logo search
Метод по дипломам

2. Изучение и анализ литературы.

Начальной фазой выполне­ния дипломной работы является подбор моно­графической и пе­риодической литературы по теме исследования. Это позволяет студенту понять историю и современное состояние вопроса, на­метить опти­мальную методику выполнения работы. Значительно рационализируют и об­легчают поиск и нахождение литературы каталоги библиотек: алфавитный, предметный и систематиче­ский. Можно также воспользоваться указателями статей про­фильных журналов. Например, студенты-рекламисты могут вос­поль­зоваться следующими журналами: «Пресс-служба», «Советник», «Про-марке­тинг», «Бренд-менеджмент», «Рекламный журнал», «Реклама и жизнь», инфор­мационные ресурсы: http://www.sostav.ru, http://www.rwr.ru, www.pr-club.com, http://www.4p.ru и т.д.

Большую помощь в поиске необходимой информации оказывают рефера­тивные журналы и сборники, различные библиографические издания, летопись журнальных статей и книжная летопись, вы­пускаемая Всероссийской книжной палатой еженедельно.

Приступая к дипломной работе, студент составляет свою картотеку соот­ветствующей литературы по теме и смежным во­просам. Картотека организует и предельно облегчает каждо­дневное общение с литературой, делает работу с ней целеуст­ремленной. Личная картотека может содержать много дополни­тельных данных по сравнению с библиотечными каталогами. На карточках приводятся сведения о степени пригодности книги или статьи для дипломной работы; о предполагаемых путях ее использования; названия параграфов или глав, где может быть полезная информация, почерпнутая из этого источника; номера нужных страниц, откуда следует сделать выписки; библиотечные шифры; в ка­кой библиотеке можно найти эту книгу и т.д.

Работая с литературными источниками, целесообразно де­лать выписки, ко­торые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках. Над каждой выпиской надо указывать проблему, о которой вы пи­шите, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу с цитатой. Выписки, сде­ланные на карточ­ках, особенно удобны, когда возникает необ­ходимость собрать материалы из разных источников по одному и тому же вопросу.

Большую помощь в критическом анализе книги или статьи оказывают те­зисы. В отличие от выписок тезисы всегда содер­жат доказательства, позволяю­щие сопоставить свой взгляд с точкой зрения автора анализируемой книги или статьи. В тези­сах информация воспроизводится в той логике, которая отража­ет общий замысел дипломной работы. Как пишутся тезисы? По­сле предваритель­ного ознакомления с текстом необходимо раз­бить его на ряд относительно са­мостоятельных и завершенных частей. В каждой из этих частей определяют и выписывают ос­новные идеи. Хорошо продумав выделенные идеи и уяснив их суть, следует четко сформулировать отдельные положения. Про­цесс составле­ния тезисов позволяет изучить и продумать тот или иной вопрос, используя несколько источников информации.

Часть тезисов может содержать цитаты, необходимые для срав­нения раз­ных точек зрения или же для тех случаев, когда требу­ется особая осторожность в выводах. Обычно в самих тезисах не приводятся факты или примеры, но сами по себе тезисы долж­ны быть всегда достаточно обоснованными и аргументиро­ван­ными.

Наиболее универсальный вид записи — это конспект. С кон­спектом у ди­пломника меньше риска заблудиться в чужих мыс­лях, чем при использовании выписок и даже тезисов, не говоря уже о набросках «для себя». При составле­нии конспекта нужно стремиться к форме связного пересказа, но не в ущерб кратко­сти. Конспект должен содержать в себе не только основные по­ложения и выводы автора книги или статьи, но и факты, дока­зательства, примеры. В кон­спекте может найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу. Но все­гда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было легко разобраться где авторское, а где личное понимание вопроса. При изучении литературы нет необходимости отражать в конспекте все содер­жание анализируемых книг или статей. Лучше всего составлять тематический конспект по ряду источ­ников, позволяющий более или менее полно охаракте­ризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализиро­вать различные точки зрения, определить подход к изучению проблемы.