динамические и статистические закономерности. Недопустимость индетерминизма в науке
- Yiii.2.4.Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подходы в познании
- Yiii.3. Общенаучные методы эмпирического познания yiii.3.1.Научное наблюдение
- Yiii.3.3.Измерение
- Yiii.4. Общенаучные методы теоретического познания yiii.4.1.Абстрагирование. Восхождение от
- Yiii.4.2.Идеализация. Мысленный эксперимент
- Yiii.4.3.Формализация. Язык науки
- Yiii.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания yiii.5.1.Анализ и синтез
- Yiii.5.2.Аналогия и моделирование
- IX. Наука, техника, технология
- IX.1. Что такое наука?
- IX.2.Наука как особый вид деятельности
- IX.3.Закономерности развития науки.
- IX.4. Классификация наук
- Механика прикладная механика
- IX.5. Техника и технология как социальные явления
- IX.6. Взаимоотношение науки и техники
- IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия
- IX.8. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса
- IX.9.Наука и религия
- Глава х. Глобальные проблемы современности х.I. Социально-экономические, военно-политические и духовные характеристики мировой ситуации на рубеже хх и ххi веков.
- Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие черты и иерархия
- Х.3. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегия дальнейшего развития человечества