logo search
Sbornik_2010

Смысложизненная концепция личности: опыт эмпирических исследований в рамках качественной парадигмы методом «grounded theory».

Социогуманитарный подход, лежащий в основе «наук о культуре», предполагает построение такой методологии исследования, при которой в центр изучения ставится личность, её ценности, мотивация, установки, и соответствующие им институты, традиции и практики. Именно такой теоретико-методологический подход позволяет осуществить социологическое изучение личностного понимания смысла жизни, рассмотреть его как социокультурный феномен и структурный элемент самосознания личности.

Однако, в ситуации отсутствия адекватных современному состоянию общества теоретико-методологических наработок по теме смысла жизни, а также недостаточной эмпирической изученности данного феномена в гуманитарном знании для первичного ознакомления с предметом исследования автором было проведено два эмпирических исследования в рамках качественной парадигмы (2000, 2001 гг.). Результаты этих исследований остаются актуальными и сегодня.

В первом исследовании (названном «Ракушки и шторм») в качестве объекта изучения были отобраны студенты III-IV курсов вузов г. Харькова, предметом послужило личностное понимание смысла собственной жизни, которое впоследствии автор назвал «смысложизненной концепцией личности». Цель исследования заключалась в получении первичной информации о смысложизненных концепциях студенчества. В качестве метода сбора информации была использована проективная техника, анализ проводился с помощью метода «grounded theory» – «обоснованной теории» (или «укоренённой теории», «заземлённой теории» по Ядову В.А.; «восхождение к теории» по Семёновой В.В.).

Всем респондентам было предложено следующее задание: «Представьте себе, что близкий человек, судьба которого Вам не безразлична, сообщил, что жизнь потеряла для него всякий смысл, он не знает, для чего ему дальше жить. Вы знаете, что к Вашему мнению он прислушивается. Напишите, пожалуйста, письмо, которое, по Вашему мнению, сможет ему помочь». В итоге было получено 30 писем, тексты которых были подвергнуты процедурам аналитической индукции, дедукции и верификации.

В ходе анализа на этапе теоретического структурирования данных были выявлены смысложизненные цели и ценности студентов. Так, среди смысложизненных целей доминирующими были «деятельность на благо родных и близких» (в 9 письмах из 19) и «самосовершенствование», «развитие своих физических и интеллектуальных способностей» (7 из 19). Среди смысложизненных ценностей явное преимущество имели «близкие люди» – родители, дети, друзья (18 из 30). При этом практически отсутствовали ценности социального характера: всего лишь один респондент отметил такие ценности, как «родина», «народ».

Довольно часто среди смысложизненных ценностей называлась «жизнь»: «жить ради самой жизни», «просто жить». В одних случаях, такая позиция была скрытым неосознанием смысла собственной жизни, отсутствием ответа на этот вопрос, В других случаях расшифровки данных формулировок самими респондентами («жить, наслаждаться каждым днём» и т.п.») позволили интерпретировать данный факт как отражение гедонистического ситуативного отношения к жизни, при котором сама жизнь воспринимается как игра (понимаемая здесь в широком значении – как деятельность, не имеющая непосредственно практической цели и доставляющая человеку радость сама по себе). В ряде писем было высказано мнение об индивидуализации смысла жизни – «у каждого свой смысл жизни».

Основной вывод данного исследования состоял в следующем: в условиях социокультурной трансформации украинского общества макросоциальные структуры теряют своё значение в повседневной жизни личности, в результате чего смысловой горизонт личности сужается до границ непосредственного личного взаимодействия, уровня малых социальных групп. (Аналогично ракообразные на время шторма прячутся в раковинах).

Вследствие коренных социальных изменений и неопределённости будущего, ранее значимые и социально востребованные смысложизненные концепции не имеют структурного подкрепления, поддержки и долгосрочные практические цели, стратегии, планы личности теряют своё значение. В такой ситуации происходит широкая дифференциация смысла жизни, индивидуализация смысложизненных концепций студенчества, причём как защитная реакция на утрату ранее значимых социально направленных смыслов жизни. Преимущество получает распространение игровой смысложизненной концепции, в которой жизнь есть игра, нацеленная на получение удовольствия от переживания событий самой жизни. Отсюда распространённое мнение о том, что «у каждого свой собственный смысл жизни».

Так, некоторая часть студенчества, обладающая потребностью в активной деятельности, в преобразовании как определённом творчестве, не находя смысла в деятельности, направленной на преобразование внешнего мира, не видя возможностей для такой деятельности, направляет свои усилия на преобразование себя, видит смысл жизни в самосовершенствовании, развитии своих собственных интеллектуальных и физических способностей. Такой спрос порождает предложение в виде различных религиозных и эзотерических сект, школ духовного развития; курсов обучения иностранному языку, художественному творчеству, музыке, танцам; спортивных секций единоборств, бодибилдинга, шейпинга, пилатеса, йоги и прочих.

Целью второго исследования было выявление специфики влияния вуза как института образования на формирование смысложизненных концепций студентов. Методом сбора эмпирических данных выступило групповое фокусированное интервью. Данное исследование полностью подтвердило об индивидуализации смысложизненных концепций студенчества, значимости своего личного смысла жизни. Самоконструирование является сегодня особым видом формирования смысложизненной концепции личности. Однако следует отметить, что в повседневной жизни артикуляция смысложизненной проблематики происходит на уровне достижения конкретных целей, реализации жизненных планов, а не мировоззренческой направленности личности.

Специфика влияния вуза как института образования на формирование смысложизненных концепций заключается в том, что вуз расширяет культурный кругозор личности, позволяет выработать критическое мышление и способность делать реальные оценки ситуации собственной жизни. В процессе вузовского образования происходит рационализация и логическое обоснование смысложизненной концепции личности. Высшее образование не обязательно меняет смысложизненные ориентиры, но в значительной степени проясняет цели жизни, способствует установлению баланса личных и общественных ценностей. Также, помимо образования, в качестве факторов формирования смысложизненных концепций значимыми остаются традиции и ближайшее окружение.

Римар Ярослав

Київський національний університет імені Тараса Шевченка

(Україна, м. Київ)