Содержание
1. Предприятие как субъект рыночной экономики 3
2. Организационно-правовые типы предприятий 6
2.1 Единоличное предприятие 6
2.2 Хозяйственное общество 7
2.3 Акционерное общество 9
2.4 Кооператив 13
2.5 Государственное предприятие 15
3. Заключение 16
4. Список литературы 18
1. Предприятие как субъект рыночной экономики
Современная рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения, а в конечном счете, производителей и покупателей. Он состоит из большого числа разнообразных производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующих в рамках принятого в стране правового законодательства.
Рыночная экономика находится под влиянием «невидимой руки» рыночных сил (по выражению А. Смита) и государственного регулирования, присущих той или иной отдельной стране.
Основные субъекты хозяйственной деятельности в рыночной экономике – домашние хозяйства, предприятия и государственные учреждения.
Домашние хозяйства (домохозяйства) как экономический образ средней семьи представляют собой условную единицу, с одной стороны, потребительской сферы, с другой – владельцев экономических ресурсов.
Предприятия и государственные учреждения – структурные составляющие второй главной сферы человеческой деятельности в области экономики (сферы деловой активности людей).
Основные субъекты хозяйственной деятельности, взаимодействуя между собой, совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.
Предприятия, заплатив устанавливаемую цену за факторы производства на рынке ресурсов, производят товары и услуги. Это основная функция предприятия. Масса товаров и услуг поступает далее домохозяйствам и государственным учреждениям для удовлетворения всей гаммы индивидуальных и общественных потребностей общества. Платежи, которые производят предприятия за экономические ресурсы (труд, капитал, предпринимательские способности) представляют собой себестоимость производимой продукции (издержки предприятия). Но одновременно эти же платежи, составляющие заработную плату, процент и прибыль в домохозяйстве, представляют собой потоки, поставляющие эти ресурсы. В процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражают свой спрос на необходимые им товары и услуги.
Взаимное воздействие этих услуг и предложения предприятий определяют цены на продукты и услуги. С точки зрения предприятий, потребительские расходы на товары и услуги образуют доходы от реализации ими этих товаров и услуг.
Следует учесть, что домохозяйства и предприятия выступают на двух рынках: ресурсном и на рынке продуктов. При этом каждый раз они оказываются на противоположных сторонах. На ресурсном рынке предприятие выступает на стороне спроса, т.е. как покупатель, а домохозяйства как владельцы ресурсов – на стороне предложения, т.е. как поставщики. На рынке продуктов они меняются местами.
Все типы хозяйственных субъектов действуют на одном рынке. Однако характер взаимосвязей «предприятия-домохозяйства» и «предприятия-государственные учреждения» различен.
На потребительском рынке между предложением предприятия и спросом домохозяйств на определенные товары и услуги осуществляет взаимодействие классического типа: цены на них формируются после производства товаров. При этом предприятие в значительной степени подвержено риску недополучить спрогнозируемый доход, даже заинтересовав покупателя более низкими ценами или льготами или через интенсивную рекламу.
В отличие от потребительского рынка основная масса покупок государства осуществляется через систему «государственного заказа». Тогда цена на продукты и услуги может быть установлена до их производства. В этом случае риск предприятия минимален, так как можно заранее обговорить цены, число и условие поставок. Вместе с тем госучреждения могут производить покупки товаров как на рынке продуктов, так и на рынке ресурсов.
На каждом предприятии производственные факторы (ресурсы, человеческий труд) должны взаимодействовать друг с другом, чтобы обеспечить выпуск продукции. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных производственных ресурсов. Поэтому в соответствии с экономическим признаком предприятие может свои результаты:
а) максимизировать – при заданном объеме производственных ресурсов должен быть достигнут наибольший выпуск продукции;
б) минимизировать – определенный объем выпуска продукции должен быть реализован при наименьшем расходовании производственных ресурсов;
в) оптимизировать – затраты и результаты находятся в определенном оптимальном сочетании.
Любое предприятие должно быть в состоянии финансового равновесия: своевременно выполнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов.
В рыночных условиях предприятие в значительно степени автономно ориентируется на спрос потребителя, увязывает ресурсы с требованиями рынка, реализует свою продукцию по рыночным, а не по государственным ценам. В этих условиях преобладающей формой собственности должна быть частная и коллективная
Таблица 1 – Классификация предприятий