logo search
Sbornik_2010

Роль телевидения в социализации подростков

ХХІ – это век информационных технологий, век средств массовой информации и средств массовых коммуникаций. Самым распространенным из них является телевидение, оно вошло в нашу повседневную жизнь и стало одним из главных источников получения информации.

На сегодняшний день взаимодействие человека и средств массовой коммуникации стало реальностью повседневной жизни. Телевидение определяет характер культуры, влияет на сознание человека, изменяя при этом способы восприятия им информации. За последние два десятилетия телевидение сделало огромный шаг в своем развитии, в разработке разнообразных по своему содержанию программ, поэтому его рейтинги среди других средств массовой информации (возможно, кроме всемирной сети Интернет) в наше время значительно возросли.

Учитывая то, что просмотр телевидения занимает достаточно много времени у подростков, оно выступает как один из основных факторов социализации представителей этой группы.

В то же время, сейчас заостряется проблема ценностных ориентаций, так как история развития общества свидетельствует о том, что к ценностной проблематике чаще всего обращаются на его «переломах». Именно таким переломом можно назвать те события, которые происходят в нашем обществе последние двадцать лет. Изменения в общественной жизни привели к частичной переоценке существенных ценностей, функционировавших в течение довольно длительного периода времени. Как будет строиться система ценностей нового поколения и какой она будет – напрямую зависит от факторов социализации, от того, как они воспринимаются личностью. Как и раньше, основными, очень важными факторами социализации остаются семья и ровесники, друзья, но, кроме них, очень большую роль играет телевидение. Кроме того, молодежь, лишенная традиционных, сложившихся на протяжении поколений, ориентиров, оказалась подверженной самым разнородным влияниям системы ценностей Запада, которая находится в состоянии идеологического кризиса.

Поэтому и возникает вопрос о том, как влияет телевидение на ценностную систему подростков от 12 до 17 лет.

Многие ученые считают, что в наши дни влияние телевидения на поступки индивида и общества настолько существенно, что оно определенным образом управляет социальной, политической экономической жизнью общества.

Телевидение является последним по времени возникновения средством массовой коммуникации (за исключением Интернета). Тем не менее, это не помешало ему стать самым распространенным каналом воздействия, при этом имеющим самое большое влияние на массовую аудиторию. Оно охватывает самые разнообразные слои населения, многие из которых основываются вне влияния других СМК.

Телевидение – один из основных источников нравственного научения, поскольку оно предоставляет нашему вниманию множество примеров человеческого поведения. Хотя люди в развитых государствах, по мнению ученых, особенно критически ставятся к масс-медиа, в частности, к телевидению, телерекламе и тележурналистике, масс-медиа остаются одним из самых мощных факторов влияния на людей. Большинство людей в развитых странах всего мира признаются, что доверяют телевидению больше, чем какому-либо другому источнику информации, так как оно воспринимается визуально, является непосредственным и удобным, так что его просмотр становится привычкой и воспитывает особенный вид доверия.

Это средство массовой информации оказывает наибольшее влияние именно на детей и подростков. Взрослый человек, имеющий больший жизненный опыт, в отличии от подростка, применяет много разных критериев, прежде чем доверять или давать нравственную оценку той или иной телепередачи. Например, жестокое поведение взрослым человеком может оцениваться по-разному: причинение боли другим в корыстных целях или такое же поведение ради спасения близкого – совершенно различны с точки зрения морали.

Мнения по поводу того, как влияет телевидение на подростков, различаются в зависимости от того, каким зрителем считается подросток –пассивным или активным.

Сторонники первой точки зрения считают, что для подростков, у которых чаще всего еще не сформировались собственные нравственные установки, восприятие «хорошего» и «плохого» однопорядково. Просматривая определенную телепередачу или телевизионный фильм, это возрастная группа воспринимает информацию так, как она преподносится с экрана телевизора. Это мнение разделяли и ученые, разрабатывавшие теорию «прямого влияния» телевидения на массовую аудиторию: согласно ей телепередачи с элементами насилия стимулируют агрессивное поведение.

Противники этой теории считают, что подростки – вовсе не пассивные зрители. Они не просто смотрят телепрограммы, но концентрируют на них свое внимание, а следовательно, извлекают из них определенный смысл, анализируют его, соглашаются с ним или критикуют, запоминают его. Зритель «читает» телевизионный текст, просматривая телевизионную программу, вследствие чего «включаются» когнитивные процессы, связанные с мышлением и восприятием.

Существует и третье мнение насчет телевидения. Считается, что телевидение остается неотъемлемым компонентом культуры, оно дает людям доступ к разнообразной информации со всей планеты, оно дает людям возможность опосредованно быть участниками мировых событий.

Телевидение нельзя оценивать однозначно как позитивный или негативный фактор влияния на подростка. Необходимо учитывать то, что основными факторами социализации этой возрастной группы остаются семья и окружающая социальная среда; соответственно, влияние телевидения может усиливаться или уменьшатся в зависимости от характера взаимоотношений подростка с семьей и сверстниками.

Сикорская Виктория

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

(Украина, г. Харьков)