logo search
Sbornik_2010

Проблема «информационного неравенства» в современном обществе

В то время как понятие «информационное общество» до сих пор точно не определено в своем содержании, уже достоверно известно, что неравенство является его неотъемлемой характеристикой. Причем наряду с классовым, расовым и гендерным выделяется особый тип – информационное неравенство.

Современное научное сообщество предлагает рассматривать «информационное неравенство» в широком и узком смыслах.

Широкое определение подразумевает различную степень доступа к знаниям, накопленным в обществе, начиная с появления первых форм письменности и первых попыток перенесения информации на материальный носитель. Определяющую роль в данном случае играет грамотность, доступность образования, а также его качественные отличия для разных слоев населения. На сегодняшний день существует колоссальная разница между декларируемой демократизацией в сфере образования и реальной дифференциацией.

В узком смысле данное понятие часто отождествляется с понятием «цифровой раскол» («Digital divide»), возникающим в процессе информатизации общества и указывающим на разные возможности населения в отношении использования новейших информационных технологий.

«Цифровое неравенство» включает в себя спектр проблем, охватывающих все сферы человеческой жизни.

Экономико-технологическая проблема обусловлена отсутствием доступа к информационно-коммуникационным технологиям, в частности к Интернету, тех, кто и так был лишен современных возможностей цивилизации. Вследствие ограниченности «компьютерного парка», а также неспособности некоторых групп населения в полной мере пользоваться качественными сервисами и услугами (платными в большинстве случаев), предоставляемыми в современном информационном пространстве, происходит еще больший разрыв между данными группами и элитной частью населения.

Слабая активность правительств многих государств в отношении развития и распространения новых ИТ, отсутствие широкой законодательной базы, обеспечивающей свободный и равный доступ населения к новым возможностям эпохи, порождают бесконтрольность и неоднозначность процессов информатизации.

Негативную роль «цифровое неравенство» играет в сфере международного сотрудничества, экономического, политического и социального развития планеты в целом. В глобальном смысле данная проблема связана с неравновесным распределением интернет-узлов по регионам мира по сравнению с распределением численности населения. «Цифровой разрыв» усугубляет отставание развивающихся стран от государств-лидеров и приводит к росту нестабильности в мире.

«Языковая проблема» заключается в создании информационных продуктов на определенном языке. На сегодняшний день около 80% всего объема информационного и программного продукта производится на английском языке, в то время как более 75% населения планеты им не владеет. В результате мы можем наблюдать процессы формирования отдельных информационных сред и Интернет-сообществ в ряде стран и регионов мира, общающихся на одном языке, отличном от английского.

Неравенство усугубляется невысокой степенью мотивационной готовности разных слоев населения к использованию новых ИТ, недооценкой различными социальными слоями важности процесса информатизации вообще.

Постоянное внедрение инновационных технологий требует особой подготовки пользователей. В связи с этим необходимо обеспечивать определенный уровень образования и компьютерной грамотности во избежание исключения части населения планеты из всеобщего процесса информатизации и ее неконкурентоспособности на современном рынке труда.

Проблеме удовлетворения потребностей различных возрастных аудиторий в пространстве Интернета на данный момент практически не уделяется внимание. Интернет-компании бросают основные усилия на расширение круга пользователей среди молодежи, не учитывая заинтересованности и реальных интеллектуальных, финансовых возможностей старшей возрастной категории. В США и ряде европейских стран население пенсионного возраста обладает значительным капиталом, пригодным для инвестирования в развитие информационных технологий. Этот факт также остается не замеченным.

«Информационное неравенство» не следует рассматривать исключительно как проблему доступности/не доступности технологических новаций и телекоммуникационных систем. Данный вид неравенства определяется множеством фактором и, как следствие, поднимает вопрос о принадлежности определенных групп населения к современному социокультурному пространству. «Информационный разрыв» ставит под удар эффективность использования инновационных технологий и развитие общества в целом. Результатом может стать глубокий социально-экономический кризис, как в отдельных странах, так и в масштабах планеты.

Сложившаяся ситуация требует активного поиска решений, поскольку с ростом сервисных и информационных возможностей поля Интернет- и телекоммуникаций «информационное неравенство» будет достигать все больших масштабов. Вариантами решения проблемы могут служить: снижение стоимости компьютерного и программного обеспечения, преодоление имущественной дифференциации населения, увеличение инвестиционного фонда ИТ, разработка государственных программ с целью повышения компьютерной грамотности, формирование адекватного общественного мнения, проведение активной социальной политики по отношению к незащищенным категориям населения, улучшение научно-технической базы, увеличение количества точек доступа к информационным ресурсам, принятие курса на международное сотрудничество.

Соколовська Марина

Дніпродзержинський державний технічний університет

(Україна, м. Дніпродзержинськ)